Изображение Кто лучше в качестве живца
Изображение Кто лучше в качестве живца

Кто лучше в качестве живца

Поплавочники и фидеристы не утруждают себя осмысленным использованием терминов насадка и наживка. У любителей жерличной снасти все точно, просто и однозначно – живец. Это приманка, в роли которой, выступает живая рыба, и не обязательно маленькая. Большому рту – большой кусок, а очень большому рту – большой живец.

В качестве живцов чаще других используют плотву, карася, окуня, пескаря, ерша, верховку и ротана. Обсуждать, какой породы живец самый распространенный, а тем более, какой лучший, нет никакого смысла.

В каждой местности есть свой «лучший живец», как по виду, так и по размеру. Но, кроме, местных авторитетных рыболовов, еще есть СМИ, а в них есть свои авторитетные авторы.

И у тех, и у других есть свои слушатели и последователи. И все бы хорошо, если бы все авторы, как местные мастера ловли рыбы, писали бы только о своем личном опыте.

А иначе появляются устойчивые литературные стереотипы, часто устаревшие, а зачастую и неверные. Живцы не исключение.

Изображение Около берега утром. Фото: Елена Егорова.
Около берега утром. Фото: Елена Егорова. 

Возьмем в качестве живца плотву. Какую книжку не возьмешь – везде плотва, чуть ли не лучший живец. Дескать, и для щуки это самый привычный корм, и видна плотва издалека, и бойко ходит на крючке.

По моему опыту, плотва в качестве живца хороша для ловли на водоемах, в которых действительно много щуки, там же много вкусной и здоровой плотвы, где нет прессинга со стороны рыболовов.

Например, в Валдайском озере и в нескольких озерах в его округе плотва такая же вкусная, как окунь, уклейка или подлещик. В ней нет ленточных паразитов, которых щука распознает безошибочно по запаху.

Мои знакомые, которые в тяжелые годы ловили щуку жерлицами и блеснами с целью продажи, подтверждали этот факт. Однажды они специально переносили две жерлицы с живцом-плотвой на новые точки и так не дождались поклевки. Занятно то, что после переноса снастей на их место ставили другие жерлицы и ловили щук. Хищнику явно не нравились эти две плотвички. Вскрытие показало, что они заражены паразитом.

Изображение Истинно живцовый размер. Фото: Андрей Яншевский.
Истинно живцовый размер. Фото: Андрей Яншевский. 

Если плотва не зараженная, то из нее можно «сделать» очень эффективную приманку.

Для этого ее нужно грамотно предложить хищнику.

Как и в любом способе активной ловли, в жерличной ловле есть своя техника.

Крайне важен вопрос, о том, как преподать приманку хищнику.

На течении оснастку с живцом можно заякорить на месте.

В сильно заросшем водоеме использовать тяжелую огрузку с коротким поводком, чтобы живец не мог спрятаться в растениях.

Или бросить прикормки, чтобы сконцентрировалась мелочь, которая привлечет внимание хищника.

Плотва в качестве живца хороша тем, что ею можно и нужно весьма эффективно управлять. Плотва на крючке живцовой оснастки почти всегда сохраняет высокую активность, именно этим и пользуются рыболовы.

Она не прячется за камнями на течении, а если и прячется, то не надолго. Она не стремится забиться в траву, а скорее пытается уйти к поверхности, чем ко дну.

Когда к ней приближается хищник, плотва проявляет высочайшую активность тем самым провоцируя поклевку щуки или окуня.

Именно по этим причинам плотва местами стала самой распространенной наживкой во время ловли не только активного осеннего хищника, но и «зимнего».

С этим живцом есть еще одна проблема, которая заключается в трудности ее транспортировки. Это одна из причин, почему московские рыболовы намного чаще используют карася, чем плотву.

Изображение Для утренней ловли этого вполне достаточно. Фото: Елена Егорова.
Для утренней ловли этого вполне достаточно. Фото: Елена Егорова. 

Проблема транспортировки отпадает зимой, если ловить плотву непосредственно на том же водоеме и сразу же «заряжать» жерлицы. Такое случается, но можно потратить много времени на «заготовку» живца и пропустить «выход» хищника.

Очень многие рыболовы не могут поймать мелкую плотву, особенно глубокой осенью, для живцовой снасти.

Дело в том, что клев мелкой, живцовой плотвы бывает настолько осторожным, что не помогает даже самая легкая и чувствительная оснастка.

Когда я собираюсь зимой за мелкой щукой, например, на Истринское водохранилище, то приезжаю затемно, готовлю первые лунки и для расстановки жерлиц, и для поимки живцов. Ловлю первого живца и сразу же снаряжаю первую жерлицу.

Позднее можно не спеша полавливать живцов и менять их во время перемещения самих жерлиц по водоему.

Если я еду на Валдай специально за крупной щукой, то по пути останавливаюсь на небольшом озере и ловлю живцов на утро.

И в том, и в другом случае, попутно неминуемо попадается окунь.

Лично я считаю, что именно окунь более универсальный живец на тех водоемах, где я ловлю.

Крупная щука охотится за окунем, и как за своим пищевым конкурентом, и как за весьма вкусным блюдом, к тому же более доступным, чем другие рыбы. Особенно осенью и зимой.

Окунь и щука зачастую кооперируются и начинают «загонять» рыбу сообща. Ну, как тут, при случае, не сожрать зазевавшегося соседа.

Во время «сафари», когда крупному окуню не удается поживиться верховкой, уклейкой, сеголетком или мелкой плотвичкой, он, по случаю, хватает своего меньшего собрата. Распробовав разницу во вкусе и питательности плотвы и окуня, «матерый» хищник, вероятно, начинает охотиться за своими сородичями уже целенаправленно.

Еще окунь незаменим при ловле угря.

Угорь, как и окунь любого размера, с наступлением сезона осенних дождей, скатывается в прирусловые зоны, которые несут ослабленного малька-сеголетка. Эти мальки не выдержали конкуренции и не смогли нагулять необходимого перед зимовкой веса. Они или погибнут, или будут съедены другими хищниками. Окунь, судак, сом, угорь, крупная густера только этого и ждут.

Сеголетки плотвы, пескаря, щуки, рыбца, подлещика и густеры устремляются к прибрежной зоне, с более слабым течением, и достаются щуке и окуню среднего и мелкого размера.

А, вот сеголетки окуня и ерша, частично покидают прибрежную зону и устремляются к, якобы, спасительной глубине. И здесь их уже поджидают.

Оказалось, что мелкий окунь, даже очень мелкий, способен выдерживать, в отличие от представителей других видов рыб, перемещение на очень приличные глубины. Поэтому его и используют при ловле угря на осенней реке.

Поведение окуня на крючке живцовой снасти совершенно иное, чем у плотвы.

Он не стремиться подняться вверх, но упорно и настойчиво пытается уйти в сторону. Живец тянет и тянет грузило на оснастке, потом устает, грузило возвращает его обратно. Этот маятник работает, пока живец не выбьется из сил.

Поэтому очень важно подбирать грузило не по глубине, а по силам живца.

Изображение Родился живцом. Фото: Андрей Яншевский.
Родился живцом. Фото: Андрей Яншевский. 

Что касается карася, то я крайне редко ловлю на таких водоемах, где этот живец предпочтителен. Это затопленные торфяные выработки или платные водоемы с привезенной щукой.

К тому же я не настолько часто вообще ловлю на живца, по сравнению, например, с ловлей карпа, плотвы или окуня штекером, или той же щуки на блесну.

Поэтому, если планируется выезжать на хищника с живцом постоянно, то карасей лучше сразу где-то заготовить и держать в просторном аквариуме. Запасаться мелким карасем удобно осенью в каком-нибудь рыбхозе.

Есть еще один очень и очень хороший, в смысле эффективности, живец. Это верховка, и к ней я обязательно вернусь.

Что еще почитать