Изображение Щучье царство

Щучье царство

Утиная охота подошла к концу, каждый из нас получил свою порцию адреналина, опять же байки под ароматный шулюм у костра. Но осталось еще несколько дней отпуска. И на что их потратить, вопрос не стоял.

Нижняя Волга весной – это мечта. Еще бы, столько воды, такие просторы, здесь просто не может не быть трофейной рыбы, нужно только суметь ее взять. И вовсе не аргумент, что другим она не попадает на крючок – просто им не повезло.

Какой рыбе уделить больше внимания и усердия – вопрос вопросов. И с сомом нужно успеть потягаться, и с сазаном хотелось бы побороться, и на уху что-либо наловить, да и покоптить что-то…

Степь встретила нас ярким солнцем и жухлым золотисто-соломенным пейзажем до самого горизонта. Зелень древесно-кустарниковой кромки берега и редкие буро-зеленые прядки тростника на далеких ериках в дрожащем мареве лишь подчеркивали необъятные просторы, непривычные глазу для жителя средней полосы. Еще прошлой ночью, проезжая Тамбовскую область, мы любовались в лунном свете искорками инея на придорожной траве, а здесь окунулись в весну.

С высокого крутого берега хорошо читались прибрежные отмели и бровки. Простор такой, что дальний берег виден в виде узкой песчаной кромки, на его фоне буксир с баржей на фарватере выглядит мелким неуклюжим насекомым.

Одной из задач нашей компании была ловля сома донкой, причем на щучку, потому как на шестнадцатиметровой яме традиционная наживка, лягушки, не выдерживали давления воды и быстро засыпали. Щучки же, продетые за ноздрю, держались бойко несколько дней, а сом их очень уважает. Именно за щучками в качестве живца мы и поехали на ближайший ерик. Эти многочисленные озерца – настоящий рыболовный рай. Не зря многочисленные семейные рыболовные фестивали начинают свою программу именно с них. Во время половодья вся или почти вся волжская рыба заходит сюда на нерест. А после стремительного спада воды одни виды гибнут в слишком теплой воде, другие приспосабливаются и до следующего сезона остаются в плену этих проток.

Жадные поклевки многочисленных щук привели нас в полный восторг. Единственным препятствием было обилие водной растительности. Неточный заброс, и пучок водорослей надежно впивается в приманку, но зато появился стимул оттачивать мастерство подачи воблера или блесны. Час пролетел незаметно. И нам на уху хватит, и на живцов для сомика останется.

Погода менялась каждый день. То ветер в течение дня повернет на сто восемьдесят несколько раз, то дождь заморосит, а то и заморозок ночью прихватит. Днем иногда можно было позагорать, а с заходом солнца температура стремительно падала. Большая вода не оправдала наших надежд; хотя без рыбы мы не оставались, но сазан на прикорм не вышел, видимо, рано ему пока, а мелкие хищники в зачет не шли. Интереснее было ловить на ериках щучек.

Ериков в районе нашей стоянки было несколько. Наличие щуки в одних и почти полное отсутствие в других подсказывала численность озерных лягушек. Если армия амфибий велика – шансы почти на нуле. Стайки непуганых уток тоже подсказывали, что люди здесь не частые гости. Да и кто поедет сюда за рыбой, если взрослые рыболовы предпочитают этим озерцам Волгу, а мальчишкам хватает ближайших к жилью водоемов.

Некоторые ерики, расположенные неподалеку от нашего лагеря, отличались практическим отсутствием открытого зеркала воды, но стоило только попасть в маленькое окошко диаметром 40-50 см, как незамедлительно следовал удар, и спиннинг сгибался дугой. Хищник уходил под ковер из прошлогоднего тростника, плотно переплетенного тиной и водорослями, и часто приманка оставалась навеки там. Особенно азартно было бороться «вслепую». Резкие мощные рывки невидимого трофея, клубы илистой мути, плетенка, режущая спагетти из растительного ассорти, и немой вопрос: «Кто же там?» Сходы монстров только подливали масло в огонь рыболовной страсти.

Ерики с большим зеркалом воды, более-менее открытыми берегами и хорошим подьездом оказались наиболее интересными. Еще на подходе слышались характерные всплески жирующей рыбы. Но на предложенную приманку рыба не сразу реагировала поклевкой. Часто она провожала блесну до самого уреза воды, но не клевала. Иногда две-три невидимые торпеды мчались с разных сторон, и только веер малька брызгами разлетался перед пастью хищниц, указывая траекторию атаки. Но, дойдя до цели, «торпеды» замирали… и приходилось вновь перебирать весь арсенал приманок, подбирать скорость проводки и динамику игры. Каждое посещение водоема – новая головоломка. Еще сегодня утром Blue Fox №3 был лидером, а вечером с ним полное фиаско, «примой» становится мекая вертушка от Panther Martin. В следующий раз работал воблер Yo-Zuri с матовым блеском, и если его не оказалось в арсенале – увы, остался без поклевки.

Самым интригующим было то, что прямо возле берега встречались экземпляры, достойные объектива фотографа. При виде рыболова они уходили, создавая в воде эффектную воронку. Мы не сразу, но нашли решение. Каждый переход к новому месту решили делать по большой дуге, и первый заброс производить издали, почти по наитию угадывая урез воды. Если щука была поблизости, удар следовал моментально, даже если блесна падала в тину. Не все атаки завершались успешно, но лиха беда начало.

При вываживании очередной щуки, ее нередко атаковали соплеменницы, иногда по несколько раз, и щука приходила к берегу с рваным хвостом или следами зубов поперек тела. Когда расстояние между рядами зубов шире ладони, это вызывает не только удивление.

Однажды красный камушек в теле блесны Kuusamo произвел настоящий фурор. Практически каждый заброс приносил трофей. Мой друг Юра бросал туда же, но все безрезультатно. Я специально бросал туда, где он проверил, казалось бы, все возможные места стоянки рыбы, и… следовала поклевка. Утолив свою страсть и видя, как мучается друг, я отдал ему блесну. Праздник перешел на его улицу. Пожилой местный рыболов, попавшийся навстречу, с грустью в голосе спросил: «У вас тоже ничего?» «Да нет, у нас есть кое-что», – ответил я ему и подвел к багажнику нашего автомобиля. В большом пластиковом ящике, высовывая то голову, то хвост, переваливались красавицы щуки. «На что?» – еще более упавшим тоном спросил рыбачок. «Пойдемте, покажу», – и я повел его по берегу за удалившимся другом. Еще на подходе, увидев сияющее лицо друга, я понял, что тот тоже получил свою порцию удовольствия от рыбалки. «Где блесна? Покажи товарищу», – кивнул я на неудачливого рыболова. «Да вон она, висит на тростнике». На высокой стенке тростника вдоль противоположного берега блестела серебряная искорка, играя на солнце. Мы встречали раньше этого рыбака на этом ерике, когда он ловил с лодки. Поэтому дружно посоветовали не тратить зря время, а плыть за чудо-блесной.

По дороге к машине Юра рассказал, что щуки просто сходили с ума, атакуя эту блесну. Приходилось отпускать большую часть обратно, так, как мы не занимались заготовкой рыбы. И на очередном забросе вывернулся настоящий монстр. Чтобы не зацепить водоросли, пришлось выдернуть блесну рывком, и тут же на этом месте щелкнула пасть громадной промахнувшейся щуки. «Уже дрожащими руками я сделал новый заброс, но в горячке слишком сильно, и вот результат», – вновь и вновь переживал ситуацию друг.

К сожалению, это был наш последний вечер. Утром мы поймали долгожданного сома и подарили его нашему волгоградскому товарищу, приехавшему помочь нам собраться.

Позже наш гид Николай поведал нам, что за настоящими «крокодилами» они приезжают в декабре, по первому льду. Берега многих ериков летом топкие и настолько плотно зарастают тростником, что о рыбалке на них не следует даже мечтать. Но зато именно в этих заповедниках в течение лета щука съедает почти все живое, что может поместиться в пасть, включая мелкорослых сородичей. И поэтому на жерлички и крупные, до 15 см, но легкие отвесные блесны берут только матерые «мамки». Если мороз продержится дольше обычного, может произойти (и часто происходит) замор, поэтому чаще берут всю пойманную рыбу. Главное при этом – не поддаваться алчности, обратный путь неблизкий, и даже на санках везти поклажу будет нелегко. Лучше вернуться сюда в следующий выходной.

А мы вернемся за нашими щуками на следующий год.