Отец Константин и его команда уже ходили на Харбей (Приполярный Урал) и на реку Воронью (Кольский п-ов).
Впереди еще много планов...

Река под названием Жиздра в самых верховьях разделяет одноименный городок на две части. У нас эта речка небольшая, потом, под Козельском, она станет и широкой, и полноводной. Желание увидеть ее в весенний разлив у меня возникает каждый год.

Сделать красивые фотографии разлива не удалось: солнце так и не появилось из-за свинцовых туч. Да еще стал накрапывать мелкий дождичек. Возвращаясь домой, уже на приречной улице я увидел человека, тащившего на спине собранный катамаран, а к понтонам было привязано двухлопастное байдарочное весло. Я узнал его. Это был отец Константин – настоятель Свято-Покровского храма нашего города.

– Здравствуйте, отец Константин, – поприветствовал я его, – очень понимаю Ваше желание пройти по «большой воде» в разлив реки, но день пасмурный, дождливый и холодный.
Отец Константин поставил катамаран на землю, вытер со лба капельки то ли пота, то ли дождя и улыбнулся.
– Вот, понимаете, – сказал он, – купил осенью в Москве на выставке катамаран для нашего водного туристического клуба и с нетерпением всю зиму ждал, когда вскроется река, чтобы провести испытания. Ведь мы с ребятами в мае собираемся в поход в Карелию, и надо быть уверенным в его ходовых качествах.
Я знал, что отец Константин занимается водным туризмом, что он при церковной приходской школе создал клуб «Гарданика» и с детьми ходит по рекам и озерам в походы.
– На какую реку в Карелии вы собираетесь в поход? – спросил я батюшку. – Ведь Карелия большая, и реки разные.
Отец Константин опять улыбнулся и сказал, что по интернету изучает разные варианты похода и еще не решил, куда они пойдут.
В Карелии я был не раз, так как тоже люблю водный туризм, и с отцом Константином у нас завязался оживленный разговор о походах, реках и путешествиях: кто, где, когда прошел, бывал, видел. Правда, отец Константин спохватился, что все же надо идти на речку, а мне сказал:
– А заходите к нам вечером на чай, там и поговорим.

От предложения помочь ему донести катамаран до реки он вежливо отказался, сославшись на то, что перенос катамарана в одиночку тоже входит в программу испытаний. Взвалил его на спину и поспешил к реке. Высокий, стройный, он легко нес это плавсредство, которое в туристических кругах называют просто «четверочкой».

А вечером за чашкой душистого чая мы смотрели на компьютере фотографии походов, говорили о тех местах, где бывали: о реках и озерах, о рыбалке, грибах-ягодах, о детях, которые ходят с ним в походы, вспоминали разные веселые истории, приключившиеся в путешествиях.

Отец Константин оказался очень интересным собеседником, и мы пообещали друг другу встречаться и делиться впечатлениями о новых походах.

Изображение Река под названием Жиздра в самых верховьях разделяет одноименный городок на две части. У нас эта речка небольшая, потом, под Козельском, она станет и широкой, и полноводной. Желание увидеть ее в весенний разлив у меня возникает каждый год.
Река под названием Жиздра в самых верховьях разделяет одноименный городок на две части. У нас эта речка небольшая, потом, под Козельском, она станет и широкой, и полноводной. Желание увидеть ее в весенний разлив у меня возникает каждый год. 

Мой родной город река разделяет, как я уже говорил, на две части: на «старый» и «новый» город. «Старый» – это и есть начало города Жиздры, который вырос из поселения, слободы, возникшей возле жиздринского Троицкого монастыря. Монастырь стоял в устье небольшой речушки Бродны, впадавшей в Жиздру. Он был деревянный и сгорел в давние времена, но вокруг него выросло большое, экономически процветающее село. В 1778 году при проведении административной реформы императрица Екатерина Вторая присвоила многим таким селам в Калужском Наместничестве статус городов. Так город Жиздра получил свой герб: на серебряном поле изображена река Жиздра, впадающая в Оку, и три деревянных плота, перевитых золотыми веревками. Плоты символически отображали большое количество леса, который сплавляли до Оки и далее по ней. Город процветал, и Жиздринский уезд был самым большим в Калужской губернии. До войны 1941–1945 гг. в Жиздре сохранились пять церквей, но во время отступления фашистов они были разрушены, да и сам город стерли с лица земли. Не осталось целым ни одного здания. Чудом уцелела лишь часовня на кладбище. Она-то и стала местом поклонения православных жителей города в послевоенное время.

Лишь в 1988 году, в год 1000-летия крещения Руси, было принято решение возвести новый храм на том месте, где когда-то стояла Покровская церковь. А в 1989 году настоятелем храма был назначен отец Константин, прибывший в Жиздру из Москвы. Службу он проводил в молельном доме, построенном рядом со строящимся храмом, и с первых дней с головой ушел в работу. Его можно было увидеть везде, и всюду он успевал. Проводил службы, крестил детей и взрослых, отпевал умерших, погибших воинов, останки которых были найдены на местах бывших боев, с утра до вечера проводил на стройке нового храма. Он так органично вписался в жизнь небольшого патриархального городка, так полюбился горожанам, что его стали по-доброму называть «наш батюшка». Уже более 20 лет он служит в храме нашего города, за что любим и уважаем его жителями.

Занимается отец Константин с ребятами из воскресной школы водным туризмом. С 2003 года при Свято-Покровском храме существует водный клуб «Гарданика». «Гарданика» – так звали Древнюю Русь балтийские и фино-угорские племена. Гарданика – страна городов, а города тогда стояли на больших и малых реках. Дорог в те времена особо не было, и реки были естественными водными путями летом и санными ледяными дорогами зимой. По ним и путешествовали наши предки.

В мастерских храма были построены две ладьи под названиями «Дир» и «Аскольд». На этих ладьях отец Константин вместе с ребятами и отправился в паломническое плавание. На веслах, а где и под парусами, паломники доплыли по Жиздре до древнего Козельска, до Свято-Введенской Оптиной пустыни, далее до Оки и по ней до Серпухова. Потом были походы по Болве и Десне до Свенского монастыря, по Ладоге от Приозерска до Петрокрепости.

В походах было немало трудностей и лишений, но они только закалили ребят и физически, и духовно. Дети многому научились в походной жизни: разводить в дождь костер, готовить еду, ставить палатки, грести на веслах, управлять парусом, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. А посещение таких святынь православия, как Валаамский монастырь, оставило неизгладимые впечатления в душе каждого из них.

Изображение Отец Константин и его команда уже  ходили на Харбей (Приполярный Урал) и на реку  Воронью (Кольский п-ов).
Впереди еще много планов...
Отец Константин и его команда уже ходили на Харбей (Приполярный Урал) и на реку Воронью (Кольский п-ов). Впереди еще много планов... 

С каждым годом все больше расширялась география мест, где побывал отец Константин с ребятами. А походы, помимо духовно-исторических, становятся все более спортивными. Водные путешествия по Кольскому полуострову и Приполярному Уралу уже имеют 2-ю и 3-ю категории сложности. На катамаранах ребята проходят пороги, перекаты и шиверы быстрых рек. Они увидели красивейшие места нашей Родины. Один поход по Лавозеру и реке Вороньей, по Баренцеву морю под парусами вызвал столько эмоций и оставил такие впечатления, что ребята запомнятся на всю жизнь. Ведь в море они видели и касаток, и тюленей, плывущих недалеко от катамаранов. А морская рыбалка? Разве такое забудешь? А походы по Приполярному Уралу, по рекам Большому и Малому Харбею... Красота и суровость этого края своеобразна и удивительна. Там и рыбалка совсем другая. Там в чистых прозрачных водах полно и хариуса, и ленка. А ведь рыба, грибы, ягоды – большое подспорье в таких походах. Много на себе не унесешь, и поэтому умение ловить рыбу – одно из основных дел в путешествиях. Всему научились за это время ребята.

Сидим мы с отцом Константином и матушкой Любовью, пьем чай, смотрим фотографии, ведем неспешный разговор о местах, где бывал он, где бывал я, о рыбалке, о катамаранах, байдарках, да и о красотах нашей России. И вдруг я задумался: а ведь он священник, которого мы привыкли видеть в рясе, с крестом и кадилом на православной службе. Но отец Константин так увлеченно рассказывает, как он ловил хариусов и щук, что сразу понимаешь, что перед тобой умелый и знающий рыболов. Ничто человеческое ему не чуждо. Увидеть священника с веслом, удочкой, фотоаппаратом, рюкзаком и ледорубом – дело сейчас не такое уж необычное. А если к своим увлечениям наши батюшки привлекают и молодежь, то это надо только приветствовать и поощрять. Все, чему научатся ребята в таких путешествиях, им пригодится в жизни. А главное, они увидят красоту страны, а с пониманием этой красоты придет любовь к Родине.

Теперь отец Константин вместе с иконкой Николая Угодника берет с собой в походы и образ святого Трифона. А на вопрос, как они все эти трудности выносят, он обычно отвечает: «С Божией помощью».

Что еще почитать