Изображение В «русском» Израиле

В «русском» Израиле

Когда хожу в Средиземное море, то свою яхту на периодические стоянки оставляю в марине города Ашдод, столице «русского Израиля», там большинство населения русскоязычно. А в море, километрах в пяти от берега, располагается единственная в мире рыборазводная ферма открытого моря. При штормах ее садки опускают от поверхности ниже уровня волн. Другие такие фермы находятся в бухтах.

На этой ферме разводят разновидность дорадо — морского карася, которого полно и на прилавках России, его привозят из Турции и того же Израиля. Однажды я полгода подрабатывал водолазом в фирме, которая владеет этой ашдодской рыбофермой. В задачу команды водолозов входило регулярное дежурство на судне возле садков, чтобы оперативно их чинить, когда они повреждались. А повреждались они часто! Сети садков сделаны из толстых синтетических нитей. И на них часто кидались местные акулы и прогрызали, чтобы добраться до рыбы внутри. Это были акулы-няньки, тигровые и голубые акулы. Все в среднем по два метра длиной.

Когда такая тварь прогрызала сеть и прорывалась в садок, мы впятером в аквалангах вплывали за ней туда же, держа свою сетку, которую набрасывали на нее, после чего требовалось акулу зажать, перевернуть вниз спиной и удержать хоть полминуты. Тогда она обездвиживалась, ее вытаскивали из садка судовой лебедкой и отбрасывали подальше, пусть отходит. Промысел акул в Израиле запрещен.

Достаточно легко было с голубыми и тигровыми акулами, они агрессивны, сами на нас бросались. А вот нянек приходилось подолгу окружать, пока зажмешь, они от нас удирали, кружа внутри садка. Возле садков всегда «тусовалось» много посторонней рыбы, поэтому мы от скуки на судне часто рыбачили, ловили рыб-игл, акулят, иногда рифовых окуней или крупных вольных дорад. Эти дорады были гораздо крупнее морских карасей, раскрас имели не белый, а желто-зеленый, тушеные с овощами очень недурственны.

Однажды мы обнаружили, что к садкам стал регулярно, хоть часы сверяй, приплывать огромный голубой тунец. Он просто задразнил нас своим беспечным присутствием. Вообще-то голубых тунцов в Израиле добывать можно только по специальной лицензии, но уж больно легкодоступен был этот нахал. И мы решились. У меня имелось мощное гарпунное ружье. К нему за 5000 шекелей (шекель — 10 рублей!) мы купили мощный поплавок из двух металлических понтонов, к которым прикрепили линь от ружейного гарпуна. И в одно прекрасное утро я нырнул, подплыл к тунцу, он даже не обратил на меня внимание, и всадил гарпун ему в голову. После этого наш катер примерно час медленно шел за нашими понтонами, которые уплывали, то ныряя, то всплывая. Затем встали. Тогда мы подняли тунца на поверхность. В нем было сто килограмм. Еще через час, по звонку от нас, к нам подплыл катерок хозяина ресторана, который и купил у нас рыбину для суши целиком. Мясо голубого тунца в Израиле ценят очень высоко, от 600 до 1000$ за килограмм. Уж как наш покупатель собирался отчитываться за свою покупку на берегу, тунец ведь незаконный, мы так и не узнали... Тоже, видать, коррупция! Но мы за свои усилия получили чистыми по 20 тысяч шекелей каждый. Было за что бороться!

Когда я решил подробно пообщаться с Красным морем, то приехал на израильский курорт Эйлат, на берегу залива Эйлат, берега которого принадлежат также Иордании и Египту. Это залив гигантской глубины, с отличными рифами вдоль берега и очень разнообразной фауной. Для заработка нанялся начальником команды (боцманом) на французскую парусно-моторную шхуну, возящую туристов по заливу. В свободное время я плавал среди рифов в маске или акваланге, глазея на фауну. Очень хотелось чего-нибудь добывать, но в Эйлате мощная экологическая полиция, и все запрещено. Помогли ребята из команды шхуны, они навострились иногда нарушать запреты.

Так, однажды ночью мы плавали возле шхуны на шлюпке, подсвечивая воду фонариком, и пару раз на нас выскакивали стайки летучей рыбы, часть из них попала в наш подсак, установленный на носу лодки. В другой раз ребята организовали ночную охоту на гигантского кальмара. Такие в Эйлате плавают на огромных глубинах, где почти арктический холод, который они любят. В полной темноте мы выехали на катерке на середину залива и опустили в воду снасть. Это был тонкий, но крепкий трос, на конце которого металлический груз с очень острыми крючьями, типа якорь-кошка. Над кошкой закрепили рыбину кило на три, над рыбиной установили мигающий фонарик. Всё это быстро спустили на глубину 400 метров и стали ждать...

Через полчаса трос так рвануло, что катерок закачался! Тут же включили мотор лебедки, и снасть пошла вверх. Когда подтянули уже саму кошку к поверхности, вода забурлила, на крючьях сидел настоящий монстр! Его подтащили к борту и выключили мотор лебедки. Кальмар намертво присосался к борту катера, частично под водой, частично над... Я в недоумении спросил, чего дальше-то делать будут? Мне сказали, чтобы ждал. Кальмар бесился примерно минут сорок, снасть не давала ему сорваться и уплыть, опять же мучила разница в давлении между глубиной и поверхностью. В общем, постепенно спрут отключился и обвис. Тогда его и вытянули на палубу. Щупальца кальмара достигали почти двух метров длины, некоторые присоски на них были с хорошее блюдце. Все весело разглядывали добычу, стараяь фотографировать, несмотря на темноту ночи. Потом кальмара расчленили и спрятали в трюм. На берегу его принял хозяин магазина, который торговал рыболовными снастями и наживкой для морской рыбалки. Неплохо, между прочим, заплатил...

В том же Эйлате есть пограничный пункт в Египет, на побережье Синая. Мне сказали, что там рифы побогаче будут, а строгостей почти никаких. Вот я и сорвался туда однажды на три дня. Прошел пешком египетский КПП, взял местное такси и приехал на ближайшую стоянку для туристов. Побережье Синая это территория бедуинов, арабских «цыган», которые и взяли на себя все заботы о туристах. Прежде всего, их снабжение. То есть доставляют все, что попросят туристы, только плати. Еду, напитки, одежду, легкие наркотики, а еще бедуины ловят тут же в море рыбу и морепродукты на заказ. На моей стоянке туристы были, в основном молодежь из Европы: немцы, скандинавы, англичане. Полно отвязных девчонок, свободная, но вполне безопасная и культурная атмосфера. Кто-то снимал комнаты в гостиничных домиках, кто-то в шатрах, многие жили в своих палатках и спали в спальных мешках. Кафешки тоже были в бедуинских шатрах.

Однажды мне очень понравилась на обед жареная рыба-дудка. Это узкая хордовая рыбеха из Красного моря, костей нет, как у осетра, а на носу длиннющий нарост, похожий на дудку. Я хотел заказазть ещё порцию этой рыбы, но хозяин-бедуин сказал, что это возможно только к завтраку, надо поймать. Тогда я упросил его показать, как он ловит.

Ночью мы с ним вышли на берег. Бедуин лег лицом вниз на легкий плотик из тростника, отплыл от берега метра на три и начал мигать ручным фонариком. Через некоторое время он сделал свободной рукой несколько резких движений, и в ней забилась рыба-дудка, схваченная за нос! Я был в восторге и захотел проделать это сам... Бедуин мне растолковал, что и как, после чего я также отплыл на плотике и начал мигать фонариком. Через некоторое время заметил, что рядом у поверхности закружила дудка. Тогда я начал мигать строго в одном месте и стараться, чтобы плот не шевелился. После это рыбина заплыла под плотик и встала строго напротив того места, что освещал, мигая, фонарик. А ее нос из-под плота выглядывал. Вот я его и цапнул свободной рукой! Все получилось, рыбина потянула на полтора кило, бедуин ее радостно забрал в оплату моей экскурсии с ним. Не я один любил заказывать эту вкусноту у него.