Изображение Унжа-река на исходе лета

Хорош август в Средней полосе России! Очень хорош! Невидимая нить тянет меня на природу в эту пору. Особенно люблю коротать августовские ночи на Унже-реке. Какая прекрасная рыбалка здесь в августе! И мирная рыба — плотва, лещ, сазан — ловится. И хищники клюют хорошо. Окунь, к примеру, с ходу бросается на наживку. В поисках добычи и щука, и судак без устали рыщут по водным закоулкам.

Август наступил нежданно. Отложив все дела, я собрался на Унжу-реку в Мантурово, к своему приятелю Валерию Константиновичу Смирнову, директору гостиничного комплекса. Помимо основной профессии, Константиныч и прекрасный рыбак, и интересный собеседник, и виртуозный водитель проверенного русского джипа, оснащенного лебедкой, что позволяет нам прорываться к реке в любую непогоду. Редко какой шофер отважится проехать там, где прошла машина «старшого», так мы уважительно величаем директора. У него и лодка есть с мотором, и удобный плотик имеется. У гостя есть возможность и с лодочки подорожить, и с плотика порыбачить на удочки. Хорошо!

Окружают Унжу леса, где можно пособирать и грибов, и ягод. Природа радует изобилием каждого лесного добытчика. В логах появились гроздья черной смородины, в борах заалела брусника, в болотах наливается клюква, сохранилась еще в лесах черника, а на вырубках — малина. Сколько разных грибов таится в лесах! Нередко встретишь и толстоногий ядреный боровик… Комаров да слепней в августе поубавилось, и не печет страшно солнце, как в июне.

Итак, я еду в Мантурово. Сборы короткие, сажусь в машину, выезжаю на федеральную трассу. Всегда приятно ехать на рыбалку или охоту, поскольку душа просит воли. Наскучила ей городская квартира. Свежий воздух, общение с друзьями, запах рыбацкой ухи и жареных грибов, аромат ягод, красота русской природы — вот что тянет меня на Унжу.
Старшой в гостинице уже поджидает. Здороваемся и садимся за стол. У хозяина новость. Он широко разводит руками, показывая размеры недавно пойманной рыбы, увлеченно рассказывает, что неделю назад его приятель изловил на донку здоровущего сазана. Он знает поговорку, что нигде так не врут, как на войне, рыбалке и охоте, а потому свои слова документально подтверждает цветными фотографиями, на которых сазан предстает во всем величии. Еле в лодку выволокли полупудовика. Долго сопротивлялся дурило, чуть леску не оборвал. Такому сазанчику и Михаил Александрович Шолохов бы позавидовал!

Рано утром я, старшой и его приятель Сергей Русланович садимся во внедорожник и трогаемся. Сначала едем по направлению к Макарьеву. Дорога окружена лесами и зарастающими мелколесьем полями. По пути приятель старшого рассказал, что хочет половить сома на квок. Он имеет уже опыт в этом промысле и надеется на удачу. Через полчаса машина съезжает с асфальта на грунтовую дорогу — начинается маршрут третьей категории сложности. Сначала едем спокойно, поскольку ямы не полностью скрывают колеса. Но вскоре появляются жутко глубокие колеи. Страшой ведет машину уверенно, но в одной яме мы сели на мосты. В дело пускается лебедка, вскоре машина выползает на твердый грунт. И опять мы пробираемся к реке. Прежде чем добраться до Унжи, пришлось три раза использовать лебедку.

Попив чайку, определяемся, кто где будет рыбачить. Старшой выбирает для рыбалки плотик, я решил попытать счастья с берега, а Сергей, которого мы уважительно назвали сомятник, — с лодки. Я закинул три донных удочки и пошел по берегу Унжи со спиннингом. Рыбалка началась неудачно, поскольку блесна не интересовала хищников. Взобравшись на крутой берег, решил походить по бору. Пройдя метров сто, увидел три белых гриба, аккуратно сорвал и положил в авоську. Сделав кружок, нашел еще с десяток красавцев. Все как на подбор, без единой червоточины. Но рыбацкий азарт взял верх, и я спустился к реке, проверил донки, с которых снял двух подлещиков и язя. Настроение улучшилось, я вновь стал блеснить. Солнце спустилось к горизонту, его лучи заиграли в реке.

Закинув блесну недалеко от коряжника, почувствовал удар, дернул на себя удилище, подкручивая катушкой леску, стал подводить рыбу к берегу. Через несколько минут на песке оказался судак весом около полутора килограммов. Больше поклевок не было. Пошел к донкам, собрал пойманную рыбу, двинулся к машине. Улов старшого составили лещи, густера и плотва. Сомятник прибыл порожняком. Он рассказал, что были две поклевки, но рыба срывалась в полводы, сел на чурбан, закурил. Напарники по достоинству оценили мой улов и обратили особое внимание на белые грибы. Выпотрошив рыбу, затеяли уху; почистив грибы, стали их жарить. Оставшуюся рыбу мы закоптили в привезенной коптильне. Ужин получился на славу. Учитывая изречение — «рыба посуху не ходит», выпили по чарке, хорошо закусили. Начались увлекательные разговоры у костра, которые затянулись далеко за полночь.

На следующее утро я и старшой стали с лодки дорожить, а сомятник вновь приступил к своему делу. Мы дорожили долго и безрезультатно, если не считать одного-единственного окуня-сковородника, севшего на блесну. Погода начала портиться, и я стал подумывать об отдыхе на берегу Унжи. Но мнение свое не озвучил. И правильно сделал! Минут через двадцать последовал удар, и леска зазвенела. Я заглушил мотор, а старшой стал выводить рыбину к лодке.

Удилище сгибалось в дугу, и я схватил подсак. Лодка развернулась и медленно пошла против течения. Константиныч ловко орудовал катушкой и удилищем. Вскоре из воды свечкой вылетела большая щука. «Хороша!» — невольно сорвалось с моих уст. Минут через десять рывки ослабли, чувствовалось, что рыба утомилась. Увидев рыбину около лодки, я ее подсачил, и вместе мы втащили щуку в лодку. Отдышавшись и успокоившись, пожали друг другу руки, не спеша тронулись к лагерю.

Сомятник поджидал нас на берегу. Ловля на квок и сегодня не принесла удачи. Увидев щуку, он отметил, что в рыбине будет килограммов семь. Мы возражать не стали. Пообедав, легли отдохнуть, а вечером вновь стали рыбачить. На дорожку нам попалась килограммовая щучка, которую мы отпустили. Рыбачили ради удовольствия, поскольку наши амбиции были полностью удовлетворены, и мы безмолвно любовались красотами реки. Солнце спряталось за обозначившуюся на западе тучу. Мы решили возвращаться.

Неожиданно вдали показалась лодка сомятника, плывущая против течения. «Без мотора против течения прет?» — удивился старшой. Он взял бинокль, внимательно присмотрелся, сообщил, что кто-то резиновую лодку взял на буксир. Помолчав с минуту, Константиныч добавил: «Сом, конечно!»

Мы рванули на помощь к Руслановичу. Остановились поодаль, чтобы не напугать рыбу, и предложили помощь, на что получили отказ. Приятель напарника то подтягивал леску, то опускал ее.
Уже полчаса мы молча наблюдали за поединком. Сомятник пытался вывести рыбу на мель. Метр за метром он приближался к песчаной косе. Старшой завел мотор и, встав выше сомятника по течению, стал мутить воду веслом, пояснив свои действия кратко: «Сом на муть лучше пойдет!» Наконец, рыба оказалась на мели. Мы с трудом выволокли сома на берег. Оглядев добычу, старшой сказал, что рыбина потянет на два пуда. Сомятник устало кивнул, и мы медленно направились к лагерю.

На берегу начались разговоры о прошедшей рыбалке. Сергей Русланович рассказал нам, что поклевок было пять. Он отметил, что мелкие сомики срывали с крючка червей и уходили восвояси. Только шестая поклевка оказалась удачной…

Утром стали собираться домой. В гостинице разделили добычу, сложили в холодильник. Все сделали как полагается, чин по чину, и пошли попариться в баньку.
На следующее утро меня провожали Константиныч и Сергей Русланович, с которым мы за два дня успели хорошо сдружиться.
Крепко пожали на прощание друг другу руки. До свидания, гостеприимная Унжа-река. Приеду опять, как только выдастся свободное время. Я сел в машину, посигналил на прощание и поехал в сторону дома. На душе было легко и спокойно…