Изображение Первый лед – первые сюрпризы

Первый лед – первые сюрпризы

Нескончаемая вереница красных огней перед моим капотом и света фар сзади машины и восхищала, и заставляла нервничать. В тот день, субботу 26 ноября, в Волго-Ахтубинскую пойму, где на озерах и ериках гарантированно стал лед, из Волгограда уехали, наверное, все рыболовы. Все едут небыстро, потому что обгонять по свободной, но заснеженной «встречке» страшно. И вряд ли хоть кто-то в этом караване едет не на рыбалку!

Дальше, как по чёткому сценарию, часть машин сворачивает в сторону Ленинского моста, часть - на понтонный мост в Капустином яру. Остальные поехали в Пологое займище. Мы двумя машинами переправились через Ахтубу в Кап-Яре и сразу ушли вправо. Туда, где среди степей петляют ерики.

Первый звонок

Как и многие рыболовы в этот день, мы первым делом посетили озеро, на котором в этом же году (4 января) неплохо ловили окуней по первому льду. На озере мы оказались не первыми. Сразу начали бурить в месте, где длинное озеро сужается, где все чаще встречаются густые кусты водорослей, между которыми и бродят толстые полосатые окуни. Я всегда считал балансир и блесну при ловле окуня по первому льду самыми добычливыми приманками. Поэтому, особо не задумываясь, достал удочку с балансиром. После пяти-семи взмахов почувствовал осторожный стук по нему, но следующей поклевки, как это обычно бывает, не последовало. Я то и дело цеплял траву под лункой. Сел на другую – то же самое. Трава не давала балансиру нормально «погулять». Возможно, я так бы и продолжал искать заветную лунку, где трава граничит с чистым дном, но мимо меня в быстром темпе прошли два рыболова, рассверливая и облавливая новые лунки. Мужики в один голос сетовали на бесклевье. На то, что окунь по блесне стучит, но не засекается. Или очень мелкий, или очень вялый. А вот уже и мои компаньоны забурились. Все трое ловят на блесны и балансиры. Ну что ж, пожалуй, надо опробовать «козу». Ею можно ловить в густой траве, ее любит окунь, да и крупная плотва тоже жалует.

Однако первую поклевку я увидел не сразу. Исподволь наблюдая за своими товарищами, я ожесточенно тряс удочку, вспоминая, как это делается. В один прекрасный момент кто-то на миг остановил лавсановый кивок, я машинально подсек и без труда вынул из лунки окуня граммов на 250. А что? Неплохо! Даже если такие будут ловиться по штуке за 30 минут – нормально. Мелочь меня вообще не интересует. Но, ни через 30 минут, ни через 45 никто больше не соблазнился моей «козой». Общее собрание постановило ехать дальше, вглубь поймы. Искать счастье.

Второй звонок

Погода хорошая, еле заметный ветерок, иногда срывается снежок. В целом эдакая праздничная погода. Одно напрягает – кому первому идти на первый лед? Но, слава Богу, на всех ериках, где мы были, лед спокойно держал любого из нас. Мы перепробовали ловить рыбу в разных озерцах и откровенных лужах, где осенью были замечены окуни. Наконец, уставши от ловли на глубинах не более полуметра, остановились на более глубоком. На льду были видны старые лунки, в разных местах просверленные с разной частотой. Не иначе – ловили окуня! Я опять направился в сторону сужения (окунь любит такие места), где обнаружил довольно часто набуренные старые замерзшие лунки, и начал методично рассверливать это место.

Ловить начал на безмотыльную мормышку потому, что видел рыболова, который ловил плотву на мотыля. Значит, она тут есть! Только вот не клюет, и все тут. Я уже сделал последние три лунки, чтобы их проверить, уже товарищ прошел мимо и рассказал, что у них всего по паре окуней выловлено, я уже две проверил и решил проверить последнюю, а затем вернуться к товарищам… но в этой последней лунке начали ловиться окуни. Не сказать, что огромные, не сказать, что пузатые… Обыкновенные пойменные окуньки, среди которых 150-граммовые кажутся вполне солидными. А дальше началось маленькое шоу. Мои товарищи, что называется, пришли на помощь. Нет, не ради того, что бы обурить, а просто из интереса. Почему у меня из одной лунки уже седьмой по счету ловится, а у них на балансир – ни «гу-гу»? Они сверлили рядом, в трех метрах, и даже опускали свою блесну в мою лунку, однако окуни продолжали клевать только на мою мормышку. Удивительно! Хотя всякое бывает.

Я заметил, что больше всего поклевок у меня случалось не около дна, а выше, примерно в метре от дна. Также отметил про себя два наиболее эффективных способа проводки мормышки. Это комбинация медленного подъема с тряской самой высокочастотной, на какую только способен, и медленного подъема вообще без какой-либо тряски. Клюёт чаще при резкой смене проводки.

Занавес!

Однако окунь был некрупный, да и клевало только у меня. Решили ехать туда, где будет клевать у всех. Опять мы перепробовали несколько озер в поисках заветной окуневой ямки. Представьте себе маленькое озерцо размером с трехкомнатную квартиру и глубиной 2,5 метра. Такую глубину непросто найти в пойме, а тем более в таком малозаметном углу одного из петляющих ериков. Уже на третьей лунке мы нащупали свал с 1 метра на 2,5. И опять окуни ловились только у меня и опять исключительно на безмотыльную мормышку. Хоть плачь, хоть смейся. У меня ловится, а у них нет, даже поклевки не увидели! Тем временем ко мне ввалился окунь граммов на 300, а на следующей лунке аж на 400! Для такой маленькой ямки – гигант! Следующий, весьма солидный сход, при котором я не мог сразу сдвинуть окуня с места, дал понять, что теперь клюнет не скоро. А друзья уже поджидают меня около машин. У них кончилось терпение наблюдать за тем, как я ловлю рыбу. Пришлось сматывать удочку и, виновато глядя себе под ноги, ехать на следующее озеро.

В этот день узнал про себя, как мне показалось, всю правду. И что совести у меня нету, и что я своими действиями провоцирую скандал среди друзей-рыболовов, и что я не рыбу ловлю, а «захотел по сопатке»... Все это, конечно, ирония друзей, лишний раз подтверждающая неординарность поведения рыбы. На самом деле совесть у меня есть… А вот у них нет безмотыльных удочек.