Бытует мнение, что спиннинг и нахлыст – два несовместимых вида ловли. Однако ж никто не отрицает, что у нас в России почти все нахлыстовики – бывшие спиннингисты. А есть такие рыболовы, которым интересны и спиннинг, и нахлыст. Это я и мой друг Гофман, с которым мы за неделю проехали от Волгограда до Зубцова (Тверская обл.). Я ему показал Дон, Чир, судаков, голавля и шемаю, а он мне показал верхнюю Волгу, хариусов и великолепный слет нахлыстовиков.

Один день на малой речке

Путешествие наше началось с реки Чир. Перед тем как приехать к нахлыстовикам, мы решили вспомнить все о нахлыстовой ловле. Все, что когда-то читали, видели, подглядывали и пробовали. Для этого я выбрал самый удобный участок речки, который только видел в тех местах. Это мелководное петляющее русло с пологим правым берегом. Можно спокойно разворачивать шнур в воздухе и подбрасывать муху под противоположный берег или нависшие кусты. Таких мест на Чиру немного. Чаще приходится пробиваться через густые заросли кустарника со спиннингом, сложенным пополам. Однако прошедшие дожди сделали свое «черное» дело. Вода на глубоких плесах была мутной. Конечно, можно было бы поупираться, пробовать ловить голавля в мутной воде. Это тоже интересно, но план – есть план.

Самая уловистая мушка на Чиру у меня – искусственный кузнечик. Это, наверное, потому, что на другие мушки я ловлю очень редко. Более мелкие мушки атакуют вездесущие уклейки и мелкие голавлики. А кузнечик, если правильно плюхнется воду, способен спровоцировать даже крупного голавля. Собственно, это и произошло в скором времени. У моего друга с забросом над головой пока не очень хорошо получается. Пускаю его вперед по реке, а сам в «коралловых» тапочках по колено в воде бреду за ним, обстреливая всевозможные интересные уголки речки. Первый голавль шумно атаковал кузнечика и мигом нырнул под тянущуюся по течению тину. Я аж распереживался. Ведь сейчас сорвется, выходит, зря мой друг бежит ко мне с фотоаппаратом?! Захожу все глубже и глубже, тяну руку в траву – а он сидит, родненький, ждет помощи! Я аккуратно раздвинул траву, выпустил рыбу на свободу, но для фотосессии времени уже осталось мало. Рыбу надо отпускать, пока она еще полна сил.

Изображение Низкий поклон голавлю
Низкий поклон голавлю

Следом я поймал еще парочку мелких голавликов, которые выходили из-под густой травы на перекате, а затем выловил красавицу шемаю! Она уже отметала икру и скатывается вниз по реке. Но все равно, ее вредность и бойкость от этого абсолютно не страдает. Так же радует своей непредсказуемостью и неугомонностью.

На Дону выше Серафимовича

Нам хотелось-таки поискать крупного донского голавля, возможно, жереха. Съездить на Хопер, там половить на воблеры. Все так и сделали. По судаку в корягах сильно не упирались. Ловили в свое удовольствие, особо злые коряги «облизывали» без усердия. Даже в таком щадящем режиме расход джиговых приманок был солидным. Я ловил на поролонки-незацепляйки, а Егор на офсетные крючки с риперами и твистерами. Несколько раз мы экспериментировали с цветом приманок, но вскоре пришли к выводу, что чаще клевало на что-то темное.

На поролонку, кстати, мне посчастливилось подержать усатого. Да, точно, это был сом. Поклевка абсолютно непонятная, затем яростное сопротивление, словно собака головой машет. Я его дотащил до лодки, и он благополучно под лодкой остановился. Типичное поведение сома. Да только вот металлического поводка я не поставил. Абсолютно не веря в то, что я его хотя бы увижу, я попросил друга взять фотоаппарат и успеть сфотографировать хоть какой-нибудь момент из моей борьбы. А сам наблюдал за работой бланка… правда, недолго.

Второй день мы рыбачили все в той же свободной манере. Поджиговали судачков в корягах, съездили посмотрели на мутную воду Хопра, половили на воблеры сплавом вдоль кустов рогоза. Все это интересно, только вот мысли наши уже витают в будущем. Мы уже думаем, успеем мы ещё порыбачить до самолёта и если да - то где, сколько туда ехать и где удобнее заночевать. Решили ещё половить на джиг с берега на Дону, по дороге в Волгоград. Мы снова ранним утром в пути, рассматриваем карту в навигаторе, вспоминаем прошлые рыбалки в тех местах, что мелькают за окном.

Дон (выше впадения Иловли) нас встретил удобным берегом и злыми судачьими поклёвками. За два часа ловли мы увидели поклёвок 20, не меньше. И каких поклёвок! Кто-то такие поклёвки называет “в ногу”, кто-то - “отдай спиннинг”. Только вот реализация была очень слабой. Мы поймали только трех судаков. Зато беспрестанно демонстрировали друг другу шрамы на свинцовых грузах после очередной бешеной поклёвки. Мы оба заметили, что больше всего поклевок приходилось на темные цвета приманок. Все два часа около берега посконно кто-то шумно гонял рыбью молодь, но времени у нас совсем не было. Самолёт, знаете ли, регистрация, плохие дороги, пробки…

С нижнего Дона на верхнюю Волгу

Холодного пива выпил уже в аэропорту. Через 1,5 часа Москва нас встретила дождем. А на следующий день мы уже паковали провизию в ящик-холодильник и в спешном порядке покидали столицу. Пятница, понимаете ли, пробки. Но все обошлось. Не с первого раза, но мы нашли место фестиваля и ребят с сайта flyfishing.ru. Мы снова в объятиях природы. На этот раз не степь с чабрецом и ковылем, а хвойный лес и Волга, которую можно перейти вброд.

Только на следующий день мы с Егором узнали, что такое D-петля, «ричкаст», воздушный и водяной якорь. Ещё много чего нового узнали, однако описывать все это нет смысла. Все давно написано, разжевано и выложено в Интернет. Но живое общение, бесценные уроки на газоне и на воде - ради этого стоило проделать такой длинный и непростой путь. Пытался я поймать хариуса на нимфу, но, видимо, сначала нужна какая-никакая практика различных забросов, а потом - самое интересное, непосредственно сама ловля. Хариус - не голавлик или жерешок с пузанком. Да и на нимфу ловить надо уметь. А ребята ловили «харьков» весьма успешно. Ловили и отпускали. Любо-дорого смотреть.

Рассматриваю фотографии, сделанные во время нашего путешествия, и голова кругом идёт. И каждый раз ловлю себя на мысли - как хорошо, что мы не зацикливались на ловле какой-то одной рыбы или каким-то одним методом. Смена мест, снасти, приманок - это и есть то интересное и необъяснимое, о чем редко когда прочитаешь на форумах, а только лишь сам прочувствуешь и потом бережно хранишь в своей памяти.