В течение минувшей недели погода в Подмосковье в целом была относительно теплой, но нестабильной, со скачками давления и заметными колебаниями температуры. Но особенно февральская погода «разгулялась» в прошедшие выходные дни, когда ураганный ветер и поземка сопровождались мощными снежными зарядами, что делало практически невозможной рыбалку на обширных водоемах.

В пору глухозимья, когда даже мелочь клюет не всегда и не везде, рыболовы бывают вынуждены экспериментировать. Причем их поиски успеха касаются не только насадок, наживок и составов прикормочных смесей, но и формы, размера и веса приманки. Например, из двух идентичных по виду мормышек, бывает, рыба явно предпочитает изготовленную из свинца, а не из вольфрама, потому что более легкая приманка играет как бы «мягче». Кроме того, при плохом клеве ситуацию удается радикально улучшить, применив предельно мелкую приманку, но не одну, а в комбинации с одной или двумя такими же или подобными имитациями.

Комбинация приманок

Очень полезно и эффективно использовать комбинацию искусственных приманок, когда глубина в месте ловли велика или есть ощутимое течение, что предполагает крупную и оттого тяжелую приманку. Однако ее осторожная рыба брать не желает, тогда вес большой приманки как бы делится в равных или неравных долях на две или более мелкие приманки, размещенные на леске на определенном друг от друга расстоянии. К тому же, мелкая приманка (мормышка, блесна, крючок с наживкой, пластиковая имитация) может быть в снасти совмещена с грузилом, располагаясь как выше, так и ниже него, причем на основной леске или на отдельном поводке, что также следует отнести к разновидности тандема. При зимней ловле без насадки на больших и глубоких водохранилищах и озерах наиболее часто встречается вариант оснащения, когда от нижнего «чертика» на определенном расстоянии привязывается тоже «чертик» такого же или меньшего размера. Игра сдвоенной приманкой особенно результативна в сильные оттепели и по последнему льду — в это время рыба часто стоит высоко от дна, иногда даже леску приходится укорачивать на метр и более и делать высокую проводку.

Также в верхние слои воды рыба может подниматься и в глухозимье, когда на большой глубине в придонном слое иссякают запасы кислорода, о чем, к примеру, сигнализирует гибель живцов на жерлицах. Кроме того, зачастую зимой рыба плохо клюет или вовсе не ловится на избыточно крупного «чертика», которым можно быстро достичь дна на большой глубине или на заметном течении. А тандем из двух-трех относительно мелких и легких обманок уловист и до дна его опустить удается без особых проблем.

На Оке

Немало рыболовов на этой большой реке наблюдалось под Каширой в районе устья р. Мутенки. Здесь в местах с течением, но с глубиной до 3 метров и с твердым дном временами выходила крупная окская плотва. Однако на сильном изломе погоды эта рыба себя никак не проявляла. Хотя бы как-то берущую рыбу удалось обнаружить лишь на русле реки, где глубина достигала 7-9 метров. Здесь изредка клевала некрупная белоглазка, причем много ее эхолот показывал значительно выше дна — до трех метров.

Другая группа рыболовов вновь посещала Оку в районе Васильевской пристани (Коломенский район), где наилучшие результаты при ловле белой рыбы дает применение «паровоза» из трех «чертиков», которыми удается достичь дна на глубине 6-8 метров. Здесь время от времени на «чертика» неплохо берут крупный подлещик и даже лещ. В этот раз из большого числа рыболовов редко кто видел хоть одну поклевку.

На водохранилищах

При сильном ветре мало кто из рыболовов решился выйти на основные плесы Можайского и Рузского водохранилищ. Однако вполне успешно складывались дела у тех из них, кто рыбачил под прикрытием высоких берегов в верховьях. Правда, рыба в верхних частях водоемов, фактически в речках, по размеру была не особенно крупной — в основном плотва и окунь весом около 100 граммов. Так, на Рузе от непогоды вполне возможно было укрыться под лесистым берегом выше Осташева, а также на Волошне. На Можайском водохранилище окунь неплохо клевал на свалах речного русла выше Горетова.

На Московском море на выходе из Перетрусовского залива на минувшей неделе отмечалось резкое ухудшение клева разной рыбы. Не помогало делу и прикармливание. Кроме того, как и ожидалось, колеи на льду сильно занесло снегом, поэтому до мест ловли сейчас доберется не каждый внедорожник.

Другое дело — Угличское водохранилище. Здесь начался предвесенний сброс воды, что сразу вызвало усиление проточности в больших притоках водоема, и рыба тут ожила. Например, в Романово на Медведице еще неделю назад невозможно было поймать и малявку, а теперь тут, невзирая на буйство погоды, отлично клевал окунь, изредка попадалась плотва.

На прудах и карьерах

На данных водоемах общая тенденция такова: на проточных прудах рыба концентрируется в верховьях, а на карьерах она отходит на мелководья с чистым и твердым дном. Например, на самом большом карьере около д. Мотякино (рядом с первым бетонным кольцом) эхолот показывает немало рыбы и на большой глубине, но основная масса поклевок происходит на отмелях с глубиной 2-3 метра.

В верховьях пруда на р.Осенке под Субботово (Коломенский район) в условиях непогоды брала только мелочь — плотва и подлещик до 50 граммов весом. Также активно клюющей мелкой плотвой довольствовались рыболовы и в верхней части большого водоема на р. Злодейке под д. Курганье (справа от Каширского шоссе). Нынешней во многом аномальной зимой практически не берет рыба на известном пруду под с. Лобаново (слева от Каширского шоссе). Здесь лишь в коряжнике в самом верховье водоема удается наловить немного мелких окуней, а местная многочисленная плотва словно вымерла.

Что еще почитать