Изображение Рыбалка в заводях

Рыбалка в заводях

На Клязьме много рукавов, заводей, стариц и затонов. Все местные рыбаки от Петушков до Гороховца знают, что в таких местах очень много рыбы, причем там попадается разная рыба. Правда, вот ловят здесь люди в основном запрещенными способами, главным образом сетями. Да ведь это и неудивительно – рыба тут практически не клюет, хотя присутствует в больших количествах.

Однажды в июне удалось вырваться на один день на рыбалку, в моем распоряжении были вечерняя и утренняя зорька. Вечером приехал на хорошо знакомое место: небольшой затон на Клязьме, здесь я однажды напал на клев крупного карася, да и всякая другая рыба постоянно тут держалась. Ловить можно было только с лодки, чему причиной высокий уровень воды. Я накачал лодку, взял удочку и спиннинг, чтобы разведать обстановку. На удочку не клевало, хотя рыба в заводи гуляла хорошо, на спиннинг было несколько поклевок щучек, а потом взял и жерех уже на выходе из заводи в реку.
Спиннингом я зацепил в заводи сеть, и пока вытаскивал блесну, увидел в сети достаточно много рыбы, в основном крупных подъязков, освободил блесну и отпустил сеть обратно, хотя рыбу было жалко. На следующее утро встал в 4 часа, в 4:30 был уже на реке: думал, белая рыба, которой, как стало ясно, просто полно в заводи, будет брать на зорьке. Только я вышел на воду, тут же появился и хозяин сети. Когда его увидел, понял, что не зря я оставил снасть вчера в покое. Это был дедушка, лет ему было точно за 75, приехал он на велосипеде, с лодкой в рюкзаке. Мы поздоровались, я ему сказал, что еще вчера сеть была с рыбой, трогать не стал.

Дедушка меня поблагодарил, стесняясь своей запрещенной снасти, сказал, что поставил всего на один день, рыбки поймать на еду. Ответил ему, что я уж точно не судья и что на сети ловить не так страшно, как на электроудочки. Улов у дедули был богатый, но надо отдать ему должное: он собрал сеть тут же, сказал, что так много не нужно ему рыбы, предлагал мне. Я только позавидовал здоровью этого человека: в его возрасте, в 5 утра, на велосипеде, да еще и с лодкой за плечами, приехать в такую даль, куда я езжу на машине, это серьезная нагрузка. Ну, и рыба, которую он поймал, я считаю, трудовая и по совести заслуженная, по закону, конечно, нет. И все же, такие люди, пусть браконьеры, как-то больше внушают доверия, чем толстосумы на джипах. Те не знают ни реки, ни повадок рыбы, и самое грустное, не стремятся узнать и понять природу, а просто приезжают на берег, отрывают на корягах несколько дорогих приманок, упаковки от которых бросают тут же, на берегу, и уезжают обратно домой. Таких людей тоже рыбаками назвать трудно.

Рыбу я в то утро так и не поймал и в очередной раз убедился, что рыбалка в старицах дело непростое. Часто бывает, что рыбы много, но она не берет, не помогают ни прикормка, ни различные насадки. Раньше я думал, что рыба питается в таких заводях чем-то очень специфическим, какими-то личинками, например, поэтому на червя или опарыша не берет. Но пробовал ловить и на мотыля, и на растительные приманки – никакого заметного эффекта. Ловить в заводях, кстати, достаточно сложно, на дне в них большой слой ила, вода мутная, много растительности. По сути, из снастей может работать только поплавочная удочка, если говорить о ловле мирной рыбы, ну и спиннинг для ловли хищника.

В самих заводях обитают щука и окунь, но в крупные затоны заходит часто жерех, а еще чаще он крутится на месте соединения старицы с основным руслом. Если попасть на клев щуки, наловить ее на спиннинг проблем нет, также я одно время успешно ловил щуку жерлицами. Но вот разгадать секрет поимки белой рыбы мне никак не удавалось: сколько я ни бился, ни разу не смог попасть на стабильный клев рыбы в заводях, иногда проскочит среди мелочи один солидный карась или подъязок, и все. Пробовал и прикормки, даже кормил несколько дней подряд, но, думаю, из-за обилия естественного корма и большого слоя ила на дне все это не помогало. Надо сказать, что такого типа водоемы есть по всему течению Клязьмы, и везде одна и та же проблема – большое количество рыбы и почти полное отсутствие клева.

И вот в этом году наконец повезло, или, можно сказать, я нашел подступы к хитрой рыбе. Я рыбачил в низовьях Клязьмы, в моем распоряжении было несколько дней, и рядом как раз находилась большая заводь, типичная для нашей реки. С первого же визита туда я понял, что картина меня ожидает и здесь все та же – старица буквально кипела от рыбы, как мелкой, так и крупной. Ловить на удочку здесь никто даже не пытался – бесполезно.

В первый день я поступил стандартно: приготовил прикормку, закормил несколько разных мест и весь вечер пытался ловить. Клевала одна мелочь, ничего серьезного. На следующее утро мучения повторились, вместо серьезной рыбы клевали уклейка, мелкая плотва и красноперка, со дна иногда брал окунек. Вечером того же дня погода стала меняться к лучшему, а ближе к закату совсем стихло, потеплело. И тут я заметил, рыбача с лодки, что рыба ходит по самым прибрежным зарослям, практически уже по суше. Тогда я сделал минимальный спуск, буквально только на глубину осадки поплавка, и забросил в самую траву. Тут же последовала мощная поклевка – подсечка и рыба заходила среди водорослей! Скоро в моих руках оказалась крупная плотва, тут же новый заброс и новая поклевка! Что удивительно, клевала вся рыба вперемешку, и клевала практически с поверхности. Брал даже крупный подлещик – никогда не думал, что эта рыба может брать таким образом.
Тактика ловли у меня была простая: я постепенно продвигался вдоль берега и подкидывал снасть в самые заросли, клевало обычно сразу, в основном шли плотва, подъязок, красноперка, подлещик. У меня было накопано, наверное, больше сотни червей, в основном навозных – за один вечер я извел их все, хотя ловил уже на их половинки и четвертинки. Можно сказать, попал на настоящий жор, и рыба брала вся больше ладони.

Для интереса я возвращался на свои закормленные места и пробовал ловить на них, клевало в 10 раз хуже и всё та же мелочь. Ловлю пришлось прекращать уже в темноте, и чтобы не плавать с удочкой в лагерь, я решил оставить ее тут же, на воде, закинул крючок с последним маленьким червяком в воду, а удилище положил на траву и поплыл к месту стоянки.
На следующее утро пришлось сначала копать червей, а уже потом выдвигаться к месту ловли. Когда подошел, увидел, что поплавок лежит на воде, хотя должен стоять. Аккуратно подплыл и взял удочку. Когда потянул снасть на себя, в траве кто-то завозился, а потом леска натянулась и рыба стала бросаться из стороны в сторону. Тут я понял, что сел кто-то солидный, леска натянулась как струна и начала косить водоросли. Я не мог поднять рыбу из воды, хоть глубина была всего сантиметров двадцать, мне оставалось только держать удочку и ждать, но через несколько секунд после очередной потяжки леска вылетела из воды.

Осмотрел снасть – крючок сломан, рыба сошла. Думаю, это был либо крупный линь, либо карась или сазан, которые, говорят, водятся в здешних местах. После такого схода я с надеждой на успех начал ловлю заново, но на земляных червей брало уже хуже, а вскоре клев совсем стих – рыба продолжала гулять и плескаться, но уже не брала. Промаявшись некоторое время без поклевок, я поплыл восвояси. Ни вечером, ни на следующий день мне не удалось больше попасть на клев – ни прикормка, ни разные насадки опять не помогали, рыба будто объявила голодовку.

Теперь, вспоминая тот сумасшедший клев, на который мне повезло попасть, и все остальные прошлые рыбалки в заводях, я понимаю, что в таких местах, где очень много естественного корма (а вода в теплых заводях летом буквально кишит всевозможной живностью), заставить рыбу стабильно клевать невозможно, можно только попасть на выход, и тогда рыба начинает хватать любую насадку, ловить при этом надо в местах кормежки – рядом с травой и водорослями. Поэтому, чтобы успешно ловить в таких местах, нужно чуть ли не каждый день бывать на рыбалке, и тогда можно подгадать время клева, иначе рыбу здесь просто не взять.

Что говорить, бывают случаи, когда человек бессилен перед природой и ему остается только лишь ждать ее снисхождения, а рыбалка в клязьминских заводях – именно такой случай.