Изображение Рыбалка  на родине Исаака Уолтона

Все началось с того, что жена сказала: «Раз уж ты перевел книгу Исаака Уолтона, то надо довести дело до конца и поехать на рыбалку в те самые места, где он рыбачил». Я тут же купил билеты на самолет до Лондона, после чего мы бросились оформлять заграничные паспорта и визы. С первого раза из-за Олимпиады это не получилось, но вторая попытка удалась, и 21 августа мы уже сидели в самолете «Бритиш Эйрвэйс», который летел прямо на северо-запад.

Лондон встретил нас отличной погодой, но задерживаться здесь не входило в наши планы, и мы, как почти 400 лет назад Исаак Уолтон, покинули Лондон и отправились в Стаффорд. Первое место, которое мы обязательно должны были посетить, — парк Стаффорда. В нем, на берегу реки Соу, стоит бронзовый памятник великому сыну города, писателю и рыболову Исааку Уолтону. Несмотря на то что имя это здесь очень почитаемо, несколько лет назад вандалы выломали у памятника бронзовую удочку. Впервые увидев памятник без удочки на фото в интернете, я решил, что если бы я там оказался, то одолжил бы Уолтону свою удочку. Так и случилось — я собрал свое нахлыстовое удилище и вложил его в бронзовую руку. В этот момент мне показалось, что памятник сам взялся за пробковую рукоятку и оценил ее удобство. После поездки, когда я поместил в интернете фотографию памятника с удочкой, никто даже не заметил, что это современная удочка. Из парка мы отправились в храм св. Марии, в котором много лет назад благодарные жители Стаффорда установили бюст Исаака Уолтона, сделавшего много доброго для своих земляков. Почти триста лет у его бюста в нише стены храма каждый день появляются живые цветы.

Далее наш путь лежал в самое сердце Англии — Национальный парк Пик Дистрикт. Целью нашего путешествия была долина реки Дав, или Дов, как говорят в графствах Стаффорд и Дерби, которые эта река разделяет.

Через час пути нас окружили холмы, и среди них показался упомянутый в «Искусном Рыболове» город Эшборн (по-местному — Ашборн). Оказалось, что таксист сбился с правильного пути, и мы сделали крюк через этот город, что было очень кстати, ведь герои второй части «Искусного Рыболова», Пискатор и Виатор, подъезжали к долине реки Дав именно со стороны Эшборна. Трудно передать наши чувства, когда мы увидели места, которыми раньше любовались только на иллюстрациях 1830 года.

Изображение

Долина реки Дав, Давдейл, — жемчужина Национального парка Пик Дистрикт, находящегося в самом «сердце» Англии, где вы погружаетесь в атмосферу необыкновенного покоя, царящего здесь на протяжении столетий. Исаак Уолтон, задолго до нас, тоже стоял у подножия холма Банстер Хилл и любовался радугой над холмом Торп Клауд, лугами с пасущимися на них стадами и изгибами реки, петляющей по долине. Необыкновенная тишина только изредка нарушается дальним мычанием коров, блеянием овец и криками фазанов. Сразу вспоминаются строки из «Искусного Рыболова»:

«Я видел кудрявых барашков, скрывавшихся в прохладной тени рощи, в то время как другие барашки резвились под улыбающимся солнцем, я видел их блеющих матерей, страстно желавших освобождения от разбухшего вымени. Эти прекрасные картины восхищали мою душу, и я подумал о том, как верно все это выразил поэт:

Я будто чудом поднят над землей
И обладаю несказанным счастьем,
Которого никто не обещал,
Когда на свет Господний я родился.

ПЕРВАЯ РЫБАЛКА В ДАВДЕЙЛЕ

Когда накануне этой поездки я в письме местным нахлыстовикам спросил, есть ли в Давдейле кузнечики, они ответили, что кузнечиков нет. Пришлось мне доставать искусственные мушки и начинать ловить на них. Но когда я постепенно добрался до знаменитой переправы Степпинг Стоунс, представляющей из себя большие кубической формы камни, сто лет назад уложенные поперек реки, я увидел, что склоны холма покрыты довольно пышной травой. Внизу под холмом трава была выстрижена, а на склонах — нет, и я, поднявшись по склону, сразу услышал знакомый тихий стрекот — кузнечики и через 400 лет после Уолтона никуда не делись! Я наловил штук 30 и продолжил рыбалку. Описанная в книге исключительно прозрачная река была полна рыбой. То тут, то там раздавались громкие всплески крупной форели, увидеть которую просто так было невозможно — она пряталась под водными растениями, под берегом, за камнями. Выбрав удобное место, я вошел в воду и забросил кузнечика против течения.

Шнур только начало сносить течением на меня, как вдруг он остановился и пошел против течения, совсем как при поклевке крупного голавля на Оке. От волнения я не дал рыбе потянуть еще раз и подсек — водная поверхность взорвалась, огромная рыба вылетела из воды, тряхнула головой, и в ту же секунду мой шнур ослаб...
Как говорит герой книги «Искусный Рыболов» Пискатор: «Да, сэр, это битва, в которой вы чаще побеждаете, но иногда должны смириться с поражением».

Изображение

Мне пришлось смириться с поражением еще пару раз, пока я не понял, что ловить форель на реке Дав еще нужно поучиться. Однако времени для учебы уже не было, ведь мы приехали сюда, чтобы увидеть как можно больше интересных мест и потом рассказать об этих местах российским рыболовам. Для этого мы прошли вдоль реки 8 миль. В этой прогулке мы были не одни — вместе с нами по специально оборудованной тропе, идущей вдоль реки, шли десятки англичан, для которых такие пешие походы, 12 километров туда и 12 обратно, — обычный вид отдыха. В отличие от них, мы смогли дойти только «туда», да и то лишь только потому, что в конце маршрута находилось еще одно историческое место, описанное во второй части книги «Искусный Рыболов» — «Мост Виатора» — древний узкий каменный мост через реку, предназначенный только для пешеходов и всадников. Перейдя через мост, мы оказались в деревушке Милл Дейл, где во времена средневековья стояла мельница, рядом с которой любил рыбачить Уолтон, и увидели остатки жерновов на дне реки рядом с мостом. Ничего не скажешь, Милл Дейл — деревушка удивительной красоты.

У СТЕН РЫБОЛОВНОГО ХРАМА

На следующий день к нам в отель приехал Энтони Бриджет, эксперт по нахлысту и идейный последователь Исаака Уолтона. Это была незабываемая встреча, в завершение которой Энтони предложил порыбачить в местечке Бересфорд, 350 лет назад принадлежавшем другу Уолтона — Чарльзу Коттону.
Мы приехали на специальную парковку для рыболовов у подножия холма, где когда-то стоял замок Бересфорд, облачились в снаряжение и отправились по тропинке, ведущей вверх по реке.
Вскоре мы увидели сложенную из камней стену, в которой была калитка. Энтони открыл ее, и мы пошли по старой тропе. Вдруг Энтони остановился и показал нам заросшие мхом ступеньки, идущие вверх по склону холма: «Именно здесь герои книги Пискатор и Виатор, проголодавшись, шли на обед — это короткий путь до дома Коттона». То есть это были те самые ступеньки, по которым постоянно примерно с 1650 по 1676 год ходили Уолтон и Коттон. Мы прошли по «тайной» тропе еще метров сто, и Энтони, подняв большую ветку дерева, заслонявшую тропу, сказал: «Вот он, рыболовный храм!» Это было полной неожиданностью! До сих пор рыболовы, которые хотели побывать в этой Мекке всех рыболовов и прикоснуться к рыболовному домику, который Коттон построил для Уолтона, вынуждены были делать это тайком, так как храм, как скоро стали этот домик называть, стоял на частной территории, хозяева которой были очень недовольны частыми визитами рыболовов. И вдруг я могу свободно подойти к нему и даже ловить рыбу рядом с ним!.. Когда я подошел к храму, Энтони пошутил: «Существует три ключа от замка этого дома, и один, по счастью, достался мне!» Он вручил мне ключ: я, в совершенном смятении чувств, отпер дверь и хотел сразу войти, но Энтони в том же шутливом тоне произнес прямую цитату из «Кавказской пленницы» — «Шляпу сними!».

Осознать все происходящее было трудно. Четыре года я работал над переводом книги, где было подробно описано это место. Пятое издание «Искусного Рыболова» выходило в 1676 году, как раз тогда, когда завершалось строительство домика. Вот фрагмент из книги.

«Виатор. Постойте, что здесь написано над дверью? PISCATORIBYS SACRVM?! (Рыболовная Святыня. — Прим. В.А.) Из этой надписи я делаю вывод, что и я здесь имею некий титул, так как я тоже один из братьев-рыболовов… Меня более всего восхищает этот маленький домик. Особенно хорошо то, что он стоит на полуострове, совсем рядом с этой исключительно прозрачной рекой, огибающей его. Я с трудом осмеливаюсь войти, так как боюсь, что внутри он мне понравится меньше, чем снаружи, но, с вашего позволения, я попытаюсь. (Входит) О! Тут еще лучше, чудесные светильники, стены обиты прекрасным деревом, мраморный столик посередине, и все так исключительно ухожено…»

Внутреннее убранство домика пока не восстановлено, но это совершенно не мешает почувствовать себя так, будто ты вдруг перенесся на три с половиной века назад. И так же, как когда-то Уолтон с Коттоном, любой рыболов теперь может усесться здесь у камина и связать еще одну мушку, на которую клюнет огромная форель. Я же, как и сам Уолтон, ловивший на кузнечика, насадил на крючок это божественное насекомое. Река Дав в этом месте совсем неширока — метров 15 всего. Трудно было представить, что здесь имеет смысл рыбачить, но Энтони сказал, что река полна рыбы, и я забросил кузнечика под нависающие над водой ветки ивы. Ничего не произошло. Я забросил еще раз и еще. Форель не интересовалась моим кузнечиком. Тут же появившийся Эндрю Хиз, хранитель этого домика и эксперт по нахлысту, сказал, что так как кузнечиков в Англии становится все меньше, рыба, возможно, забыла эту насадку и клюет теперь только на искусственные мушки. Я подумал, не пора ли сменить насекомое на мушку, и стал подтягивать шнур, как вдруг из-под прибрежного куста к кузнечику бросилась огромная желтоватая рыба, я инстинктивно дернул, и в ту же секунду рядом с моей головой просвистел пустой крючок. Нет, форель и через века не забыла, что такое кузнечик!

День мы завершили в традиционном для Уолтона стиле — вкуснейшим обедом в отеле «Чарльз Коттон» в городке Хартингтон, что неподалеку от Бересфорда. Мы, конечно, хотели заказать форель, но оказалось, что форель здесь, как, кстати, и везде в этих местах, не подают — всю пойманную рыбу рыболовы обязаны отпускать, а браконьеров здесь нет.

ДОЖДЛИВЫЕ ДНИ БЕЗ УДОЧКИ

Давдейл ничем не отличается от остальной Англии: сегодня — солнце, завтра — дождь и так далее, в том же порядке. На дождливые дни у нас были запланированы посещения старинных английских замков, и первым из них был замок Чэтсворз, широко известный, как «Дом Дарси» из сериала «Гордость и предубеждение» по книге Джейн Остин. Он стоит на берегу реки Дервент, о которой упоминает в своей книге Уолтон, но, пресыщенные рыбалкой накануне, здесь рыбачить мы уже не собирались. Интересно, что как только мы приехали в Чэтсворз, дождь прекратился и выглянуло солнце. Этот замок — подобие нашего Эрмитажа — почти триста комнат, заполненных музейными сокровищами и подлинными полотнами великих мастеров, представляемых здесь знаменитым аукционом «Сотбис». Чэтсворз окружает великолепный парк, всех чудес которого не пересчитать. Самое интересное, что этот замок жилой, то есть это дом герцога и герцогини Девонширских, которые на своем сайте приглашают всех желающих в гости. Но еще интереснее, что герцог платит «за квартиру» — жилые комнаты в замке — благотворительному фонду, который владеет замком и собирается потратить на полную реставрацию замка и всего поместья около 14 миллионов фунтов стерлингов. Эти деньги позволят принимать сотни тысяч туристов. Мы тоже внесли свою лепту.

Следующим дождливым днем мы отправились в замок Бельвуар. Это была довольно дальняя поездка, но сделать это было необходимо.
Дело в том, что по версии российского шекспироведа Ильи Гилилова, владевший замком в начале XIX века Роджер Мэннерс, он же пятый граф Ратленд, был настоящим Шекспиром, а Шекспир, живший в Стратфорде на Эйвоне, лишь играл роль великого драматурга.

Изображение

Когда мы увидели замок на высоком холме, наши сомнения в этой версии рассеялись: человек, живший в таком месте, не мог не быть великим Шекспиром! Замок Бельвуар настолько живописен, а открывающиеся с площадки перед замком великолепные пейзажи так прекрасны, что человек, выросший здесь, неизбежно должен был стать гениальным драматургом! С этим волнительным чувством мы вошли в замок и обошли все его комнаты, кроме тех, конечно, где живут герцог и герцогиня Ратленд со своими детьми. Мы представляли, как Шекспир сидел в этом кресле, как он брал книги из этой библиотеки, как он заходил на эту старинную кухню… Каково же было наше разочарование, когда пожилая хранительница замка рассказала нам, что замок, в котором жил Роджер Мэннерс со своей женой Елизаветой Сидни, давно сгорел, потом на его месте был построен другой, который тоже сгорел, а нынешний замок был построен уже в XIX веке. Хранительница сказала: «Единственное, что осталось от замка cемнадцатого века и что мог видеть Шекспир — прекрасные пейзажи, окружающие холм, на котором стоит замок». А я так надеялся найти в замке спрятанную библиотеку Шекспира, ведь до сих пор не найдено ни одной его рукописной строчки.

Мы побывали только в двух замках, посещение «замка Гарри Поттера» Хардвик Холла запланировано на следующий наш приезд в Англию.

ПОД ВИНЧЕСТЕРСКИМ СОБОРОМ

Последние 30 лет своей жизни Исаак Уолтон был управляющим Винчестерским собором и рыбачил на протекающей через Винчестер реке Итчен. Поэтому мы переехали из Давдейла в Лондон и, оставив чемоданы в отеле, на следующий день налегке отправились в Винчестер. Это изумительный город! По нему можно бродить часами, но у нас были две главные цели — посетить могилу Исаака Уолтона в Винчестерском соборе и порыбачить на реке Итчен.

Шел мелкий, но довольно сильный дождь, и мы решили начать с собора. Сооружение грандиозное! Он так велик, что внутри него свободно расположилось несколько десятков часовен и усыпальниц, не считая надгробий, которым десять и больше веков. Одна из часовен — место захоронения настоятеля собора Силкстеда, но на самом деле все давно уже считают ее часовней Исаака Уолтона, потому что именно здесь находится его могила, которую при входе не замечаешь, потому что надгробная плита является частью каменного пола часовни. Было странно, что экскурсовод, рассказывающий об Исааке Уолтоне, стоит прямо на его могиле. Но такова была воля автора «Искусного рыболова», как и многих погребенных в соборе людей, — почти весь пол собора сделан из надгробных плит. Американская «Лига Исаака Уолтона» на свои деньги отреставрировала и обустроила часовню, главным украшением которой является великолепный витраж огромного соборного окна. Здесь изображены Исаак Уолтон и Чарльз Коттон в роли Пискатора и Венатора из книги «Искусный Рыболов»: Исаак Уолтон, читающий книгу на берегу реки Итчен, апостолы-рыболовы, а также «рыболовные сцены» из Евангелия и имена знаменитых англичан, биографии которых написал Уолтон, один из них — великий английский поэт Джон Донн. Среди посетителей часовни легко узнать рыболовов — они не торопятся выбежать из часовни, как прочие туристы, а как-то замирают, будто бы молясь про себя. Ближе к выходу из собора мы посетили могилу Джейн Остин, а уже на выходе узнали, что экскурсоводом, голос которого можно было слушать в записи через персональные наушники, является знаменитый актер Дэвид Суше, исполнитель роли Эркюля Пуаро.

Во время обеда в пабе «Корона и Якорь» обедавший там местный рыболов рассказал нам, где рыбачил Исаак Уолтон, и мы отправились на реку Итчен. Дождь давно прекратился, начало проглядывать солнце. Река была такой прозрачной, что дно казалось совсем близким к поверхности. Настоящую глубину мы определили по щуке, которая неподвижно стояла против сильного течения почти посредине неширокой речки. Она так и стояла все время, не обращая на нас внимания, пока мы не ушли вниз по течению. Больше рыбы в реке Итчен мы не видели. Мои многочисленные забросы ни к чему не привели, но все равно было приятно ловить именно там, где ловил Уолтон; все вокруг из-за этого выглядело каким-то особенным. Было приятно, что именно здесь, рядом с Винчестерским собором, мы завершаем наш маршрут по местам, связанным с этим великим именем. Правда, есть еще одно место в Лондоне, где стояла церковь св. Данстана и где Уолтон познакомился с Джоном Донном. Но эти места за 350 лет изменились до неузнаваемости, и Уолтон, любивший в юности половить крупную плотву под Лондонским мостом, в наши дни вряд ли согласился бы пойти туда на рыбалку.