Изображение Мы ловили на Ловати...

Мы ловили на Ловати...

На одном из форумов я открыл тему «Великие Луки – родина русского нахлыста!», в которой рассказал, что 50 лет назад нахлыстом на Ловати ловили тысячи местных жителей и что сегодня, к сожалению, о нахлысте в Луках помнят только старики. Тема вызвала интерес, и со мной связались два великолучанина – Александр и Николай. Николай в детстве проводил в Луках школьные каникулы, а Александр живет там и поныне. Мы решили встретиться на берегу реки 29 июля 2012 года в 15.00. Несмотря на то, что договаривались в марте, как только мы с братом Славой солнечным июльским днем вышли к нижней великолукской плотине, к нам тут же подошел седой энергичный мужчина и представился: «Николай Николаевич».

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ – БЕШЕНЫЙ КЛЕВ

Перекинувшись парой слов, мы отправились к тому месту, где я каждый год начинал рыбачить. К моему удивлению, у Николая Николаевича не было удочки. Они с братом остались на берегу, а я пересек протоку и прошел немного вверх по течению, чтобы обойти небольшой островок, служивший пристанищем для десятка диких уток. Это было заветное место – неглубокий каменисто-песчаный перекат между островком и правым берегом, поросшим кустами, склонившимися к воде.
Выпустив с катушки метров 15 шнура, я насадил на крючок серого кузнечика и забросил снасть вниз по течению и немного наискосок, уложив кузнечика рядом с выглядывающими из воды стеблями водных растений. Через секунду шнур пошел вперед, я отпустил заранее заготовленную запасную петлю, после чего подсек – удилище в дугу, а рука почувствовала мощные рывки рыбы. Это был очень приличный подъязок, что особенно радовало, ведь обычно рыбалка на Ловати начиналась с поимки голавля, язь же в этом месте все последние годы ловился только в проводку на пшеницу. Я забросил еще раз – вновь подъязок! Забросил поперек течения к правому берегу, кузнечик пошел в полводы, и вскоре через натянутый дугой шнур я почувствовал потяжку, подсек, и очередной подъязок эффектно взлетел над водой!

На берегу начала собираться публика – прохожих заинтересовала такая добычливая ловля. Брат Слава сфотографировал несколько моментов рыбалки и уехал по своим делам, а Николай Николаевич не выдержал и, раздевшись до плавок, добрался до песчаной отмели, где я расположился. Насадив кузнечика на крючок, он послал его на воду как искусственную мушку, над головой, и тут же поймал подъязка, потом еще, третий подъязок у него сорвался.

Я же воспользовался моментом и позвонил Александру, которого что-то не было видно. Он сразу откликнулся и сказал, что наблюдает за нашей рыбалкой с правого берега. Я увидел его стоящим в тени большой ивы и пригласил присоединиться к нам. Он надел вейдерсы, зашел в реку и начал ловить на искусственную мушку. Николай Николаевич, немного утолив рыбачью страсть, решил искупаться, а мы с Александром, обмениваясь впечатлениями, продолжили рыбалку. Кузнечик в качестве приманки явно побеждал искусственную мушку: у меня подъязки ловились один за другим, у Александра тоже были поклевки, но не столь частые.

Поскольку непрерывный клев подъязков продолжался слишком долго, я решил поискать под ветками кустов голавля – и тут же вытащил красавца на килограмм. Следующий сошел. Вдруг мы заметили, что Николай Николаевич достал наконец свою удочку и на берегу чуть ниже плотины уже демонстрировал незнакомому молодому человеку технику нахлыстового заброса. Мы с Александром, пресыщенные отличным клевом, подошли к месту «обучения». Тут выяснилось, что Николай Николаевич – страстный пропагандист чисто спортивного нахлыста и носитель самых разнообразных нахлыстовых знаний. Он подробно объяснял заинтересовавшемуся невиданной снастью парню, что такое нахлыст и как с ним управляться.
День уже склонился к вечеру, мы сфотографировались на память и договорились, что встретимся еще раз в течение недели, пока я буду в Луках.

ДЕНЬ ВТОРОЙ – КОМУ ЧТО НРАВИТСЯ

На следующий день я решил половить метрах в 500 ниже плотины – в месте, где весной 2010 года река намыла песчаную косу и где знойным летом того же года образовался пляж, на котором тогда было полно народу. Лето 2012 года не было слишком жарким, и пляж в основном пустовал. Ловить здесь было приятно – песчаный берег, прозрачная вода и заросли растения с экзотическим названием «Сусак зонтичный». Такие же заросли шли вдоль противоположного берега, а между этими зелеными полосами располагалось главное русло реки глубиной около двух метров. В таких местах на Ловати всегда стоит крупная рыба.
Только я вышел на пляж, как увидел Николая Николаевича и Александра. Они увлеченно обсуждали особенности ловли разными удилищами и тут же делали пробные забросы и вязали мушки. Рядом с ними лежало около десятка тубусов с удочками. Я хоть и стараюсь быть в курсе всех нахлыстовых новинок и методов, но только тогда, когда сижу за компьютером, на реке же меня больше привлекает сама рыбалка, к тому же возле дальних зарослей разбойничал крупный голавль, отказать себе от охоты на которого ради спортивных упражнений было невозможно.

Увидев очередной его удар, я забросил кузнечика чуть выше всплеска, но ничего не произошло, видно, голавль был напуган присутствием людей на берегу и осторожничал. Потребовалось несколько забросов, прежде чем он резко дернул шнур и, конечно, оборвал поводок. Такое случается часто: встревоженный голавль резко дергает насадку, и избежать обрыва в этом случае практически невозможно, однако голавль такая рыба, что после обрыва вся стая не сразу уходит с места добычливой охоты на малька, и можно рассчитывать еще на несколько поклевок. Кроме того, замечено, что стаи голавлей любят стоять ниже мест купания – купальщики ходят по дну, поднимают муть, в которой голавли находят пищу.

Следующий заброс оказался удачным – на этот раз рыба потянула плавно, я подсек, и сразу стало ясно, что голавль крупный. Хоть у меня и есть подсачек, но я не всегда беру его на реку, вот и в этот раз пришлось применить дедовский способ – тащить голавля на мель. Способ оказался надежным и пойманный голавль отправился в садок. Даже после шумного вываживания стая со струи не ушла, голавли клевали и оказывались в садке один за другим. Николай Николаевич – сторонник принципа «поймал-отпусти» – даже сказал полушутливо, чтобы я не вылавливал всех, оставил сколько-нибудь в реке. Тут солнце зашло за большие деревья, на реку упала тень, клев прекратился, и я отправился вниз по течению, чтобы проверить еще одно голавлиное место, а Николай Николаевич с Александром продолжили свои занятия. В последующие дни я ловил в других местах, а потому на реке их больше не видел и наше общение продолжилось уже на форуме в теме «Великие Луки – родина русского нахлыста!»

ЭПИЛОГ – УПУЩЕННЫЙ ШАНС, ИЛИ ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

В первый день, решив перейти на левый берег по мосту над плотиной, я заметил у самого моста на асфальте множество молочно-белых лепестков и подумал, что это лепестки цветов какого-то дерева, причем мне не пришло в голову, что на дворе конец июля и все деревья давно отцвели. В последний день отпуска я тоже ловил у плотины и вновь видел эти «лепестки», но на этот раз, закончив рыбалку, решил все же рассмотреть, что это такое. Каково же было мое разочарование, когда я увидел, что это – погибшие поденки, причем такие крупные, каких я на Ловати прежде не видел.

По дороге с рыбалки мне встретился знакомый спиннингист, который сказал, что уже несколько дней на рыбалку не ходит, потому что летит поденка и клева нет. Тут только я окончательно понял свою ошибку: вылет поденки начинался каждый день примерно в 8 часов вечера, а я в это время обычно уже сидел у сестры на кухне и уплетал ее великолепную стряпню. То есть вылет видеть я не мог.
Это было особенно обидно, так как все последние годы, при поездках на рыбалку в Великие Луки, я мечтал попасть на вылет поденки, чтобы половить рыбу так, как ловил ее 50 лет назад вместе с сотнями земляков – нахлыстом на живую поденку. Тогда поденка вылетала громадной тучей, настолько густой, что в километре от реки водители были вынуждены включать фары, чтобы хоть что-то видеть. Достаточно было взмахнуть пару раз детским марлевыми сачком, чтобы поймать штук 200 поденок, которых я потом осторожно перекладывал в деревянную коробку.

На следующее утро весь город был на реке, все ловили нахлыстом и у всех ловилась крупная рыба. Я, тогда 10 летний мальчик, с первого заброса поймал своего первого жереха. Так было полвека назад. А нынче вылет поденки я пропустил, хотя об этом мне настойчиво твердила главная примета – вся рыба стояла у поверхности и клевала непрерывно. Через год буду умнее. Одно радует – ловля на поденку у меня еще впереди!