Зимняя обувь

Фото автора

Фото автора

Обувь — одна из самых важных частей снаряжения. Без хорошей, добротной обуви трудно представить себе комфортное путешествие, охоту или рыбалку. В этой статье я хотел бы обобщить и поделиться своим опытом эксплуатации нескольких моделей обуви и сформировавшихся у меня требований к ней, критериям, по которым я сегодня ее выбираю.

Первым моим опытом были «унты»: как мне казалось, это была хорошая идея. Использовать их я собирался только в сильный мороз; пару раз сильно замерзнув, я решил, что слишком теплой обуви не бывает. Но на первом же выходе понял, что это далеко не так: объемные, мягкие, экстремально теплые, даже при -20, они оказались совершенно неудобны при сколь-нибудь больших переходах. Толстые голенища заставляли ходить «враскоряку», делая меня похожим на утку. Кроме того, в них было очень жарко, придя на место засидки, мне пришлось поменять носки, к счастью, запасные я взял именно на этот случай. На самой засидке было очень здорово, я больше не вспоминал о замерзших ногах.
Из этого я сделал вывод, что унты годятся для засидки, стояния в загоне или при езде на снегоходе. Если придется ходить, лучше их не надевать.


По итогам накопленного опыта сформировалось желание, чтобы теплая подкладка в ботинках была отдельно от самого ботинка или сапога. Так в моей жизни появились сапоги компании «Сорел»; компания позиционировала себя как производитель надежной рабочей обуви, в частности, на коробке с сапогами были изображены счастливые шахтеры. Обувь я брал в том числе и для города, поэтому резиновая подошва очень радовала, ее легко мыть, она не промокает, сухо и тепло, думалось мне.


Но мои радужные мечты разбились о суровую реальность. Ботинки не дышали, вообще было ощущение, что ноги вставили в целлофановые пакеты, через час ходьбы вставки были насквозь мокрые. Внешний слой был из резины и промерзал насквозь, были случалось, когда я вынимал вставки и высыпал иней, то есть пот прошел сквозь вставные сапожки и замерз внутри галош. Но даже не это самое печальное, через год верхняя часть сапога начала просто отрываться от резиновой галоши, причем не нитки порвались, а шов стал отрываться как почтовая марка. Всего один сезон, и я в сапогах «Сорел» стал смахивать на бомжа, одевающегося с помоек. Чему радовались шахтеры, я так и не понял, возможно, тому, что им удалось сбагрить эту обувь мне.


Какое-то время после этого я обходился армейскими ботинками, учитывая их невысокую цену, они справлялись со своей задачей, но кожа требовала ухода, это нормально. Душа же хотела экспериментов и сравнения, интересно же, почему берут такие деньги за всякий утеплитель тинсулейт и разные ватерпруфы?


Вскоре представилась возможность протестировать ботинки Rocky FQ 7460. Вещь оказалась крайне интересная, кондовые, тяжелые, на вид очень надежные, мощная подошва с рельефным протектором, красота, одним словом. Ботинки были очень хорошо утеплены и практически не уступали унтам, при этом они отводили лишнее тепло, и в них при ходьбе не было жарко. То есть в них комфортно и когда идешь, и когда находишься в засидке. Но, как обычно, есть и минусы: сами ботинки очень жесткие, ходить в них тяжело, а водить машину просто опасно. Возможно, если у вас Таhoe, с ее огромными педалями и большим подрулевым пространством, в этих ботах там еще можно развернуться, но в миниатюрной «тойоте» в таких ботинках просто не помещаешься, а если нога в ботинке, в движении, проскочит под педаль, вам просто конец, будет трудно ее вытащить обратно. В общем, этот опыт научил меня водить и ходить на охоте в разной обуви. В итоге Rocky полностью заменили унты в моем гардеробе.


Следующим экспериментом стали ботинки от компании «Мериэль». Название компании какое-то женское, и в их прайсе много моделей для женщин, но ботинки для мужчин они шьют очень брутальные, все эти новые технологии: утеплители, резиновая подошва с галошей и т.п., но, главное, они достаточно комфортны и компактны, в них даже можно водить машину, но лучше все же переодеваться. Ботинки теплые, достаточно удобные «на ходу», в них комфортно долго находиться, но обувь эта городская, на морозе без движения в них начинаешь замерзать; комфортная температура для них до -10, это если стоять, бегать можно и при более холодной погоде. Большой плюс — очень агрессивный протектор, особенно это заметно, когда земля не промерзла и покрыта снегом. Несколько раз я использовал их в пейнтболе на таком грунте, отлично цепляются, можно смело бежать с места в карьер и тормозить, не опасаясь поскользнуться и упасть. Но у всех ботинок есть общий минус, они короткие, брюки приходится надевать поверх, иначе снег попадает внутрь, кроме того, они очень долго сохнут, нельзя пересушивать, нельзя постирать, ни кожа, ни мембраны очень не любят мойки. Кроме того, все эти ботинки довольно тяжелые, 1,2–1,6 кг на ботинок считается нормальным весом, хотелось бы для ходовой обуви что-то легче.


Меня вновь потянуло на эксперименты. Но на этот раз я решил сначала составить список своих требований, и вот что вышло:


— вес, легкие, до 1,2 кг на пару;
— высокие, выше обычных ботинок, чтобы заправлять штаны внутрь, но ниже колен. Дело в том, что подкладка в зимних костюмах идет не до конца брючины, а до середины голени, вот примерно такой высоты должна быть обувь. Если будет выше штанины, будут вылезать до этой границы и выглядеть как галифе;
— натуральная толстая кожа, хочется вернуться к традиционной обуви и попробовать ее преимущества;
— подкладка-утеплитель должна выниматься, чтобы ее можно было постирать отдельно, то есть обувь отмыл, вытер пропитал, подкладку постирал, все красиво и чисто:
— носить в межсезонье не планирую, поэтому агрессивный протектор не нужен, но подошва должна быть толстой и теплой, чтобы стоять на снегу на морозе и не мерзнуть.


Поискав, я понял, что найти будет не так просто, особенно раздельную конструкцию, в принципе таких немало, но в основном это бахилы, объемные, как унты. Резиновые со вставками мне тоже не нравятся, да и опыт их использования получился отрицательный.


Не буду больше утомлять читателя перебором всех вариантов, в итоге мой выбор пал на ичиги от компании Поскрякова, найти их было непросто, в магазинах их нет, пришлось заказывать через интернет. По всем пунктам они прошли, вес на пару менее 1 кг, выше ботинок, что хорошо — со шнуровкой, можно регулировать, по необходимости, объем голенища, внутренний сапог из толстого войлока, подошва трехслойная, толстая кожа пришита к сапогу, к ней приклеена два слоя резины. Но самое главное, они уже собрали неплохие отзывы в интернете, как в зимнем, так и в летнем варианте.


К сожалению, пока не смог опробовать их в деле, но немного походить успел, очень удобно и комфортно, как в тапочках. Протестирую этой зимой и, надеюсь, сформулирую свое мнение к этой необычной в 21-м веке обуви.


В статье я постарался объединить весь свой опыт выбора и использования зимней обуви за два десятка лет; если у читателей возникло желание поделиться своим опытом, высказывайтесь, думаю, это будет интересно всем.

Александр Кудряшов 25 января 2016 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Владимир Горлевский офлайн
    #1  26 января 2016 в 06:14

    "...мой выбор пал на ичиги от компании Поскрякова..."
    "...пока не смог опробовать их в деле...Протестирую этой зимой"
    Зачем рекламировать то, чего сам ещё опробовал?

    Ответить
  • 1
    Борис Соколов офлайн
    #2  26 января 2016 в 14:01

    Абсолютной универсальности достичь не возможно ни в чём, что касается охотничьей амуниции, обуви - в том числе. Разумеется, для вождения автомобиля, активного движения и неподвижной охоты нужна совершенно разная обувь. Единственная унификация, к которой я лично смог прийти (тоже экспериментальным путём) - это то, что мне оказалось достаточно комфортно и водить машину, и активно двигаться (например, на охотничьих лыжах) в сапогах от ХСН, но опять-таки двигаться в диапазоне температур только до -10, да и размер их у меня не самый-самый, 43й. Был бы больше, тоже, наверное, цеплялся бы за педали.

    Ответить
  • 0
    Филипп Стогов офлайн
    #3  26 января 2016 в 14:23
    Борис Соколов
    Абсолютной универсальности достичь не возможно ни в чём, что касается охотничьей амуниции, обуви - в том числе. Разумеется, для вождения автомобиля, активного движения и неподвижной охоты нужна совершенно разная обувь. Единственная унификация, к которой я лично смог прийти (тоже экспериментальным путём) - это то, что мне оказалось достаточно комфортно и водить машину, и активно двигаться (например, на охотничьих лыжах) в сапогах от ХСН, но опять-таки двигаться в диапазоне температур только до -10, да и размер их у меня не самый-самый, 43й. Был бы больше, тоже, наверное, цеплялся бы за педали.

    ХСН - вполне добротная амуниция. Да и замена изношенной не столь уж обременительна.

    Ответить
  • 0
    Николай Васильев офлайн
    #4  27 января 2016 в 17:58

    Вспоминая службу в армии, могу сказать, что зимой валенки самое то. Нам в них приходилось ходить до 30 км в сутки, поэтому протестировал я их по полной. Ноги и не мерзнут и не потеют. Максимальные отрицательные температуры доходили до минус 40 и с тех пор ничего лучше валенок я так и не нашёл.
    Единственный минус валенок - они годятся только для отрицательных температур, если погода то холодно то оттепель, увы, это не для валенок.
    Ну и еще, многие, те кто не служил, любят пройтись по поводу портянок. Но тот кто служил, точно никогда в дальний переход не наденет носки.

    Ответить
  • 0
    Николай Григорьев онлайн
    #5  27 января 2016 в 19:12

    У меня и сейчас портянки на первом месте, если ходить или сидеть до -5С...Когда ниже, уже современные утеплители, однако это редко бывает и только ночью. Но наша обувь в основном осень-зима резиновый сапог. Другая обувь на юге и в степи, это просто морока. Молодые как увидят портянки, не служившие и даже которым под 30, глаза квадратные и спрашивают "Что это?" :-))) Хотя они же выскакивают из трусов и нахваливают свое новое приобретение "современные топачи"...и теплые, и удобные, и не промокают, и не потеют...на следующий сезон уже в другой приезжают - "Во, мля, разлезлись, сносились " :-)))

    Ответить
  • 1
    Александр Арефьев офлайн
    #6  27 января 2016 в 20:59

    А у меня на зиму и межсезонье такой вариант. До минус 5 - 7 градусов сапоги (название не помню, но в низу на протекторе написано г. Псков) - резиновая шипованая галоша с мощным протектором по щиколотку + голенище из плотной ткани, внутрь вставляются чулки (чуни), у меня их три варианта два войлочных и один на меху, в зависимости от температуры выбираю и еще различные стельки использую (войлок, пенка и др). Сапоги уже 4 сезон служат, нареканий нет, материал добротный и пришит намертво. Вес 1,2 кг с самыми тяжелыми чулками. Покупал за 1200 р. А на сильный мороз короткие унты с прошитой войлочной подошвой из свиной кожи, они жестковаты (приходится перед ходовой пятки пластырем заклеивать), тяжеловаты немного и влаги боятся, но тепло держат и ногам в них нормально дышится. А так вообще с моим 48 выбирать особо не приходится)

    Ответить
  • 1
    Николай Григорьев онлайн
    #7  27 января 2016 в 21:17

    Фото ступни, в студию!!! :-)))

    Ответить
  • 0
    Николай Галко офлайн
    #8  27 января 2016 в 21:44

    Сапоги из ЭВА. Польские .Который год использую их. Не ожидал что окажутся такими крепкими. Уж и вкладыши поистёрлись. Тонкий носок хватает при околонулевой температуре. Градуса четыре мороз, уж тогда два потолще. Стельки войлочнst/ Понимаю что вредна обувь недышащяя, но в постоянной слякоти и подтаивающем снегу другое никак..

    Ответить
  • 0
    Борис Соколов офлайн
    #9  27 января 2016 в 21:50
    Николай Григорьев
    Фото ступни, в студию!!! :-)))

    Да-а-а, мощно :))) Есть же люди на Руси :) Мы с другом прошлой зимой левые сапоги перепутали, одной фирмы они и, если б не размеры, то просто близнецы. У него то ли 45, то ли 46, ну, а у меня, стало быть, 43. Так только через полгода обнаружили подмену :)))) Причём, я ходил не замечая, а он никак не мог понять, почему левую ступню в "кулак" вдруг сжимать пришлось, раньше ж не было! А уж 48 - это, да, это ни с чем не перепутать :)))

    Ответить
  • 0
    Александр Арефьев офлайн
    #10  27 января 2016 в 22:02
    Борис Соколов
    Да-а-а, мощно :))) Есть же люди на Руси :) Мы с другом прошлой зимой левые сапоги перепутали, одной фирмы они и, если б не размеры, то просто близнецы. У него то ли 45, то ли 46, ну, а у меня, стало быть, 43. Так только через полгода обнаружили подмену :)))) Причём, я ходил не замечая, а он никак не мог понять, почему левую ступню в "кулак" вдруг сжимать пришлось, раньше ж не было! А уж 48 - это, да, это ни с чем не перепутать :)))

    Ну что есть то есть. При росте 1,97 выглядит вполне нормально) А вот что интересно, так это то, что рыбацко-охотничья обувь 47-48 размера мне подходит, а вот гражданскую приходится покупать 49-50))) Самое трудное в свое время было найти болотники)

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑