Крах охотничьего хозяйства России очевиден

За последние десятилетия растерян огромный, накопленный многими поколениями охотников и охотоведов опыт, утрачены профессиональные традиции, отброшена рациональная организация отрасли, подорвана ресурсная база многих ценных зверей и птиц. Сохранившееся в угодьях поголовье большинства видов охотничьих животных не в состоянии удовлетворить запросы российских охотников.

фото: Семина Михаила

фото: Семина Михаила

За последние десятилетия растерян огромный, накопленный многими поколениями охотников и охотоведов опыт, утрачены профессиональные традиции, отброшена рациональная организация отрасли, подорвана ресурсная база многих ценных зверей и птиц. Сохранившееся в угодьях поголовье большинства видов охотничьих животных не в состоянии удовлетворить запросы российских охотников.

Ослабленный до предела охотничий надзор не способен противостоять браконьерству, которое в ряде регионов достигло огромных масштабов. Государство утратило интерес к охотничьему хозяйству и в 2004 году окончательно исключило его из системы государственного регулирования. Имеющиеся региональные и видовые исключения только подтверждают основной вывод о разрушении в России древней и традиционной формы отечественного природопользования.

Мы предложили оригинальные тезисы, которые иллюстрируют современную роль охоты и указывают ее возможное место в реализации Всемирной стратегии охраны живой природы и в российской системе охотничьего хозяйства.

Приводим основные из них.

– Охота – традиционный российский вид деятельности, сыгравший яркую роль в становлении и развитии государства и длительное время занимавший видное место в экономике страны; исторические приоритеты России категорически не позволяют исключать охотничье хозяйство из системы государственного развития.

– Охота – один из незаменимых инструментов регуляции экосистемных и биосферных процессов; ее значение возрастает по мере нарушения экосистем и деградации биосферы; чем больше человек «отменяет» естественную экологическую регуляцию, тем необходимее становится регуляция искусственная, частью которой является научно обоснованная охота.

– Охота – постоянный источник значительных экономических ценностей; ее экономический потенциал в России явно недооценен, реализация его возможна лишь при целенаправленной помощи государства.

– Охота – мощный фактор социального благополучия и сплоченности значительной части общества, требующий массовой общественной поддержки и защиты от растущих псевдогуманных спекуляций.

– Охота – эффективная форма сохранения живой природы, охраны и восстановления охотничьих ресурсов; наглядное воплощение ведущего тезиса Всемирной Конвенции о биоразнообразии – «разумное использование биологических ресурсов – действенное средство их охраны».

– Охота – неотъемлемая часть государственной системы комплексного природопользования; реализация которой требует научно обоснованной эксплуатации биологических ресурсов биосферы, постоянного взаимодействия всех отраслей биологического природопользования, и прежде всего – сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, заповедного дела.

– Для прогресса в эффективности охотничьего хозяйства России необходимо четкое отделение права на охотпользование от права на пользование землей и другими природными ресурсами, провозглашенное статьей 12 Закона РФ 1995 года «О животном мире».

– Охота – показатель меры цивилизованности страны; ведущие страны Европы и Северной Америки нашли место охоте в системе цивилизационных ценностей и комплексного природопользования и продуманно используют ее возможности для увеличения ВВП, сохранения Живой Природы и формирования гармоничного человека.

Усилия полностью возродить отрасль и использовать ее комплексный потенциал, не выходя за пределы проблем охотничьего хозяйства, к сожалению, бесперспективны. Они могут лишь в какой-то степени улучшить положение, но коренное изменение ситуации, воссоздание полнокровного охотничьего хозяйства требуют выхода на «большую дорогу» – дорогу государственной эколого-экономической и структурной трансформации всей системы биологического природопользования.

Начиная с 70-х годов мы повторяли очевидную для охотоведов всего мира истину о принадлежности охотничьего хозяйства к сложной государственной системе комплексного природопользования и о необходимости внесения корректив в деятельность этой системы. Государство должно понять нетерпимость дальнейшего игнорирования состояния и потребностей Живой Природы нашей страны.

Выход следует искать на пути экологической оптимизации всего природопользования и – особенно– совершенствования комплексной системы охраны и эксплуатации живых ресурсов биосферы. Эффективность этого пути подтверждается, например, огромным позитивным опытом США, где экономическая эффективность охраны и различных форм использования живой природы (без стоимости натуральной продукции) составляет не менее 100 млрд. долл. в год.

Совершаются ли перемены к лучшему? К сожалению, нет.

– Отсутствует единая функциональная система управления биологическими природными ресурсами.

– Сельское хозяйство автономно, не вовлечено профессионально в систематическую деятельность по сохранению, эксплуатации и восстановлению ресурсов дикого животного мира. Попытки привлечения к этой работе фитосанитаров и ветеринаров – вместо охотоведов и ихтиологов – являются вопиющей ошибкой.

– Лесное и рыбное хозяйства лишены административной самостоятельности; нормативные документы, которыми они руководствуются, не учитывают интересов Живой Природы и охотничьего хозяйства.

– Лишь в 2007 году возрожден ведомственный департамент Минсельхоза по координации охотхозяйственной деятельности.

Вывод очевиден: необходима глубокая административная реформа биологического природопользования в России с изменениями представлений о рациональной системе управления в этой сфере. Не ликвидация структурных «остатков» и не робкая (чаще всего ошибочная) реконструкция управляющих систем, а их полнокровное восстановление, истинная дебюрократизация – вот что должно привести к желаемому перелому.

В правительстве должен иметься блок по охране и рациональной эксплуатации природных биологических ресурсов России.
Что объединяет лесное, рыбное, охотничье хозяйство? То, что все они эксплуатируют возобновляемые ресурсы биосферы, ресурсы растительного и животного мира. И, следовательно, их деятельность может быть подчинена общим принципам управления.

Первый из них – возможность вечного не истощительного использования биологических ресурсов. Второй – охрана ресурсов через разумную, научно обоснованную эксплуатацию. Третий – целесообразность и даже неизбежность комплексной интегрированной деятельности.

Как мы уже предлагали, лесное, рыбное, охотничье хозяйства могут найти место в общей структуре, предположительно – в Министерстве биологического природопользования. Минприродой должно сохраниться недропользование, основывающееся на совершенно иных принципах. Здесь же может найти достойное равноправное место Федеральный орган по руководству заповедным делом. В регионах могут быть созданы комплексные управленческие структуры по регулированию лесного, рыбного, охотничьего хозяйства.

Предлагаемая структура создаст условия для успешной реализации важного принципа Закона РФ «Об охране окружающей среды», (ст. 3). В новых условиях появятся возможности для реальной координации всех отраслей биологического природопользования, сохранения и увеличения биологической продуктивности всех категорий земельных угодий, в том числе и охотничьих. С этой реформы мы предлагаем начать возрождение охотничьего хозяйства России.

 

фото: Семина Михаила

Необходимая оговорка: мероприятиям первого и второго пути должны предшествовать меры по коренному улучшению охраны ресурсов животного мира, по значительному ужесточению ответственности за охотничье (а в масштабах страны – за экологическое) браконьерство, способное свести на нет все позитивные усилия.

Предлагаемые этапы первого пути возрождения охотничьего хозяйства России:

– разработка, обсуждение и принятие на государственном уровне стратегии и тактики реформы (трансформации системы) биологического природопользования;

– разработка и утверждение парламентом и правительством соответствующего плана действий;

– подготовка и осуществление Административной реформы в сфере биологического природопользования (см. выше);

– анализ роли отдельных отраслей природопользования в сохранении, использовании и восстановлении биологической продуктивности биосферы;

– выявление эколого-экономических и технологических взаимосвязей (взаимозависимостей) отдельных отраслей биологического природопользования;

– совершенствование отраслевых эколого-экономических основ биологического природопользования; разработка мер по экологической оптимизации сельского, лесного, рыбного, водного хозяйства (с учетом интересов охотничьего хозяйства);

– разработка и уточнение принципов и методов комплексного использования совокупности биологических ресурсов биосферы; их эколого-экономическая оценка;

– разработка и реализация перспективной схемы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различного уровня с целью сохранения и восстановления биологических ресурсов биосферы; создание условий для согласованной деятельности в сфере охраны природы и биологического природопользования;

– разработка и модернизация современного комплекса мероприятий по эффективному ведению охотничьего хозяйства и воспроизводству ресурсов охотничьих животных в системе интегрированного
природопользования;

– создание и совершенствование обновленной законодательной и правовой основы комплексного природопользования, в том числе – принятие принципиально новых законов о биосфере, об интегрированном использовании биологических природных ресурсов, об охоте и охотничьем хозяйстве;

– проведение постоянной широкомасштабной разъяснительной работы по внедрению идей комплексного природопользования, охраны биологических природных ресурсов через их разумную эксплуатацию, эффективности культурной охоты.

Реализация рекомендуемой программы потребует создания специального научного центра на межотраслевой основе, целевого финансирования и займет не менее 7–10 лет. До ее завершения возможно постепенное (попутное) локальное улучшение охотпользования в отдельных регионах России в рамках второго пути.

Второй путь возрождения охотничьего хозяйства ориентирован на оперативное выявление и быструю реализацию местных возможностей сохранения и развития охотничьего хозяйства, освобождение регионов от жесткого и негибкого федерального диктата, широкое проявление разумных региональных инициатив, соответствующих локальным условиям и возможностям.

Этот путь используется и в настоящее время, однако его ускорение и полное раскрытие имеющегося потенциала требует внесения существенных изменений в нормативные основы ведения и регламентации охотничьего хозяйства.

Они могут быть следующими:

– разработка и утверждение в Правительстве РФ принципиально нового типового Положения об охотничьем хозяйстве России, содержащего основные общие и региональные принципы и методы управления ресурсами охотничьих животных и систему методического контроля за охотничьим хозяйством субъектов Федерации;

– осуществление общего регионального охотустройства для выявления перспективных участков и мест концентрации охотничьих животных, создающих локальные возможности быстрого развития охотничьего хозяйства, определение рациональных методов охотпользования; разработка упрощенной и недорогой методики общего оперативного охотобследования регионов;

– проведение объективной ревизии имеющейся дифференциации охотничьих животных на федеральные и региональные, мигрирующие и местные виды; создание и утверждение новых классификаций;

– Подтверждение исключительного права Федерации на регламентацию охоты на широко мигрирующие виды и разработка соответствующего механизма;

– подтверждение исключительного права Федерации на все операции с формами животных, включенных в Красную книгу РФ, и уточнение соответствующего механизма;

– передача субъектам Федерации права собственности на все остальные (местные) виды охотничьих животных и ответственности за их состояние и эксплуатацию;

– разработка и утверждение субъектами Федерации региональных Правил охоты, предусматривающих всю систему работы с местными видами охотничьих зверей и птиц – от учетов численности до определения норм добычи, стоимости лицензий и проведения мероприятий по воспроизводству; эти правила опираются на федеральное Положение, пересматриваются регулярно в зависимости от изменения состояния ресурсов основных объектов охоты;

– внедрение локального принципа управления популяциями охотничьих животных, при котором охота в отдельных благополучных частях видового ареала может открываться вне зависимости от общей численности вида (состояния популяций) в других частях ареала на территории региона (при отсутствии хороших возможностей для свободного расселения вида); желательна дифференциация регионов на видовые или комплексные охотничьи участки и регламентация охоты по этим участкам;

– передача регионам экологической экспертизы на проекты норм добычи в очередном сезоне местных видов охотничьих животных; установление ответственности охотпользователей за искажение исходной информации и сознательное отклонение от нормативов добычи;

– разработка и утверждение Положений о частных охотничьих хозяйствах, обладающих правом предоставления в аренду охотничьих угодий и продажи физическим лицам разрешений на охоту с соблюдением действующих федеральных и региональных нормативов;

Кроме перечисленных мероприятий для более эффективного использования местных возможностей желательно снятие или ослабление налоговой нагрузки на охотхозяйственную деятельность, развитие прогрессивного охотничьего туризма, внедрение в регионах комплексных форм эксплуатации биологических природных ресурсов, восстановление статистических форм учета численности и добычи охотничьих животных, разработка и внедрение статистической формы учета производства и реализации товаров для охотничье-рыболовного хозяйства.

В. Дёжкин 13 января 2017 в 15:10






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    D Dinatron офлайн
    #1  13 января 2017 в 18:24

    Уважаемый В. Дежкин!
    Можно было написать короче:
    - усилить феодализацию охоты;
    - охотничью власть - новым бюрократам;
    - с рядовых охотников (смердов) сдирать и третью финансовую шкуру за допуск к охоте на уток и рябчиков.

    Ответить
  • 0
    Николай Григорьев офлайн
    #2  13 января 2017 в 18:36

    Жаль конечно, но он вам уже не ответит...

    Ответить
  • 0
    Николай Григорьев офлайн
    #3  13 января 2017 в 18:39

    Да. На сайте активности НОЛЬ!
    Наверное все охоту из руин поднимают...
    Пойду и я Старый Новый Год встречать! :-)))

    Ответить
  • 0
    Вячеслав Михайлов офлайн
    #4  13 января 2017 в 19:17

    К, сожалению, вопросов по статье много. Может на них ответят те, кто разместил (настоял) эту статью?
    "Выход следует искать на пути экологической оптимизации всего природопользования и – особенно– совершенствования комплексной системы охраны и эксплуатации живых ресурсов биосферы. Эффективность этого пути подтверждается, например, огромным позитивным опытом США, где экономическая эффективность охраны и различных форм использования живой природы (без стоимости натуральной продукции) составляет не менее 100 млрд. долл. в год".
    Красиво, но рассказали бы автор ипи, его единомышленники, по - простому, что такое ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ВСЕГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. Это, о чем? О том, в чем обвиняют сейчас охотников?
    С другой стороны, путь пройденный США, который привел к такому положению, проходил сотни лет и в отсутствии войн, революций, смен власти. А у нас, как быть с положением, которое уже сложилось? Как заставить охотпользователей, пойти по предлагаемым Вами путям? И почему чуть ли не главным рычагом улучшения дел, названа охрана?
    Вопросов много, но еще об одном.
    "НЕОБХОДИМА ГЛУБОКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ". А это о чем?
    Кто такую реформу будет проводить? Где кадры?
    Последнее мне особо интересно. Наверное, кто-то читал начатую мною тему на форуме в подразделе "Общие вопросы охоты". Там, рассказывал о проведенной мною экспертизе Проектов профессиональных стандартов: "егерь", "охотовед" и "охотник промысловый". Мне было не понятно, почему разработчики из уважаемого института, не предусмотрели требований к опыту работы. Для того, чтобы занимать ту или иную должность в иерархии "егерей" и "охотоведов". Один из разработчиков, выступивший с постом по теме, справедливо посетовав на то, что в глубинке нет специалистов, этим и оправдал разработанное...
    Так, если на местах специалистов в области охотничьего хозяйства на местах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, мало, то, кто все же будет проводить эту реформу? Предположения у меня разные...Не те ли это будут - наши "друзья", которые выступают за ее полное запрещение? К тому же и статья повторно размещена на сайте в первые дни "Года экологии"...
    А так, с первым постом в обсуждении темы, можно, согласиться.

    Ответить
  • 0
    Ильдар Гильманов офлайн
    #5  14 января 2017 в 21:24
    Николай Григорьев
    Жаль конечно, но он вам уже не ответит...

    Почему не ответит?

    Ответить
  • 0
    Евгений Быков офлайн
    #6  14 января 2017 в 21:43
    Ильдар Гильманов
    Почему не ответит?

    К сожалению, Вадим Васильевич Дежкин уже никому не ответит. Если только его ученики и последователи. Не помню, в каком году он это озвучил, но многое сказал правильно.

    Ответить
  • 0
    Сергей Матвейчук офлайн
    #7  15 января 2017 в 06:25
    Ильдар Гильманов
    Почему не ответит?

    В.В.Дежкин умер в 2010 г. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DEJKIN_Vadim_Vasil%27evich/_Dejkin_V.V..html

    Ответить
  • 1
    Геннадий Левчук офлайн
    #8  15 января 2017 в 11:42
    Сергей Матвейчук
    В.В.Дежкин умер в 2010 г. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DEJKIN_Vadim_Vasil%27evich/_Dejkin_V.V..html

    В.В. Дежкин в своей статье отводит место частному охотопользованию. По моему глубокому убеждению, частного природопользования не должно существовать. Всё то, что создано природой, это достояние всех! А то что создано руками человека,-пожалуйста, продавайте, приватизируйте, делите-перекраивайте. Но только не природные блага. Господь бог создал природу для ВСЕХ! Вот с этих позиций и необходимо создавать законодательную базу природопользования. Территории, охотугодья, охотничьи животные,рыба, грибы, ягоды должны принадлежать гражданам России. А государство должно регулировать пользование посредством справедливых законов. Долой закон № 209, долой аукционы по продаже права на охотпользование, всем равный доступ и справедливый контроль.Вернуть "Главохоту" и научный подход к охотничьему хозяйству, возобновить работу госпромхозов и коопзверопромхозов (вот этим могут занятmся и частники) Любительская охота не должна зависеть от коммерции. Каждый желающий заниматься любительской охотой, должен обладать правом охотиться на территории всей страны, за исключением мест, где охота запрещена, при уплате фиксированной государственной пошлины и сбора за пользование животным миром. А коммерсантам оставить право предоставления услуг по обслуживанию охотников, а не охоты(гостиницы, лодки, подсадные, столовые и т.д.) и только по желанию охотника. Согласен с автором в вопросе жесткого контроля и наказания за браконьерство, но при этом необходимо определиться, что же все-таки считать браконьерством, а что просто нарушением правил? Опыта по-всем этим вопросам у нас хоть отбавляй, а вот брать опыт у зарубежных друзей не стоит, у них и традиции и система хозяйствования другая, да и менталитет не тот, а если сравнивать с территориальной емкостью охотничьих угодий, то и говорить не о чем. Все не так сложно, лишь бы желание было и государственный подход, а не частно-шкурнические интересы "отдельных категорий граждан"

    Ответить
  • 0
    Николай Григорьев офлайн
    #9  15 января 2017 в 12:04

    Геннадий, кто бы возражал, а вот охотники только ЗА!
    На ряду с правом должны быть и обязанности, закрепленные ЗАКОНОМ! Строгая ответственность перед обществом по закону и неотвратимость наказания.
    Я тоже как то уже здесь пытался разделить понятия браконьерство (грубейшие нарушения Правил охоты, влекущие за собой уголовную ответственность) и незначительные нарушения Правил (предусматривающие административную ответственность). Могу ещё раз изложить свое понимание. Только вот сам Закон об охоте и Правила охоты , Правила этики охотника (охотминимум) должны принимать настоящие специалисты охоты и охотничьего хозяйства, ученые, биологи-зоологи, охотоведы, инспекция и охотники, работники охотничьих хозяйств. И УТВЕРЖДАТЬСЯ они должны на уровне ПРЕЗИДЕНТА! В крайнем случае ПРАВИТЕЛЬСТВА...а ни какой-то там ГД, где точно уж ни хрена не понимают в охоте.

    Ответить
  • 0
    Геннадий Левчук офлайн
    #10  15 января 2017 в 14:21
    Николай Григорьев
    Геннадий, кто бы возражал, а вот охотники только ЗА!
    На ряду с правом должны быть и обязанности, закрепленные ЗАКОНОМ! Строгая ответственность перед обществом по закону и неотвратимость наказания.
    Я тоже как то уже здесь пытался разделить понятия браконьерство (грубейшие нарушения Правил охоты, влекущие за собой уголовную ответственность) и незначительные нарушения Правил (предусматривающие административную ответственность). Могу ещё раз изложить свое понимание. Только вот сам Закон об охоте и Правила охоты , Правила этики охотника (охотминимум) должны принимать настоящие специалисты охоты и охотничьего хозяйства, ученые, биологи-зоологи, охотоведы, инспекция и охотники, работники охотничьих хозяйств. И УТВЕРЖДАТЬСЯ они должны на уровне ПРЕЗИДЕНТА! В крайнем случае ПРАВИТЕЛЬСТВА...а ни какой-то там ГД, где точно уж ни хрена не понимают в охоте.

    И я о том же,что касается госдумы. И всё-же надо собирать подписи на сайте госуслуг за отмену нынешнего закона об охоте, иначе мы другими методами ничего не изменим.

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований









наверх ↑