Проблема территориальной организации охотничьего хозяйства России всегда была одной из самых острых. В советскую эпоху государством дважды (в 1930-е и 1950-е годы) ставилась задача полного или почти полного закрепления охотничьих угодий («ликвидация обезлички»)

Сейчас, на фоне усиления социального неравенства и распространения коррупции, происходит массовый захват финансовой и политической элитой лучших охотничьих угодий, вытеснение рядовых охотников на малопродуктивные территории. Более того, доступ в охотугодья многих общественных объединений часто становится чересчур дорогим для большинства охотников России.
Это ставит под угрозу социальную базу охоты, ее народный характер и сохранение как исторического наследия, вызывает негативную реакцию широких слоев охотничьего населения. Наблюдается тенденция к массовому неисполнению норм охотничьего законодательства, в том числе протестному браконьерству, отмечаются факты умышленного причинения вреда деятельности частных охотхозяйств, ограничивающих или закрывающих доступ местным охотникам.
Все это происходит на фоне заметного ослабления государственных служб управления охраной и использованием животного мира, что подрывает статус государства как собственника животного мира.
Во избежание обострения социальных конфликтов необходимо гарантировать охотничьи права всех слоев охотничьего населения, как городского, так и сельского. Одним из средств обеспечения охотничьих прав широких слоев населения является организация охотничьих угодий общего пользования, не подлежащих предоставлению в долгосрочное пользование.
Государство обязано принять на себя всю полноту ответственности за научно обоснованное регулирование, контроль и надзор в таких угодьях.
Идея выделения угодий общего пользования на постоянной основе активно обсуждается в средствах массовой информации. Она, в том или ином виде, апробировалась в некоторых регионах России и закреплена в недавно принятом Федеральном законе «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов...».
Предлагаемые нами принципы являются попыткой суммировать, выразить в концентрированном виде накопленный опыт и результаты состоявшихся обсуждений. При этом мы стремились исходить из интересов самых широких слоев российских охотников. Насколько нам удалось отразить мнение большинства, надеемся, покажет дальнейшее обсуждение охотничьей общественностью и профессиональным сообществом.


ПРИНЦИП 1. Организация, всесторонняя поддержка и обеспечение рационального использования угодий общего пользования – важнейшая часть государственной политики в области охотничьего хозяйства
Положительное социальное значение охоты является давно доказанным фактом. Современная охота обеспечивает здоровье и познавательный досуг городского населения, развитие сельских местностей, в том числе самозанятость и самообеспечение местного населения, поддержание традиций и культуры взаимодействия общества и природы, вовлечение в эти традиции молодежи и т.д.
Организация угодий общего пользования является, с одной стороны, инструментом обеспечения прав граждан, с другой – элементом региональной социальной и экологической политики.
Угодья общего пользования не должны превращаться в зоны беспорядочной, нерегулируемой охоты. Поддержание возможностей полноценной охоты и правопорядка в угодьях общего пользования может служить обобщенным критерием эффективности государственного управления охотничьим хозяйством. Все уровни государственной системы исполнительной власти наделяются контрольно-надзорными функциями в сфере охоты, а федеральные органы государственной власти, кроме того, обеспечиваются эффективными механизмами предупреждения и смягчения возможных перекосов региональной политики.
Существующие и перспективные угодья общего пользования необходимо отражать в общих и отраслевых (ресурсных – земельных, лесных, водных и др.) документах территориального планирования.
Управление всеми незакрепленными охотугодьями должно обеспечиваться государством в полном объеме в режиме угодий общего пользования.

ПРИНЦИП 2. Достаточность и географическая доступность угодий общего пользования
Площади и расположение угодий общего пользования необходимо привязывать к социальным параметрам охотничьего населения, в том числе его численности, плотности, распределению по территории и уровням доходов. Например, поблизости крупных населенных пунктов с большим контингентом охотников должны располагаться крупные массивы угодий общего пользования.
По общему правилу охотнику предоставляется возможность в течение суток добраться до угодий общего пользования пешком, безмоторными транспортными средствами или общедоступным общественным транспортом, полноценно поохотиться и вернуться. Отсюда, в частности, следует необходимость выделения  угодий общего пользования в каждом муниципальном образовании (административной единице) уровня района (в крупных районах такие охотугодья могут выделяться на уровне муниципальных образований более низкого уровня, в регионах с дробным районированием – путем образования межрайонных угодий общего пользования).
Минимально приемлемым представляется соотношение угодий общего пользования и иных охотугодий 50 на 50 с учетом расслоения населения по уровню доходов адекватным, вероятно, будет смещение этой пропорции в сторону угодий общего пользования (например, 80% угодий общего пользования и 20% иных охотугодий).
При определении допустимости охоты в окрестностях населенных пунктов следует учитывать примеры, свидетельствующие о том, что организация легальной охоты способствует снижению браконьерства и санитарно-эпидемиологических угроз.

ПРИНЦИП 3. Адекватность конфигурации угодий общего пользования
Угодья общего пользования должны иметь конфигурацию:
а) обеспечивающую безопасность населения, домашних, а также редких и исчезающих видов животных;
б) максимально отвечающую характеристикам экосистемы (функционально единое целое) и охватывающую имеющееся разнообразие природно-ландшафтных комплексов;
в) обеспечивающую полноценное проведение, в первую очередь, массовых и традиционных для данной местности видов охот (в том числе требующих обширных территорий, например, охота с гончими или борзыми);
г) исключающую или минимизирующую проходы через закрепленные охотугодья, а также непреднамеренные переходы охотников в закрепленные угодья или территории, где охота запрещена;
д) ясно очерченную на местности естественными границами и(или) искусственными сооружениями и недвусмысленно описанную в региональных нормативных правовых актах (включая конфигурацию водных охотугодий).

ПРИНЦИП 4. Равнодоступность охоты в угодьях общего пользования
Предоставление права охоты в угодьях общего пользования – постоянная функция регионального органа государственной власти в отношении неопределенного круга лиц. Оказание этой публичной услуги регламентируется законом субъекта Российской Федерации на равноправной основе с приоритетом жителей данного субъекта Российской Федерации перед иными гражданами (возможны исключения для жителей смежных регионов). Законом определяется также порядок регистрации обращений граждан за разрешениями на право охоты и принятых по обращениям решений.
Если законодательство субъекта Российской Федерации предусматривает проведение охотхозяйственных конкурсов, победители которых получают преимущественное право на охоты повышенного спроса, должна устанавливаться суммарная предельная доля таких разрешений в общих лимитах.
В случаях (в том числе – в кратковременные периоды, например, открытие охоты на водоплавающую дичь), когда единовременная пропускная способность участка угодий общего пользования, определяемая соображениями техники безопасности и охотничьей этики, недостаточна и требуется специальное регулирование охотничьего доступа, органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты на угодьях общего пользования, самостоятельно или через официально уполномоченных ими лиц, обеспечивают равноправный доступ на основе случайной выборки и учета очередности.

ПРИНЦИП 5. Финансовая доступность охоты в угодьях общего пользования
Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты в угодьях общего пользования, которым делегированы эти полномочия, не вправе устанавливать финансовых (а также иных, могущих иметь денежные эквиваленты, типа трудоучастия) обременений охоты в этих угодьях для жителей данного субъекта Российской Федерации, дополнительных  к установленным на федеральном уровне.
Дополнительные платежи, предназначенные для компенсации затрат на специальное регулирование охотничьего доступа, могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие акты, в частности, должны устанавливать предельный (максимальный) суммарный размер всех охотничьих платежей, которые должны быть посильны, не носить запретительный характер для рядовых охотников.

ПРИНЦИП 6. Публичность, прозрачность, подотчетность охраны и использования угодий общего пользования
Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты в угодьях общего пользования, обеспечивают свободный доступ всех граждан к информации об использовании угодий, включая:
а) количество обращений, в том числе удовлетворенных;
б) количество и основные параметры выданных разрешений;
в) сведения о численности и добыче охотничьих животных;
г) оценку состояния охотничьих угодий;
д) постоянно обновляемые карты (схемы).
Перед началом каждого сезона ответственные органы государственной власти публикуют (в том числе в сети Интернет) план охоты, а по окончании сезона – отчет по каждому участку угодий общего пользования.
Целесообразно учреждение общественных наблюдательных советов по угодьям общего пользования.

ПРИНЦИП 7. Соблюдение общественных интересов при закреплении охотничьих угодий
Закрепление охотничьих угодий за лицами, которые вправе по своему усмотрению ограничивать доступ рядовых охотников, рассматривается как предоставление общественных ресурсов для целей индивидуального (узкогруппового) извлечения финансовых или нематериальных благ. Поэтому допустимость такого ограничения всегда должна быть предметом детального общественного обсуждения и обуславливаться законодательно закрепленными требованиями.
Участки охотничьих угодий, являющиеся или могущие являться местами массовых охот населения (например, водно-болотные угодья), могут предоставляться в долгосрочное пользование только в случаях полного удовлетворения охотничьих потребностей жителей данного субъекта Российской Федерации в этих видах охот, начиная с самых удаленных охотничьих угодий. При оценке потребностей учитываются как текущий, так и перспективный охотничий спрос.
Во всех случаях закрепление угодий должно быть обусловлено:
– доступом в эти угодья охотников, постоянно проживающих в населенных пунктах, расположенных в данных угодьях и в непосредственно прилегающих местностях, а также их близких родственников. Необходимо установление процедуры реализации прав таких охотников. Возможно определение нормативов минимальной посещаемости закрепленных охотугодий;
– использованием всех видов охотничьих животных, охота на которых является традиционной для данной местности. Возможно установление нормативов минимальной выдачи видовых (на группу видов) разрешений на охоту;
– внесением платежей, определяемых в соответствии с объемом ограничиваемых охотничьих прав населения и направляемых на биотехнические и воспроизводственные мероприятия в угодьях общего пользования;
– государственным контролем над соблюдением условий закрепления, особенно касающихся охотничьих прав населения (следствием их нарушения должно быть аннулирование закрепления).

ПРИНЦИП 8. Финансовая обеспеченность угодий общего пользования
Финансирование государственного управления угодий общего пользования, в том числе обеспечения необременительных процедур получения разрешений на охоту в этих угодьях, содействия воспроизводству охотничьих животных, осуществления контроля и надзора необходимо максимально защитить от сбоев, связанных с бюджетным принципом «общего котла».
Одним из методов такой защиты является объединение направляемых на эти цели средств в отдельных статьях бюджета или специальных фондах, за счет которых обеспечиваются сохранение охотничьих ресурсов и организационное обеспечение охоты в угодьях общего пользования.
Охота широких слоев населения формирует спрос на профильные товары, транспортные и другие услуги, а также вызывает многочисленные нематериальные общественно полезные эффекты (в том числе квалифицированный полевой общественный контроль над состоянием и использованием животного мира в целом). В связи с этим источники формирования специальных охотничьих фондов не должны ограничиваться платежами охотников и долгосрочных пользователей.
Контроль над использованием средств таких фондов возлагается на общественные наблюдательные советы субъекта Российской Федерации.

БАРАУСОВ Д.И., г. Санкт-Петербург
ДЕСЯТОВ С.В., Иркутская область
ЕРШОВ В.В., г. Ярославль
КЛЮКИН И.В., г. Екатеринбург
МАТВЕЙЧУК С.П., г. Киров
НАГОРНЫХ С.Г, Томская область
ПОПОВ Д.А., г. Томск
САКУЛИН А.С., Пермский край
САРАНЦЕВ Д.Л., Саратов
ТИЩЕНКО А.А.,  г. Магадан

Что еще почитать