Изображение Натаска лабрадора
Изображение Натаска лабрадора

Натаска лабрадора

Части 2-4. отработка «челнока», знакомство с птицей

Рассмотрим методы отработки других элементов работы лабрадора. Лучше всего начинать обучать лабрадора поиску «челноком» на ровном лугу с невысокой травой, там, где отсутствует дичь.

При первом выходе «в поле» надо сначала просто погулять с собакой по лугу, дать ей освоиться с новой обстановкой. Посылать собаку работать следует только при достаточном ветре, а пускать ее в поиск обязательно против ветра. В таких условиях легче всего учить правильному поиску. Если собака будет гонять чибисов, бабочек, жаворонков, то пресекайте это запрещающей командой «нельзя!», или остановкой «сидеть!», или «стоять!». Всегда старайтесь быть ближе к собаке, чтобы ваша команда была «услышана» и обязательно выполнена. Вот здесь и начнут сказываться результаты «домашней дрессировки».


Проверьте исполнение команд, отработанных дома в зимний период: «ко мне!», «сидеть!», «рядом!» и т.д. Не огорчайтесь, если команды выполняются «не очень», не раздражайтесь, спокойно, но уверенно и настойчиво повторяйте уже ранее разученные дома команды, не забудьте, что всегда с вами должно быть лакомство, и поощряйте собаку за каждую правильно выполненную команду. Особое внимание обратите на остановочные команды «сидеть!» и «стоять!». Они в первую очередь должны быть повторены и закреплены на любом расстоянии (20 м и более). С них каждый раз начинайте работу «в поле», ими и заканчивайте. Выполняйте всегда одно из основных правил натаски: отдав команду «сидеть!», сразу же подходите к собаке, дайте лакомство и берите ее на поводок или дайте другую команду. Не увлекайтесь продолжительной натаской. Следите, чтобы собаке не надоела работа. Одного часа с перерывом в 15–20 минут вполне достаточно. Не занимайтесь до упаду, а то собака устанет, и ей все надоест. И конечно, занятия проводите на голодный желудок.


При обучении поиску «челноком» направление движения лабрадора обязательно должно быть строго против ветра. Запах дичи доносится ветром навстречу, тогда собака не будет в конце параллели делать завороты «внутрь», а будет идти на ветер. Обучение поиску «челноком» делайте следующим образом. Усадите собаку командой «сидеть!», а сами отойдите на 10–15 м в сторону перпендикулярно направлению ветра. Отходите лицом к собаке с поднятой вверх правой рукой, чтобы пресечь повторной командой «сидеть!» попытку сорваться с места. Дайте команду «ищи!» и взмахом правой руки укажите направление поиска, а сами не очень быстро удаляйтесь спиной к собаке в направлении поиска. Собака обязательно побежит за вами. Когда она уже обгонит вас, резко развернитесь на 180 градусов, сделав предварительно два-три шага навстречу ветру. Все время наблюдайте через плечо за поведением собаки. Если собака не заметила вашего маневра, обратите ее внимание на вас свистом или голосом, назвав кличку. Собака, увидев удаляющегося хозяина, бросится за ним. Опять дайте ей обогнать себя и повторите предыдущий маневр в другую сторону. Постепенно продвигаясь вперед «челноком», наводите собаку на место, где находится вольная или подсадная птица. Вы все время должны находиться как можно ближе к собаке, чтобы не дать ей схватить птицу. Найденная птица дает понять собаке, что она бегает «челноком» не бесцельно, а впереди будет что-то интересное. Вот и вся методика. Далее регулярными тренировками вы приучаете собаку искать «челноком». Если собака далеко не отходит в сторону, усаживайте ее командой «сидеть!», отходите подальше и все повторяйте сначала, а сами постарайтесь побыстрее уходить в другую сторону, искусственно создавая расстояние между собакой и вами 20–25 м. Иногда для увеличения скорости собаки приходится и самому побегать.


Если ваш питомец на открытом месте ушел слишком далеко от вас, вам следует окликнуть его или дать свисток, и в тот момент, когда щенок оглянется на вас, надо дать ему понять, чтобы он подошел ближе к вам. Если щенок продолжает удаляться, можно уходить от него еще дальше, чтобы он побежал за хозяином. Может быть, вам придется идти за ним, но при этом обязательно нужно вернуть его на прежнее место. Никогда не делайте ничего, что могло бы рассеять внимание щенка в то время, когда он причуивает птицу или стремится ее отыскать. Старайтесь как можно меньше нарушать тишину. Не злоупотребляйте командами и другими замечаниями. Лучше всего управлять знаками или свистком. Хорошо, если ваши команды и знаки отличаются от тех, которыми пользуются владельцы других собак.


Начинать приучать собаку к выстрелу лучше всего, стреляя из стартового пистолета. Стрелять нужно в то время, когда щенок чем-то увлечен: гоняет бабочек, жаворонков и т.п. и находится на значительном расстоянии от вас (25–30 м). Если собака перестала реагировать на выстрелы, можно подходить ближе и начинать совмещать остановочную команду с выстрелом. Последовательность действий должна быть такая, сначала произносится кличка (обратить на себя внимание), потом команда «сидеть!» или «стоять!» и только потом выстрел. Если при всех этих действиях лабрадор спокоен и выполняет все команды, тогда можно переходить к следующему этапу натаски — к работе по птице. Если птица бита и собака ее нашла, то она становится в дальнейшем совершенно равнодушна к любому выстрелу. В случае боязни выстрела (например, напугана близким взрывом хулиганской петарды и т.п.) надо сначала стрелять издалека (здесь необходим помощник). Надо терпеливо и осторожно приближать выстрелы к собаке. Делу может помочь вовремя предложенный вашему питомцу лакомый кусочек пищи, который вы даете ему во время выстрела. И вообще стрелять надо, когда собака лишена возможности удрать. Можно стрелять, когда собака на воде и ей некуда убегать. Можно держать ее на поводке. Например, вы наводите собаку на птицу, при подъеме которой даете остановочную команду, а помощник стреляет по вашему сигналу. Та же методика и при выстреле из ружья. Только не берите молодую собаку на охоту, особенно на открытие охоты по утке, когда много охотников и стоит канонада. Стреляют много и почти «над ухом». Можете напугать собаку. Охотьтесь с первопольной собакой там, где мало охотников.


Только научив собаку более или менее сносному «челноку», можно приступать знакомить ее с птицей. Лучше всего, как известно, начинать натаску с дупеля. Бекас и перепел — тоже не худший вариант, но только не коростель.

Бекас часто срывается от шума далеко от собаки, которая не успела даже причуять его еще как следует (тогда будут частые «пустые» подводки, т.е. без подъема птицы). Перепел тоже часто любит «побегать», ну а коростель известный «бегун». Молодой собаке его трудно поднять, а вот привыкнуть работать только «низом», т.е. по следу, она может очень быстро. Тогда придется восстанавливать желание работать и «верхом». А вот дупель плотно сидит на месте (мало бегает), особенно днем.
Место в поле надо выбирать без больших кочек, более или менее ровное, чтобы ветер доносил запах птицы с достаточно большого расстояния. Не следует бродить по угодьям в надежде, что ваш пес сам наткнется на птицу. Надо понимать, что он ее никогда не видел и не причуивал, а значит, не понимает, чего от него хотят. Чаще всего начинающие владельцы так и поступают. Первоначально найти дупеля можно попросить опытного легашатника. Самому можно найти звонко бьющего перепела «поть-полоть». Сейчас его достаточно много. Перемещенный перепел так западает, что его трудно отыскать даже опытной собаке. Вашему питомцу обязательно нужно видеть результат своей работы, иначе он привыкнет недорабатывать. Следите, чтобы собака не успевала хватать птицу.


Можно для натаски и знакомства с живой птицей использовать подсадного перепела. Делать это нужно так, чтобы ваш лабрадор не хватал птицу. Для этого вам необходим помощник, который сидит за кустом с «удочкой». На конце удочки леска с привязанным за ногу перепелом. Леска не должна мешать птице свободно перемещаться. С расстояния около 100 метров от птицы запускаете собаку челноком против ветра и очень внимательно следите за ее поведением. После причуивания ваша собака не должна прыгать за птицей, а в момент попытки прыжка дайте команду — «стоять!» или «сидеть!». Ваш помощник должен выдернуть птицу к себе так, чтобы если собака даже и прыгнула, то не успела схватить птицу.
Все же наиболее оптимальна натаска по вольной птице. Лабрадор ищет в основном низом (следовая работа). Нужно научить его работать верхним чутьем. Для этого при отработке подачи закладывайте иногда птицу на высоте около одного метра. В этом случае ваш ученик, не найдя ничего внизу, будет поднимать голову и в конце концов причует птицу. В следующий раз он будет искать ее как внизу, так и наверху, т.е. поймет, что нужно работать и верхним чутьем. Так как дупель практически не «бегает», то, причуяв запах птицы, собаке придется поднять голову и «уточнить», откуда исходит запах, следовательно, она будет работать «верхом».


При первой поднятой птице (случайно или из-под собаки) необходимо подозвать собаку к месту сидки птицы и всем своим поведением и возгласами «здесь!», «ищи!», подбадривая тем самым собаку, дать ей понять, что именно эта птица интересует хозяина. Знакомство с запахом птицы должно заканчиваться командой «сидеть!» и взятием собаки на поводок. Успокойте собаку. Очень желательно замечать, куда перемещается дупель, который обычно очень далеко не улетает. Надо помнить, что птица должна «обсидеться» и дать запах.
Пускать собаку в поиск можно не ранее чем через 5 минут (это не относится к коростелю). Отдав собаке приказание идти вперед, продвигайтесь потихоньку и сами за ней вперед. При подъеме птицы любым способом остановите собаку. За коростелем нужно сразу бежать вместе с собакой, иначе он «сделает ноги».
Учитесь ловить момент, когда собака причуяла птицу. В этот момент собака резко меняет свое поведение, начинает усиленно работать хвостом, замедляет ход, разбираясь и уточняя, откуда исходит запах, затем переходит на быструю «подводку», как бы стараясь кого-то поймать.


И вот он, «подъем»! Держитесь как можно ближе к собаке, но не впереди нее, чтобы самому не вспугнуть птицу. После подъема птицы дайте резкую, громкую остановочную команду — «сидеть!». Если собака села или даже немного пробежала за птицей, быстро подойдите к ней, возьмите ее на поводок, дайте лакомство, успокойте собаку и, немного отдохнув, «наведите» еще раз на птицу, но всего не более двух-трех раз. При первом знакомстве с живой птицей этого вполне достаточно. Если ваша собака «сработала» по двум-трем птицам, значит, у нее проснулся охотничий азарт. Далее должны быть регулярные тренировки и охота. Нельзя работать с измученным щенком, нужно чаще давать ему отдыхать.
Если при первом подъеме птицы ваша собака не остановилась по команде «сидеть!», «стоять!» или «лежать!», а убежала за поднятой птицей, не расстраивайтесь, не ругайте и не наказывайте собаку, когда она вернется к вам. Возьмите ее на поводок. Всегда старайтесь заметить, куда перелетела птица. Перепел и дупель летят не очень далеко. После того как собака успокоилась, снова наводите ее на птицу на длинном поводке (корде), чтобы при подъеме птицы после команды «сидеть!», именно после команды, резким рывком поводка остановить щенка, погнавшего птицу. Если не получается, то переходите на место, где нет птицы, и снова отрабатывайте команду «сидеть!» или «стоять!» на разных расстояниях от себя. Через некоторое время переходите опять на место, где есть птица, и начинайте все сначала. Главное, оказаться в момент подъема птицы как можно ближе к собаке и отдать команду таким громким и резким голосом, чтобы она от неожиданности села. Здесь необходимы спокойствие, терпение, настойчивость и регулярность.


Если собака движется медленно на параллелях челнока, то, как говорят охотники-собаководы, ее нужно «разогнать». Один из методов состоит в следующем. Вы усаживаете собаку командой — «сидеть!», отходите в сторону как можно дальше (пока собака не срывается с места), даете команду — «ищи!» и, резко повернувшись, быстро убегаете от нее, именно убегаете, а не идете. Как только собака догонит вас и перегонит, опять же резко разворачиваетесь на 180 градусов, сделав предварительно два-три шага навстречу ветру, и убегаете как можно быстрее от собаки, пока она вас не догонит и перегонит; и опять тот же маневр. Только не переутомляйте щенка. Вовремя давайте ему отдых. Нагрузки можно увеличивать постепенно. Если же щенок уходит от вас далеко, т.е. очень широкий поиск, то необходимо применить длинный легкий шнур (корда) (20–25 м), который прикрепляется к ошейнику. Далее действуйте так же, как и раньше, но когда собака пытается уйти от вас более чем на 20–25 м, дайте команду свистком или голосом (т.е. обращайте на себя внимание), затем сделайте рывок кордой, чтобы собака завернула на следующую параллель. Не забывайте основное правило: сначала команда, затем рывок (принуждение). Корда обычно нужна для распущенных, неуправляемых собак. Если пес начинает останавливаться или уходить в сторону и интересоваться мышами, бросается ловить бабочек или догонять птичек, то все эти действия питомца должны сразу же жестко пресекаться. Не забывайте во время поиска «челноком» почаще усаживать собаку на различных расстояниях для закрепления остановочной команды.
 

Часть 4.
Приучение к воде и апортирование

Приучить щенка лабрадора к воде, т.е. научить плавать, легко, только нужно все делать правильно и не спешить. Запомните, щенок должен сам зайти в воду и проплыть первый раз хотя бы 2-3 метра. Все это должно быть для него естественным.

Поэтому не принуждайте щенка заходить в воду, не бросайте щенка в воду с берега, с лодки и т.п., не бросайте в воду поноску на подачу, пока ваш щенок сам не поплыл. Можно привлечь для показа примера взрослую хорошо плавающую собаку. Чаще всего щенок все повторит и, не боясь глубины, самостоятельно поплывет, повторяя действия взрослой собаки.


Приучайте свою собаку к воде постепенно и как можно с более раннего возраста. При первом же выходе «в поле» найдите место с мелкой водой, чтобы вода не доходила до корпуса щенка, затем глубже и глубже, но собака должна уверенно доставать лапами до дна и хорошо передвигаться. Затем найдите неширокую канавку или ручей шириной 2-3 м, желательно с пологими берегами и нетопким дном. Перейдите на другой берег и позовите к себе щенка. Он может сразу не пойти в воду, позовите его еще раз и сделайте вид, что уходите, тогда щенку ничего не останется делать, как броситься за своим хозяином. Если щенок переплыл ручей и догнал вас, дайте лакомство и похвалите его и тем же способом возвращайтесь назад. Если не получается, не спешите, дождитесь теплых дней, пойдите на водоем, где можно купаться, и, войдя по пояс в воду, позовите к себе собаку. Наконец, нырните, спрячьтесь с головой в воду, и ваша собака обязательно приплывет к вам.


Вода — любимая стихия лабрадора, поэтому проблем с водой обычно не бывает. Только не напугайте водой в самом начале, можете отбить желание плавать не только на долгое время, но и навсегда.


Врожденное качество всех собак — преследовать движущийся предмет, а вот чтобы принести и отдать хозяину, этому нужно учить. Надо понимать, что для собаки брошенная поноска — убегающая дичь. Если не поймаешь, останешься голодным. Многие владельцы собак, особенно легавых и спаниелей, считают, что подача не очень важна и является дополнительным упражнением. Начинают заниматься подачей, когда собака достаточно взрослая и всему уже обучена. Это абсолютно неверно, просто нужно дозировать обучение подаче по отношению к другим элементам работы. Собака, не подающая любую битую птицу, особенно из крепких мест и с воды, на охоте просто обременительна или вообще не нужна. Каким бы ни было врожденное стремление к подаче, все равно этому нужно учить, развивать и закреплять. Подача необходима для многосторонне работающей охотничьей собаки. Обучение подаче желательно начать с двухмесячного возраста. Надо использовать щенячью природную любовь к играм и перетаскиванию различных предметов.
Лабрадор обладает врожденным инстинктом приносить «подарок» тому, кого он любит. Серьезной ошибкой будет, если вы занялись натаской по подаче слишком рано, когда у вас еще нет полного контакта с собакой, она еще не успела вас полюбить. Только по-настоящему любимому хозяину собака отдаст поноску. Даже человек просто так даром своего не отдаст. Поноски обязательно должны иметь запах хозяина. Чем бы этот подарок ни был, не показывайте свое отвращение и принимайте предмет с благодарностью и словами похвалы. Возьмите подарок, осторожно поднимите его и покажите собаке, дав ей понять, что вы довольны ее поведением. Если на щенка будут постоянно ворчать и выговаривать за то, что он приносит нежелательные предметы, то в нем может вообще угаснуть энтузиазм подачи. При отработке подачи принуждение недопустимо. Если щенок сделал в сторону поноски всего несколько шагов, то сами подойдите к поноске со щенком, лаская его и приговаривая — «подай». Если он не донес до вас поноску, подойдите сами к щенку со словами — «подай» и отберите поноску. В случае если щенок не донес до вас поноску, то можно действовать и по-другому. Внимательно следите за действиями вашего питомца. Как только вы увидите, что он хочет бросить поноску на землю, быстро развернитесь к нему спиной и сделайте вид, что вы убегаете от него. Увидев это, щенок забудет о поноске и будет догонять любимого хозяина. Вы же должны через плечо наблюдать за щенком и, как только он догонит вас, резко разворачивайтесь и берите поноску. Очень важно использовать в качестве поноски разные предметы, чтобы не было привыкания. Среди них обязательно должны быть крылышки охотничьих птиц. Поноски нельзя оставлять щенку для забавы. Щенок быстро усвоит, что появление в ваших руках поносок даст ему радостные игры. При отработке подачи обязательно должно быть исключено наказание и насилие. Этим можно на всю жизнь отучить собаку подавать.


Встречаются собаки, которые наотрез отказывают брать перья. Есть два способа заставить щенка брать любой предмет. Можно крылышко быстро перемещать перед мордой щенка. Сначала он будет только следить глазами за мелькающим перед его носом крылышком, а потом будет пытаться схватить его. Через некоторое время дайте щенку возможность схватить крылышко и, если он держит его достаточно надежно, протяните руку к крылышку и скажите — «подай!».


Не забудьте про поощрение. Есть «кошачий» метод. Привяжите к крылышку бечевку и потаскайте его перед щенком — он обязательно не выдержит и станет гоняться за крылышком. Если ваш питомец вообще не хочет идти до заброшенной поноски, то надо взять его за поводок и самому пробежаться с ним до заброшенной поноски, говоря при этом — «подай!». После того как щенок возьмет крылышко, нужно дать команду — «сидеть!» и через несколько секунд взять крылышко с командой — «брось!». Для того чтобы собака брала поноску, иногда полезно держать ее, прижимая к своей груди, это увеличивает привлекательность поноски. Потом нужно опускать поноску все ниже и ниже, до уровня пола. Можно смазать поноску чем-нибудь, что имеет привлекательный запах.


Подача птицы выполняется по команде после выстрела. Посыл собаки на подачу можно делать только после падения птицы на землю или в воду. Если собака срывается на подачу без команды, то жестко одерните ее поводком. Подачу надо отрабатывать и закреплять каждый раз, когда вы появляетесь в «поле». Ваша собака во время прогулки на улице должна подавать различные предметы: крылья птицы и т.п.


Отрабатывать подачу с воды начинайте только, когда научите собаку плавать. В случае нежелания щенка подавать птицу с воды можно привлечь к обучению хорошо подающую собаку. Она своим примером покажет, что и как нужно делать. Всегда старайтесь успеть взять птицу у собаки быстро, чтобы не было ее «падения» на землю. Вообще-то брать старую собаку, чтобы учить новичков, не очень хорошо. Молодые собаки быстрее всего усваивают плохие привычки старых собак. Лучших результатов можно добиться, предоставив вашему питомцу возможность проявлять во всем личную инициативу.


При отработке подачи всегда помните прием: в левой руке лакомство (предварительно левая рука делает движение за лакомством в левый карман костюма), правой берем птицу. Если собака уронила птицу, не отдавая лакомство, заставьте собаку взять птицу и отдать ее прямо в руки, только после этого отдайте лакомство. Регулярное повторение этого приема даст уверенную подачу, и даже жест левой руки в карман будет дополнительной командой на подачу, так что ваша собака будет держать птицу в пасти и никогда не уронит ее на землю и отдаст только в руки, чтобы получить лакомство. Со временем только по жесту руки в левый карман собака будет выполнять подачу.
Бывает, что при подаче птицы собака ее мнет и жует. Если слизнет кровь, то может и съесть — «аппетит приходит во время еды». Есть метод, дающий хорошие результаты. Можно в чучело для поноски закладывать колючую проволоку или деревяшку с гвоздями. Проволока или гвозди должны колоть собаке пасть только тогда, когда собака сильно сожмет поноску. Если собака откажется брать в рот такую колючую поноску, то надо будет вложить ее в пасть насильно и заставить держать ее несколько минут. Забрать поноску нужно с похвалой и лакомством. Можно обмотать руку шкуркой дичи и класть в рот собаке, заставляя держать ее в течение продолжительного времени. Если собака не отдает дичь, то силой забирать нельзя. Нужно заставить собаку бегать, пока она не устанет. После этого скомандовать — «подай!» и не поскупиться на похвалу и лакомство. Натасчик всегда должен поступать разумно, не терять самообладания и терпения.


Вот и вся натаска первопольной собаки. Мы рассказали об основных элементах натаски лабрадора в первое «поле». А далее с регулярными тренировками приобретается опыт, появляется мастерство, и ваша собака практически готова к охоте, выступлению на испытаниях и состязаниях.

Что еще почитать