Изображение Необходимы скорейшие и масштабные реформы в области охоты и охотничьего хозяйства
Изображение Необходимы скорейшие и масштабные реформы в области охоты и охотничьего хозяйства

Необходимы скорейшие и масштабные реформы в области охоты и охотничьего хозяйства

Весна 2017 года, объявленного Президентом страны Годом экологии России, ознаменовалась двумя событиями, которые в перспективе могли бы сыграть важную роль в судьбе охраны природы и охотничьего хозяйства.

В повестку деловой программы форума был включен широкий спектр экологических вопросов: от повышения качества питьевой воды и переработки отходов до сохранения уникальных экосистем озера Байкал.

Ранее, при определении целей и задач «Года экологии», министр природных ресурсов и экологии России С.Е. Донской отмечал, что год экологии: «...станет временем диктатуры природоохранного законодательства..».

Разобраться в её хитросплетениях и пересечениях интересов различных структур, отвечающих за состояние животного мира страны, по крайней мере, в сфере охотничьего, лесного и рыбного хозяйства, в значительной степени было призвано заседание рабочей группы по охране животного мира «Проблемы и пути их решения при осуществлении государственного экологического надзора в части охраны объектов животного мира».

К обсуждению вопроса были приглашены специалисты Министерства природных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Росрыболовства, управлений по охотничьему надзору и охотничьих хозяйств российских регионов, представители СМИ.

Все специалисты единогласно подтверждают: в настоящий момент ситуация в сфере охраны животного мира критическая. Браконьерство приняло лавинообразный характер, растут площади незаконно вырубаемых лесов, объемы незаконно вылавливаемой рыбы и незаконно добываемых диких животных.

В результате этого наносится непоправимый ущерб биоразнообразию как страны в целом, так и регионов в частности. Все это в значительной степени усугубляется неэффективным расходованием бюджетных средств, избыточностью и дублированием документации и отчетности.

Изображение Эксперты подчеркивали необходимость пересмотра возможности использования в законе понятия «охотничьи ресурсы». Фото: Fotolia.com
Эксперты подчеркивали необходимость пересмотра возможности использования в законе понятия «охотничьи ресурсы». Фото: Fotolia.com 

Проблемы сохранения животного мира страны требуют незамедлительного решения. По мнению участников заседания, первым шагом на этом пути могло бы стать создание единой федеральной службы по охране возобновляемых природных ресурсов, наделенной всей полнотой полномочий по охране животных и среды их обитания, а также обеспеченной социальными гарантиями, соответствующим транспортом, обмундированием, специальными средствами и служебным оружием. В такой структуре при организации соответствующих курсов переподготовки, повышения квалификации могли бы, что называется, найти себя ветераны полиции, армии, Росгвардии.

В ходе обсуждения поднимался также вопрос о том, что, помимо создания федеральной структуры, следует наделить дополнительными полномочиями производственных и общественных инспекторов, которые сегодня, фактически, обладают единственным правом – как и любой гражданин информировать о происшествии государственные структуры.

По итогам заседания было принято решение вынести предложение по созданию федеральной службы инспекторов по охране возобновляемых природных ресурсов на заседание Комитета ГД РФ по экологии и охране окружающей среды 6 апреля 2017 года, а также внести соответствующие предложения в итоговую резолюцию Форума.

Характерно, что, пожалуй, впервые при обсуждении подобных проблем и даже частных вопросов, профильный комитет Думы, представленный заместителем председателя Н.С. Валуевым, начал обсуждение с тезиса – деньги есть, выделяемых в настоящее время средств может быть достаточно для создания эффективной системы охраны животного мира – но ими надо грамотно распорядиться.

Безусловно, принятие серьезных мер в сфере охраны возобновляемых ресурсов животного мира потребует внесения серьезных же решений в природоохранное законодательство по приведению всех нормативных актов что называется «к единому знаменателю». И прежде всего – внесения изменений в «Закон об охоте…», в котором, кстати, нет ни термина «браконьерство», ни термина «незаконная охота».

Не менее важно, что в последние годы стало понятно: ряд положений Закона об охоте не согласуются с ключевыми тенденциями в экономике и социальной политике государства. Многое о чем предупреждали специалисты при его разработке болезненно выходит наружу.

Тема возможного внесения изменений в закон «Об охоте…» получила развитие на состоявшихся 6 апреля 2017 года парламентских слушаниях «Совершенствование правового регулирования сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания», проведенных Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям под председательством Н.П. Николаева.

Большинство выступающих затрагивали тему понятийного аппарата закона «Об охоте…» и необходимости его переработки, как основы любого нормативного правового акта, указывали на многочисленные дефекты, которые не только затрудняют правоприменительную практику, но и оказывают негативное влияние на всю систему законов и подзаконных актов, относящихся к сфере охоты.

Изображение Такой широкий интерес к теме слушаний и свидетельствует о крайней важности и актуальности обсуждаемых вопросов. Фото: Fotolia.com
Такой широкий интерес к теме слушаний и свидетельствует о крайней важности и актуальности обсуждаемых вопросов. Фото: Fotolia.com 

Эксперты подчеркивали необходимость пересмотра возможности использования в законе понятия «охотничьи ресурсы», уточнения определения понятия «охота», разграничения понятий «действие» и «деятельность», «виды деятельности» для охотников и охотхозяйств, так как их широкая трактовка на местах приводит к многочисленным притязаниям контролирующих органов и многотысячным штрафам.

В рамках слушаний обсуждались проблемы заключения охотхозяйственных соглашений, определения добросовестности охотпользователей, увеличения и регулирования численности охотничьих животных, сохранению и преумножению биоразнообразия, проблемах промысловой охоты и охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Поднимался также вопрос о необходимости координирования деятельности ветеринарных служб и введения общего перечня ветеринарно-профилактических мероприятий для предотвращения эпизоотий, угрожающих продовольственной безопасности страны.

Впервые на уровне парламентских слушаний представителем Комитета по культуре А.М. Шолоховым было сказано, что охота является одной из серьезнейших составляющих нашей национальной культуры.

С обсуждением и предложениями выступили: член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям М.И. Щаблыкин, А. К. Луговой от Комитета по безопасности и противодействию коррупции, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию В.А. Лебедев, член Комитета по аграрным вопросам Р.Б. Букачаков, член Комитета по делам национальностей Г.П. Ледков, известный общественный деятель и биолог-охотовед В.П. Кузенков, президент Росохотрыболовсоюза Т.С. Арамилева, исполняющий обязанности начальника Департамента охоты Минприроды РФ А.А. Филатов, заместитель директора по правовым вопросам «Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова» В.Б. Слободенюк, журналист и терминолог Е.К. Целыхова, представители профильных министерств и ведомств, контролирующих органов, научного и экспертного сообществ.

Такой широкий интерес к теме слушаний и свидетельствует о крайней важности и актуальности обсуждаемых вопросов, их остроте и необходимости начала скорейших и масштабных реформ в области охоты и охотничьего хозяйства, а также о готовности к этому государственного аппарата.

Что еще почитать