Директор Департамента охоты о проблемах и перспективах развития

Охотничье хозяйство России обладает мощнейшим потенциалом, как инвестиционным, так и возможностью роста численности охотресурсов, в том числе и замещаемых видов. Но ситуация двоякая: при самой большой площади охотугодий в мире, свыше 1,5 млрд га, охотничье хозяйство находится на низком уровне развития, характеризуется высокой степенью экстенсивности.

Фото автора.

Фото автора.

В России более 4,5 тысяч охотпользователей, работающих более чем в шести тысячах охотхозяйств. Отрасль обеспечивает более 80 тысяч рабочих мест, дает средства для жизни жителям отдаленных, труднодоступных районов и 48 КМНС. Доля площади закрепленных охотугодий составляет 44%.

Экологическая емкость охотугодий нашей страны позволяет многократно увеличить численность основных охотресурсов. Однако при колоссальном потенциале использование его крайне слабое. Годовой торговый оборот в сфере охотничьего хозяйства России составляет 500 млрд рублей, аналогичный показатель в США определяется в 142 млрд долларов.

Огромный сегмент этого рынка в России связан с импортом, поэтому имеется хороший потенциал по импортозамещению и возможности для роста в два раза в течение пяти лет.

Госуправление животным миром и средой его обитания осуществляется на двух уровнях, на федеральном — в Минсельхозе России и Минприроды России, на региональном — региональными ОИГВ.

Разобщенность и несформированность системы госуправления в этой сфере крайне негативно влияет на эффективность исполнения государственной функции.

К сожалению, приходится констатировать, что с 2014 года, с момента выхода Стратегии развития охотничьего хозяйства, ситуация в лучшую сторону не изменилась, а по многим субъектам РФ — ухудшилась.Основные проблемы нам видятся следующими.

  • Отсутствие эффективной системы охраны объектов животного мира, что влечет за собой высокий уровень браконьерства.
  • Низкая численность охотничьих ресурсов, нарушение баланса в системе «хищник — жертва», что провоцирует низкую доступность ресурса для населения, более того, опасность потери биоразнообразия для будущих поколений.
  • Отсутствие единой федеральной системы учета и мониторинга охотничьих ресурсов.
  • Отсутствие комплексного единого подхода к государственному управлению животным миром (разобщенность системы государственных органов).

Как мы видим пути и способы решения этих проблем? Предлагается план мероприятий по трем основным направлениям.

1. Охрана охотничьих ресурсов. Это основное направление, от которого во многом зависит устойчивое существование объектов животного мира.

Показательно, что стоимостная оценка легально добытой в России продукции охоты составляет 16 млрд рублей, а ущерб от незаконной добычи превышает объем легальной добычи и составляет 18 млрд рублей.

Читайте материал "Интервью с директором Департамента охоты С.Н. Будилиным (2016 год)"

Браконьерство является основным фактором, сдерживающим рост численности охотничьих животных.

К сожалению, при определенных успехах результативность охраны охотничьих ресурсов по многим субъектам Российской Федерации по-прежнему остается низкой. Это связано со снижением количества государственных охотничьих инспекторов, их недостаточной государственной защитой и обеспеченностью соответствующими техническими и специальными средствами.

Техническая оснащенность нарушителей, напротив, возрастает, позволяя незаконно и безнаказанно осуществлять добычу охотничьих ресурсов.

В 2016 году в Российской Федерации выявлено более 56 тысяч нарушений, что на 10% больше по сравнению с 2015 годом, но такой динамики явно недостаточно для наведения порядка в охотничьих угодьях.

Проблему охраны охотничьих ресурсов предполагается решать путем разработки комплекса мер по поэтапному увеличению финансового обеспечения полномочий в области охоты, эффективной деятельности не менее трех госинспекторов в каждом муниципальном районе, где имеются охотничьи угодья.

Повышение эффективности охраны охотничьих ресурсов может быть достигнуто также путем подготовки изменений в федеральные законы («Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов...», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Лесной кодекс Российской Федерации), предусматривающих наделение перекрестными полномочиями лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

 

фото: Fotolia.com

Противников у нас здесь нет, идея поддержана и в Федеральном агентстве лесного хозяйства, и в Федеральном агентстве по рыболовству.

Существенный резерв имеется и в части повышения эффективности деятельности производственных охотинспекторов у добросовестных охотпользователей, которые выполняют значительную работу, причем механизм повышения результативности их работы предполагается совершенствовать путем определения нормативов по количеству производственных инспекторов на площадь охотугодий, предоставленных в пользование.

2. Воспроизводство охотничьих ресурсов.

На большей части нашей страны воспроизводство охотничьих ресурсов происходит в режиме «естественного воспроизводства», где регулятором процесса выступают природные факторы. Однако при существующей плотности и численности охотничьих ресурсов это экстенсивный путь развития охотничьего хозяйства, прирост численности различных животных не позволяет увеличить продуктивность охотничьего хозяйства, с одной стороны, и их доступность для охотника — с другой.

Полагаем целесообразным предложить решение проблемы воспроизводства, в первую очередь с изменения организации работ по учету численности охотничьих ресурсов, предусматривающее проведение таких работ на новых принципах (которые позволят более точно определить квоту и рассчитать лимит изъятия):

Читайте материал "Интервью с директором департамента охоты А.Е. Берсеневым (2010 год)"

— обязательное проведение внутрихозяйственного охотустройства один раз в 10 лет аккредитованными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти охот-устроительными организациями;

— определение квот добычи охотничьих ресурсов для охотпользователей в зависимости от бонитета конкретного охотничьего хозяйства при минимальном бонитете выделяется минимальная квота;

— охотпользователи, не желающие увеличивать квоту, получают право проведения учетных работ один раз в три года.

Это в существенной мере позволит обеспечить стимулирование охотпользователей по увеличению емкости охотничьих угодий, плотности особей охотничьих ресурсов, одновременно снизив их затраты на организацию и проведение учетных работ, повысив ответственность охотпользователей за проведение таких работ.

Эти предложения могут быть реализованы путем разработки и принятия изменений в Федеральный закон «Об охоте...», а также подзаконные акты, принятые Минприроды России. Предполагается осуществить разработку таких актов в 2017 году.

 

Андрей Александрович Филатов.

3. Привлечение инвестиций и их защита в области охотничьего хозяйства.

В настоящее время, в результате принятия Конституционным судом соответствующего постановления от 25 июня 2015 г., значительная часть охотпользователей оказалась в крайне затруднительном положении, не позволяющем обеспечить в долгосрочной перспективе охотхозяйственную деятельность.

Более 120 районных отделений Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», не считая охотпользователей иных организационно-правовых форм, оказались в этом положении.

Полагаем целесообразным решить эту проблему путем предоставления добросовестным охотпользователям гарантий продолжения осуществления ими деятельности в сфере охотничьего хозяйства (продление срока действия охотхозяйственных соглашений от 20 до 49 лет) и устранения правовой неопределенности в отношении срока, на который заключаются охотхозяйственные соглашения.

Это предложение может быть реализовано путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «Об охоте...».

Существенным препятствием для инвестора в области использования охотничьих ресурсов является отсутствие возможности внесения изменений в уже оформленное охотхозяйственное соглашение.

Иными словами, если прежний инвестор, владеющий охотхозяйством, решил разделить часть затрат на содержание хозяйства с другим инвестором, то второй не может получить соответствующих юридических гарантий, отраженных в оформленном охотхозяйственном соглашении.

Это позволит в существенной мере защитить инвестиции, повысив ликвидность и капитализацию охотничьих хозяйств, инициировав оборот охотничьих угодий в границах конкретных охотхозяйств.

Существенные изменения произошли с принятием закона о гармонизации лесного и охотничьего законодательства, который снял многие вопросы взаимоотношений ведения лесного и охотничьего хозяйства.

Филатов А.А. 10 апреля 2017 в 10:44






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 3
    олег крымцев офлайн
    #1  10 апреля 2017 в 12:52

    Грустное впечатление оставляет позиция руководителя департамента охоты. Политика департамента, проводившаяся предыдущим его руководителем, вызывавшая повсеместную критику охотников, продолжает проводиться в жизнь. Сколько поднималось предложений о создании независимого от смежных ведомств охотничьего департамента. А это одна из главных причин упадка охотничьей отрасли. Похоже, что высшая бюрократия органов госуправления видит будущие успехи только в арендаторах самых богатых природных охотничьих угодий, а не в привлечении к решению возникших и пока неразрешимых противоречий между группкой состоятельных людей и основной массы охотников всех заинтересованных сил охотничьего сообщества. Ни слова не сказано, что браконьерство у нас носит, в основном, протестный характер из-за умышленного отторжения рядовых охотников от захваченных олигархическими элементами и ранее богатых животным миром территорий. Очень много сюда просится добавок, касающихся, что же нам нужно для развития охотничьего дела. Но это лучше изложить в специальной статье, ещё одной на эту тему, уже неоднократно обсуждавшуюся в охотничьих СМИ. Остаётся призывать: ребята, пишите о всех наших охотничьих болячках президенту и другим руководителям страны, постоянно пишите. Нынешние руководители департамента охоты, очевидно, связаны по рукам и ногам и им не позволяют предлагать какие-либо кардинальные меры по улучшению положения дел в охотничьей отрасли страны, взяв хотя бы для примера нашего соседа Белоруссию или постоянного соперника, США, где охотничье дело приносит государству реальный существенный доход и удовлетворяет, в основном, своих охотников.

    Ответить
  • 2
    Фёдор Фёдоров офлайн
    #2  10 апреля 2017 в 16:26

    Такое впечатление что все помешались на теме ТОЛЬКО браконьерства, украли то ли на 16 млрд, то ли 18...а может и 28 млрд. - у кого как язык повернётся. Кто докажет обратное (или прямое)?
    Мне кажется на ближайший период 2-3 года вокруг этого и будет "тёрка". Удобно под эту тему "создавать, укрупнять, дробить, запрещать, не пущать, усилить ответственность ...." и пр. мутотень, создающую ВИДИМОСТЬ работы, ужесточать, получать (укрупнять!!!!!) зарплаты, гранды, бюджеты.... И так можно в почёте и необходимости безбедно прожить некоторое время.....
    А то , что ОСНОВНАЯ масса охотников отлучается от территорий, территории нещадно эксплуатируются не по назначению, хозяйственный пресс уничтожает многократно относительно дисциплинированных охотников......., антагонизм отношений.... много можно ещё продолжать.... и создаёт основную проблему охотничьей отрасли.

    Ответить
  • 1
    Алексей Шигарев офлайн
    #3  10 апреля 2017 в 18:08
    Фёдор Фёдоров
    Такое впечатление что все помешались на теме ТОЛЬКО браконьерства, украли то ли на 16 млрд, то ли 18...а может и 28 млрд. - у кого как язык повернётся. Кто докажет обратное (или прямое)?
    Мне кажется на ближайший период 2-3 года вокруг этого и будет "тёрка". Удобно под эту тему "создавать, укрупнять, дробить, запрещать, не пущать, усилить ответственность ...." и пр. мутотень, создающую ВИДИМОСТЬ работы, ужесточать, получать (укрупнять!!!!!) зарплаты, гранды, бюджеты.... И так можно в почёте и необходимости безбедно прожить некоторое время.....
    А то , что ОСНОВНАЯ масса охотников отлучается от территорий, территории нещадно эксплуатируются не по назначению, хозяйственный пресс уничтожает многократно относительно дисциплинированных охотников......., антагонизм отношений.... много можно ещё продолжать.... и создаёт основную проблему охотничьей отрасли.

    Какая такая отрасль? Основная масса и не должна участвовать в дележе. Маловато будет, на всех. Где живем? При каком строе? Правильно в РФ, правильно при "катаклизьме" в смысле капитализьме. На всех не хватит.
    Поэтому все пральна, ужесточать, запрещать, получать. Бизнес, ничего личного.

    Ответить
  • 1
    Геннадий Левчук офлайн
    #4  11 апреля 2017 в 11:18

    Ничего научного, сколь-нибудь обоснованного, а только чисто чиновничий подход, основанный на коммерции даже не в пользу государства, где уж думать о большинстве охотников. Опять внесение поправок в "антинародный" закон" в виде ужесточения надзора, в чём просматривается желание Департамента урвать на свой счёт кусок из бюджетных денег и администрирование, администрирование...

    Ответить
  • 1
    олег дорохин офлайн
    #5  11 апреля 2017 в 11:43

    похмельный бред- в который раз.в угоду корешам.

    Ответить
  • 1
    А. Кардапольцев офлайн
    #6  11 апреля 2017 в 12:25

    Я как дочитал до словосочетания "годовой торговый оборот", яркий свет лучей, распространённый давеча массированной атакой вельможных почитателей, несколько притух.
    Как дочитал до слова "импортозамещение", вспомнил о журавлях, которые лететь хоть и не могут уже, но бегут за вожаком изо всех, дабы не прослыть слабаками.
    После слов о "госуправлении животным миром" и недостатках "естественного воспроизводства" чуть не перешёл в зелёные, а после размышлений о браконьерстве, новых принципах квот и лимитов, подумал:
    - А куда же всё-таки делся Митрофан? Неужто попал под квоту?
    Непонятно беспокойство о РОРС и разговор о правовой неопределённости на этих страницах, после принятых уже во втором чтении поправках.
    Мы ж не Дума, и тут ничего не решаем, смею заметить.
    А в общем, сам факт статьи, вроде и ничего. Если, конечно, ответ услышать имеют намерение вне зависимости, лицеприятный он али нет.

    Ответить
  • 2
    олег крымцев офлайн
    #7  11 апреля 2017 в 15:54

    Я вначале не стал отмечать, но хочу всё же добавить, что не так уж страшны браконьеры, как их изображают официалы от охоты, а безмерно и безнаказанно расплодившиеся хищнки в виде волка, лисы, енотовидной собаки, вороны и т.д. А не хотел бы департамент охоты заказать у биологов НИР на пару лет, в которой обобщить данные о гибели животных от хищников и сравнить их с предполагаемыми потерями от браконьерства, скажем в двух-трёх наиболее наполненных охотничьими животными и хищниками регионах, а затем попытаться проэкстраполировать результаты на всю Россию. Вот это были бы свежие данные, на которые, видимо, можно было бы опираться при подготовке и принятии решений в области охоты. Хотя, по словам многих местных охотников в Тверской области, на Вологодчине и на Ярославщине, и так ясно, какой ощутимый вред от хищников. Вот где резерв и экстенсивного и интенсивного увеличения поголовья дикого, да и домашнего животного мира. А мы всё лелеим и зачем-то защищаем чрезмерно расплодившихся хищников защитными лицензиями по их отстрелу.

    Ответить
  • 0
    Фёдор Фёдоров офлайн
    #8  11 апреля 2017 в 17:08

    ///А не хотел бы департамент охоты заказать у биологов НИР на пару лет, в которой обобщить данные о гибели животных от хищников и сравнить их с предполагаемыми потерями от браконьерства, скажем в двух-трёх наиболее наполненных охотничьими животными и хищниками регионах, а затем попытаться проэкстраполировать результаты на всю Россию....///
    Так этим же надо ЗАНИМАТЬСЯ каждодневно, а не сидеть "на пятой точке" в теплом уютном кабинете на мягком кресле...и из этой "точки" черпать мЫсли.
    Только один вопрос - хотя бы организовать " безмерно и безнаказанно расплодившиеся хищников в виде волка, лисы, енотовидной собаки, вороны и т.д." дал бы ощутимый результат в короткие сроки. Организаторов то "нема"!

    Ответить
  • 0
    Виктор Петров офлайн
    #9  11 апреля 2017 в 19:14

    Сейчас доступность охоты реализуется фактически через браконьерство!
    Основными браконьерами являются арендаторы охот угодий, отсутствует какой либо контроль.
    В связи с низким уровнем жизни местного населения, говорить об усилении ответственности за браконьерство просто опасно, нужно решить вопрос о доступности цены и лицензии, для населения, для реализации их права на охоту!

    Ответить
  • 0
    Алексей Шигарев офлайн
    #10  11 апреля 2017 в 21:09
    Виктор Петров
    Сейчас доступность охоты реализуется фактически через браконьерство!
    Основными браконьерами являются арендаторы охот угодий, отсутствует какой либо контроль.
    В связи с низким уровнем жизни местного населения, говорить об усилении ответственности за браконьерство просто опасно, нужно решить вопрос о доступности цены и лицензии, для населения, для реализации их права на охоту!

    Виктор, ну сколь можно? А? Ну, снимите, Вы розовые очки. Местные браки, никогда, не станут, брать лицензию, ну или, возьмут одну, ну и под это дело, сами понимаете. Налима, зимой, на нересте выбить- святое дело. Сейчас, и сети в нерест, и ружьё и острога. Весной, ежели ток глухариный найдут, всех пощелкают, из мелкашек, про тетеревов просто промолчу. До начала осеннего сезона, хлопунцов, начнут стрелять. А уж охота, когда открыта, только держись. Своё право на охоту, они реализуют, ничуть не хуже толстожопиков, ну и прочей нашей "элиты"

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все




Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований











наверх ↑