Изображение Как обустроить нашу охоту
Изображение Как обустроить нашу охоту

Как обустроить нашу охоту

26 февраля, в день открытия выставки «Охота и рыболовство на Руси», состоялась конференция, созванная Российским охотничьим союзом, на тему «Охотник, охота и охотничье хозяйство в реалиях современной России».

Я был приятно удивлен весьма значительным числом участников. Да и география впечатляла.
Конференцию открыл председатель РОС А. Бонч-Бруевич. С докладами выступили председатель МГООиР А. Каледин, депутат Госдумы Н. Валуев, президент РОРС Т. Арамилева, главный редактор журнала «Охота» В. Кузенков, зам. главного редактора «РОГ» А. Лисицин, биолог-охотовед Е. Кандауров и многие другие. В программе было заявлено выступление охотоведа А. Довыденко. Да-да, того самого, которого затаскали по судам за то, что тот осмелился встать на пути VIP-браконьеров. Но он отказался от выступления, так как его доклад не успели согласовать с руководством. А жаль…


Я не буду останавливаться на выступлениях докладчиков. Скажу коротко. Все они говорили о глубоком кризисе в охотничьем хозяйстве России и бесправии охотников.
С 13.00 до 14.00 был объявлен перерыв. Уходя на перерыв, честно признаюсь, не особо верил, что после него основная масса вернется в зал. И как был приятно удивлен — вернулись!


После окончания конференции состоялся «круглый стол» — «Проблемы весенней охоты в связи с возможным присоединением России к AEWA», который завершился к 18.30, и то в связи с окончанием работы павильона. Все выступления меня глубоко взволновали и подтолкнули к желанию еще раз высказаться на злобу дня.


Первое и главное. Я опять возвращаюсь к вопросу — существует ли в России охотничье хозяйство как отрасль экономики? Напомню читателям, что в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОКВЭД) охотничье хозяйство как вид экономической деятельности отсутствует. Надеюсь, уважаемые читатели, мы все усвоили, что охотничьего хозяйства как отрасли экономической деятельности в России нет, и употребляем мы это выражение только в разговорной форме, сложившейся еще с советских времен. Вроде бы она и есть, и вроде бы ее и нет. Как шутят в народе, можно быть чуть-чуть беременной, а можно — и нет. Если власть хочет возродить охоту и такую важную отрасль, как охотничье хозяйство, то она должна дать задание на разработку государственной «Концепции развития охоты и охотничьего хозяйства России», как не раз предлагали отечественные ученые (В.В. Дежкин и другие). К разработке привлечь ученых, биологов-охотоведов, специалистов охотничьего хозяйства, экономистов и юристов. Слава Богу, у нас еще есть ученые и специалисты, которым такая задача по плечу. Сказать народу, есть такая отрасль! И сформировать государственный федеральный орган по управлению охотой и охотничьим хозяйством страны по статусу не ниже министерства, подчинив его Председателю Правительства РФ отдельной строкой в госбюджете.


Новый федеральный орган не следует объединять ни с лесным, ни с рыболовным хозяйствами, так как задачи у них абсолютно разные. И только потом разработать закон, который назвать Законом «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Мне могут возразить: мол, есть Закон «Об охоте …», и его поправками можно довести до ума. В этом году будем отмечать пятилетие со дня принятия этого закона. Госдума ежегодно его правит, а он лучше не становится. Как сказал кандидат биологических наук А. Линьков: «… представители охотничьего сообщества и ведущие эксперты от охотничьей науки констатировали схожесть уже много лет предлагаемых поправок с припарками. А припарки, как известно, мертвому не помогут» (ж-л «Охота» № 2 за 2014 г.). Слышал и слышу возражения, мы все знаем, что надо делать. И возражающие будут правы. А вот «КАК?» Охотничье сообщество за последние годы усвоило, что власть нас не слышит. Согласен, не слышит. А нам очень хочется, чтобы она нас услышала. Под властью мы понимаем только Президента РФ В. В. Путина. Вопрос в том, как до него донести наши чаяния и требования? Во время конференции поступило предложение для этого созвать Всероссийский съезд охотников. А зам. главного редактора «РОГ» А. Лисицин напомнил, что есть еще и такой законный механизм, чтобы нас услышали, — собрать под обращением не менее 100 000 подписей и направить президенту.


Участники конференции с такими предложениями согласились. Дело осталось за малым. Оформить эти предложения. Кто этим займется? У нас есть такая организация, как Российский охотничий союз. Я надеюсь, что в скором времени председатель Союза А. Бонч-Бруевич этими предложениями займется, а наша задача — его поддержать и помочь. У охотников и охотпользователей сложилось убеждение, что все беды с охотой исходят от неумелой работы Департамента охоты МПР и руководства РОРСа.


Признаюсь, я до последнего времени все негативное в охоте также связывал с их деятельностью, пока не ознакомился с «Положением» о МПР и еще раз изучил статьи А. Берсенева, такие, например, как «Закон об охоте: исполнять нельзя исправить» («РОГ» № 26 2012 г.), где он спрашивал, куда поставить запятую, и нашумевшую статью «Кто виноват, и что делать?» (ж-л «Охота» № 6 2013 г.).


В этой статье Антон Евгеньевич честно признается: «Делать приходится, к сожалению, очень много такого, что при разумно написанном Законе «Об охоте …» происходило бы автоматически. Но, увы, написан он так, что со многими вещами приходится работать в ручном режиме. И особенную проблему в этом плане создают уполномоченные органы некоторых субъектов, стремящихся по тем или иным причинам превысить делегированные им полномочия и даже нарушить закон, пользуясь его несовершенством».
Смело! Лично я считаю, надо обладать достаточным мужеством, чтобы так откровенно признать закон вредоносным. Ведь те, кто его принимал и утверждал, все еще сидят в своих удобных креслах. А зачем спихнули охоту и так называемое «охотничье хозяйство» в регионы? Да пусть и местные «руководители» потешатся. А там рассуждают так: Москва далеко, и нам не указ. В МПР 10 департаментов. Наш департамент идет пятым, а выше него департаменты регулирования в области водных и лесных ресурсов.
Вот по этой причине и нецелесообразно охоту и охотничье хозяйство объединять с лесным хозяйством и рыбхозом. Это будет примерно, как «запрячь в одну телегу» вола и трепетную лань. В МПР есть и Департамент регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также Департамент международного сотрудничества и Правовой департамент. А мы долбим Берсенева за AEWA как дятлы. Всего в «Положении» о МПР 13 пунктов, а все, что касается деятельности Департамента охоты, уложилось с пункта 5.2.46 по пункт 5.2.56. Ему предписано заниматься правовыми актами, методическими указаниями и инструктивными материалами по вопросам осуществления переданных органам исполнительной власти субъектов РФ полномочий РФ. Короче, бумагами.


Из всех обязанностей департамента важными для охотников, на мой взгляд, являются «Правила охоты», «охотминимум» и сроки охоты. Но, как жизнь показала, и сроки охоты руководители регионов считают своей юрисдикцией. Мы все являемся свидетелями, как власти на местах все делали и делают, чтобы отнять угодья у обществ охотников. Нам пора понять, угодья стали завидным товаром. Вот ими и торгуют. А мы по привычке свои претензии предъявляем к РОРСу. Статистика — «дама» серьезная. Она нам говорит, 46% угодий закреплено за охотпользователями, общественным организациям принадлежит 13% от всех угодий, а более 50% — бесхозных. Встает закономерный вопрос, почему бы богачам, пожелавшим обзавестись своей «заимкой», не выделять угодья из резервного фонда? Общества охотников на свои кровные содержат хозяйства. Государство туда и рубля не вложило. Даже свою собственность считать и охранять перепоручило охотпользователям. Власть не желает с нами считаться. Все помнят о запрете весенней охоты в прошлом году на Алтае и в некоторых других регионах. Президент РОРС сколько переписала всяких бумаг, вплоть до генпрокурора, доказывая незаконность этих запретов. В ответ получала отписки от чиновников, «оправдывающих» их законность. Только А. Берсенев сообщил, что «Департамент не поддерживает введение ограничений весенней охоты в Алтайском крае». Объем газетной статьи не позволяет привести все обращения Т. Арамилевой. С ними можно ознакомиться, заглянув в «Вестник» Росохотрыболовсоюза за 2013 год, № 6 и № 7. Вся «каша варится» в регионах, и пора нам это усвоить.


Повысили цены на путевки, обращайтесь к региональному председателю общества. Они теперь — ассоциированные члены РОРС, самостоятельные и цены на охоту определяют сами. Совсем чиновники от охоты достали: удочки, капканы на плечо и — к губернатору. Не слышат, идите в суд. У меня сердце кровью обливается, когда читаю обращения с мест в «РОГ» типа «Мы — про Фому, а они нам — про Ерему» («РОГ» № 10 2014 г.).


Редакция, конечно, силой своего печатного слова пытается помогать, но и мы сами должны о себе позаботиться. Правда, как отметили некоторые выступающие, наша активность — ниже «плинтуса». Если хотим обустроить охоту, то не следует сидеть сложа ручки. Я призываю охотников включиться в подготовку к созыву съезда и «Обращения» к президенту. Он — услышит!

Что еще почитать