Изображение Осенью на Волге
Изображение Осенью на Волге

Осенью на Волге

Волжская рыбалка отличается от тиховодной озерной и прудовой

Нет здесь и ностальгически теплых и скромных впечатлений от ловли на малой речке твоего детства. Приходящие штормовые ветра поднимают на Волге волну чуть ли не сродни морской, особенно если ветер идет вдоль русла. Яростные эти ветра с сеткой холодного дождя-моросяка нередки осенью. Обложные тучи опускаются, кажется, на самые верхушки холмов высокого правого берега. Серая вода шипит от унылого дождя. Беспрерывной вереницей идут крутые волны с пенящимимся барашками и монотонно бьет в берег тяжелый прибой. И тогда большая река напоминает невыспавшегося угрюмого человека.

Но вдруг поменяется ветер, расшвыряет по сторонам тучевую рвань и откроется ярко прозрачное небо с умытым солнышком. И вот уже угрюмый человек улыбнулся неожиданно доброй улыбкой… Река совсем другая. В туманной дымке берега, где в малиновых и золоченых рощах летят паутинки бабьего лета. Пахнет теплой водой и рыбой. Тихо… Лишь постукивают движки теплоходов и шлепает в берег набегающая сонная волна.

В такие дни мы заводим мотор и режем наискось волжскую волну, подпрыгивая, словно на ухабах.

Встаем у фарватера на якоря. Распутываем «кольцовки», набиваем кормушки кашей и ждем поклевку. Подрагивают на течении сторожки с колокольчиками, покачиваясь в такт волне, но вдруг – удар!.. Колокольчик, брякнув, заливается суматошным звоном, а сторожок уже гнет упрямо вниз… Затем он словно опадает, поднимаясь кверху, и уже бьется сильными толчками. Пора… Подсечка! В руке чувствуется упругая тяжесть, не желающая отрываться от дна. Осторожно поднимаешь эту живую тяжесть, и вот уже за бортом, в зеленой волжской воде высверкнул старым золотом тяжелый осенний лещ… Осторожно берешь его подсачеком и – в садок. Вначале вялый, словно сонный, в садке он бьется яростно, покрываясь рубиновыми каплями, словно клюквинами.

На крутую манку осенью может взять крупный язь. И тогда держись, «кольцовка»! В яростных бросках рыбины только одна цель – вырваться, сокрушить снасть! И это случается часто, особенно если язь взял на самый дальний крючок подпуска-подлеска. В серебряных брызгах исполняет язь- красное перо свой бешеный танец, и слабнет вдруг леска… А в сердце остается сладкая тоска и дрожат руки… Но быть еще поклевкам неуемной красивой рыбины!.. День впереди.

В этих местах, у поселка Кокшайск, в Волгу впадают две Кокшаги – Большая и Малая. В устье Большой Кокшаги осенью мы ловим окуня на спиннинг. Классические обманки-блесны используем редко. Осенью окуни-горбачи, случается, совсем отказываются брать на классические вертушки, попперы и прочие искусственные приманки. Наверное, колючий, хорошо замечает обман в прозрачной, выстуженной воде. И тогда в ход идут, казалось бы, совсем глупые приманки. И всего-то: привязать к кончику лески какую-нибудь бросовую колеблющуюся блесенку, скорее для веса, а выше подвязать коротенькие поводочки с крючками. Нередко эти подвязанные выше крючки почти голые. Разве что шерстинка красная развевается на блестящем крючочке…

Приходилось ради подобной оснастки прореживать свой красно-черный шведский шарф, выдергивая из него нитки… Чего не сделаешь ради рыбалки?.. Или еще проще. На крючки нанизываются отрезки белой изоляции от электропровода. Вот и вся снасть. Ее еще иногда называют «елочкой». И что удивительно, если окуня совершенно не интересовали колеблющаяся блесна или кастмастер на конце лески, то когда «елочка» в сборе, окунь нередко жадно хватал и лидера гонки – блесну. Здесь, видимо, есть эффект погони. Хищнику видится, что конкурент поменьше гонится за стайкой мальков… Это как раз за теми самыми крючочками с отрезками изоляции или с красными нитками. И блесна, до этого слишком яркая, в азарте не столь уж откровенно фальшива… Не выдерживая вида чужой охоты, тем более хищника поменьше, крупный горбач хватает его и… Пожалуйте на кукан…

Когда уж совсем отяжелеет Волга от затяжных дождей, инистых утренников и, случается, раннего первого снега, при впадении Кокшаги в Волгу и выше можно поймать ночного усатого хищника налима. В самой Волге нам приходилось ловить его только со льда. Просто не пытались по осени заниматься этой рыбалкой. Нет, наверное, рыбы более странной… Чем холоднее, тем налиму лучше. Он и ждет все лето самой мерзкой погоды, чтобы высветлилась вода и стала студеной, как подо льдом. Темными ночами выходит налим на отмели и на границы ям. Стережет мелкую вялую рыбешку, уже впадающую в полусон-анабиоз. И здесь ему раздолье!.. Здесь же его и ловят закидушками-донками, наживленными пучком червей, живцом или резаной рыбкой.

Вот такая она волжская рыбалка осенью, хотя все ее многообразие трудно описать коротко.

Что еще почитать