Изображение "Походэнькы" по Кавказу
Изображение "Походэнькы" по Кавказу

"Походэнькы" по Кавказу

..это случилось первый раз в моей охотничьей биографии, когда, обещая вернуться в столь понравившиеся места для охоты, я сдержал слово, данное себе.

Осенью прошлого года, охотясь в горах Кавказа, не удалось мне добыть трофейного рогача, поэтому существовало ощущение некой незавершенности, и очень-очень еще раз хотелось побывать в этих горах и попытать судьбу в охоте кавказского тура.
На этот раз у меня есть партнер-попутчик, Костя. Он опытный горный охотник, продвинутый стрелок, имеющий на своем трофейном счету трофеи козерогов и баранов Марко Поло.
Пристрелка перед охотой подтвердила отличную готовность оружия и удовлетворительную "квалификацию" стрелков. В тот же день отправились “на верх".

Изображение
 

Снега "на верху" было мало и мы без проблем достигли базового лагеря, которым в этот раз служил чабанским кош. Он представлял собой довольно ветхое и неухоженное строение, но главным достоинством этого пристанища было наличие печки-буржуйки, ведь на дворе стояла настоящая зима.
В первый день охоты, утром, обнаружили на склоне группу туров, они были примерно на средине склона, ближе к гребню, в бинокль было видно что в стаде есть взрослые рогачи, но, поскольку удаленность была более полутора км трофейность определить было проблематично.
Туры паслись на склоне, а потом, через час примерно, улеглись на нём же.
При внимательном изучении путей подхода к рогалям, прямо на пути возможного скрадывания, была обнаружена группа из самок и козлят, этот факт неизбежно привел бы к полной демаскировке и обнаружении охотников при подходе, и было принято решение ждать вечера, с надеждой, что диспозиция зверя поменяется, звери пойдут на жировку, и возможно спустятся пониже.

Изображение
 

День скоротали в хижине. К вечеру, когда уже пора было выдвигаться на охоту, старший из проводников стал очень плохо себя чувствовать, поднялась высокая температура, его начала трусить лихорадка и его состояние вызывало беспокойство.
Решено было ему на охоту не выходить, лечиться тем, что есть в походной аптечке, а мы вдвоем и один проводник, попытаемся подойти подняться к стаду.

Изображение
 

Туров обнаруживаем на том же месте, пока лежат, оговариваем маршрут и начинаем подниматься на склон, под прикрытием гряды, поднявшись на гребень которой, по нашим предположениям, окажемся на дистанции выстрела.
Стрелять договорились на "раз-два-три". Честно сказать, такая перспектива на трофейной охоте мне не совсем импонировала с самого начала, но поскольку, в связи с тем, что мы с одним проводником, и скрадываем одно стадо, другого выхода нет, значит, будем "считать".
Костя по проворнее меня, лишнего веса не имеет, почти уже поднялся до заветного гребня, как наш проводник, выглянув за рог скалы, приказал нам обоим быстро и тихо спускаться ниже, туры стронулись и начали движение вниз и в скором времени окажутся "вот там вот" (показывает пальцем).
Быстро, насколько это возможно по скользкому склону, спускаемся, и занимаем позицию для стрельбы "лежа", готовимся к выстрелу.
Вот они! Промеряем дистанцию, считаем поправки, начинаем выбирать "клиентов", Костя предоставляем мне право выбирать первому.
"Мой" в самом низу, остальная группа на горке, над ним. Костя определяет своего.
Пока договариваемся, как будет считать? (на "раз-два-три" или на "три-два- один- огонь"), "Мой" заходит за скалу, и я его уже не вижу. Начинаю выбирать другого, а туры постоянно перемещаются, их десятка полтора, достойных мало, все путается, наконец выбрал.
- Готов?
- Готов!
Начинаю считать. На счете два, тот "Мой" первый ,что спрятался за скалой, вышел.
- Стоп! Я опять, того, что в низу!
Меняю изготовку, только беру его в прицел, видимо ветер (а он, к слову, был довольно сильный и не постоянный, постоянно крутил) накидывает на туров наш "тройной" запах и звери срываются, и начинают убегать.
В этой суматохе "Мой" и "Костин" оказываются бок-о-бок , и в тот момент, когда мы оба видим только их белые задницы, звучит счёт - три, два выстрела сливаются в один.
Ничего и никого не видно.
Проводник пошел смотреть, а мы начали анализировать, кто-кого-куда. Ни у меня, ни у Кости не было уверенности в попадании. Я сказал, что стрелял по уходящему, правому, который был чуть повернут, и если входное будет в окороке или в правом боку, значит это мое попадание. Костя же сказал, что стрелял точно в "дырку", потому что другой мишени у него не было.
Зашипела рация, наш проводник сообщает, что есть один трофей.
Ну и отлично, кого то из нас «С Полем!»
Фотографировались вдвоем с добытым туром, ещё не зная, кто из нас счастливчик!

Изображение
 
Изображение
 

Уже в темноте возвращаемся на "базу", рассказываем все произошедшее Старшему.
Вскрытие показало, что тура добыл Костя, входное отверстие от пули было в аккурат между "дыркой" и основанием хвоста.
Сам того не зная, Костя исполнил так называемый "техасский выстрел" - через задницу - в сердце!
Анализируя свой промах, на столь небольшой дистанции (350м), я обнаружил ошибку в расчете поправки. Возрастное ухудшение ближнего зрения сыграло со мною свою недобрую шутку, и я внес цифру дистанции в поле "угол цели", и балл.калькулятор выдал вместо правильной поправки 'а-бру-када-бру' которую я и накрутил на барабане.
Разочарованию моему не было границы, так ещё и Старший "подливал масла", критикуя всё и вся мои действия, начиная от долгого выбирания объекта до использования всяких новомодных устройств, баллистических калькуляторов и прочего.
Вечером пошел сильный снег, и на утро его насыпало столько, что нам срочно пришлось ретироваться из ущелья. Это было настоящее приключение.
В цивилизацию добрались только к вечеру, в полной темноте.
На следующее утро снег прекратился и я не оставлял надежду на продолжение охоты, но этот коллектив проводников наотрез отказался опять подниматься в горы.
Но "фирма" на то и есть "фирма", звонок нужному человеку и ...следующим утром, еще затемно, я уже поднимаюсь с проводником в горы, полнейший экстрим, адреналин хлещет со всех щелей!
Это было возможно только с помощью вот таких цепей.

Изображение
 

К рассвету мы на месте. Погода просто шикарная - свежий снег (по колени , а то и выше), яркое солнце. Морозец.

Изображение
 
Изображение
 

Как только солнце начинает освещать склон, начинаем наблюдать туров.
Их хорошо видно на снегу. Выбираем для меня объект и следим, где он готовится к дневной лежке.
Как только тур, в окружении своих соплеменников, умостился на согреваемом солнцем скальном выступе, мы, с проводником начали готовиться к штурму склона.
Туры на склоне.

Изображение
 

К восхождению ГОТОВ!

Изображение
 

Полезли!
Проводник впереди, пробивает в снегу проход, я "плыву" сзади.
Какие же они сильные и выносливые эти местные ребята!!!
Иду, пар с меня как с паровоза, в глазах уже круги поплыли, а... вокруг такие красоты!

Изображение
 

Подъем длился более 2-х часов. Выходим на позицию. Дистанция 270м!!!! Угол -35 грд.
Мне не надо ничего считать, я хорошо помню поправку на 250м, кручу барабан, целюсь.
Рогач лежит в штык, вижу только голову и часть шеи - рискованный ракурс. И тут козы забеспокоились, все таки дистанция малая, тур встает и становится полубоком, правым бортом, в этот момент я стреляю.
Стадо тут же рвануло наверх, к гребню, рогач пошел вниз и через несколько шагов остановился, я пытаюсь поймать его в прицел, но не успеваю, он скрывается за поворотом скального выступа.
- Ты попал! Он там будет лежать, я пойду и спущу его - говорит егерь.
Я остался на позиции, с которой стрелял, пока мой проводник поднимался к тому месту, куда зашел тур. Опять проверил все параметры выстрела - дистанцию, угол, пересчитал поправку, все у меня получилось "тютя в тютю".
Я довольный и уверенный в успехе стал ждать, когда же покатится с горы туша добытого мною только что зверя, а предвкушения стоили того, ведь я видел в бинокль и позже в прицел, какие большие и роскошные рога венчали голову "старика".
Какое же разочарование и внутренняя тревога наступила в тот момент, когда я увидел, что мой проводник возвращается к месту, где я его ожидаю, и ничего рядом с ним не происходит, никто не катится и ни чего не тянется. Наверное со стороны я выглядел очень подавленным, и одному мне только известно, что творилось у меня в душе.
Он еще не дошел до меня метров 40, а я ему крикнул:
- Ничего не говори, я все понял!
- А что ты понял? - ответил он.
- Я понял, что я промазал.
- Лучше ты бы его промазал, а то теперь мне его "с того света" доставать придется.
Подойдя, подаёт мне пакет полиэтиленовый, в котором большой ком красного от крови снега, со словами:
- На, вот твой трофей:..
Немая сцена.
-Что? Где? Как?
Раненый зверь прошел по узкому карнизу, и упал в такое место, что достать его будет возможно, только когда растает снег.
Забегая вперед, скажу, что трофей егерь со своим помощником достали, уже через несколько недель.
Вот он, великолепный трофей 12-летнего кавказского тура.

Изображение
 

Тут бы и сказке конец, но... как известно, у Пушкина, Старик трижды забрасывал свой невод.
Наконец то, после очень долгой зимы, пришла настоящая теплая весна, и мы с Костей, опять в объятиях нашего кавказского гостеприимного Друга.
Мы снова в горах, в этих прекрасных местах.
На склонах начала зеленеть трава и это отличное время для охоты на трофейных рогачей, которые спускаются на зеленые пастбища, с заоблачных высот, стосковавшись по сочной и вкусной траве.
В этот раз нам очень повезло с погодой, перед нашим приездом, в этих местах шли проливные дожди и низкая облачность полностью закрывала горы, но в день когда мы поднялись по ущелью в место, где будем охотится, осадки прекратились и небо стало проясняться.

Изображение
 

В первый день охоты погода ещё "чудила" крепко, то накидывая туманом, то поливая дождём, переходящем в снежную крупу, но в целом, день был успешным.
Утром, на рассвете, удалось заметить большую группу самцов-рогалей, поднимающихся на днёвку с пастбища. В этом стаде было более 20-ти больших самцов, один-другого больше!
Они поднялись почти на самый гребень, и улеглись.
Определив маршруты подхода и направление господствующего ветра, Костя с проводником начали подход. А я отправился в другую сторону, со своим проводником, явных целей у нас не было, но решили подняться в расчете, что может чего – кого-нибудь увидим.

Изображение
 
Изображение
 

Я в этот день видел отдыхающих туров на дистанции около 800м, подход совершить не было возможности, т.к. нас разделяли две большие балки, пересечь или обойти которые было не возможно, да и как я уже говорил, погода вытворяла чудеса.
А Костя в этот день отличился, добыл огромного рогача...

Изображение
 

На второй день утром, та же тактика. Увидели поднимающееся на гребень стадо туров.
Улеглись на днёвку они почти на самом гребне. Я настаивал, что бы начать подъем к ним немедленно, но мой проводник не прислушивался к моему мнению, аргументируя тем, что я туда не смогу подняться, и надо идти ближе к вечеру, на средину склона, и там ждать, когда это стадо начнет спускаться на вечернюю жировку.
В итоге вышли с лагеря в 13-30 дня и начали подниматься вверх. Видя, что "гребу" наверх я нормально, проводник, все-таки, решил подходить к лежачему стаду на дистанцию выстрела.
Через 3,5 часа мы вышли на позицию, но так оказалось, что туры были прямо напротив солнца, и не то чтобы выбрать их группы лучшего, а вообще их видно не было, невозможно было смотреть ни в бинокль, ни в прицел, всё слепило.
Туры на дневном отдыхе.
Фото сделано Костей с лагеря, через окуляр подзорной трубы.

Изображение
 

Удалось промерять дистанцию: 340м, угол 22 грд. ввожу поправку, подползаю на гребешок с винтовкой, подрегулировал высоту сошек, начинаю пробовать прицеливаться - ни чего не вижу, солнце меня ослепляет. В этот момент туры начали вставать и началось движение, нет, они нас не учуяли, просто время пришло им подниматься с лежанок (эхххх.... ну почему раньше было не выйти, и солнце не слепило бы, и туры еще бы лежали спокойно).
В какую то секунду вижу рогача на фоне неба, на камне, перевожу перекрестие на корпус, стреляю... и слышу приятный уху звук: Ч-ПОК! Есть попадание! Но падения никто из нас двоих не видит, опять солнце!!!!
Встаем, зашипела рация, Костя в лагере интересуется, как-что? Мой проводник отвечает:
- ЕСТЬ! Наверное...
Поднимаемся. Вот тут он стоял, тут его стрелял. Но его тут нет.
Егерь пошел смотреть на снег, по которому уходило стадо, я же обошел все вокруг того камня, на котором был рогач, ничего нет, крови нет.
Приходит проводник - на снегу крови нет, либо он не пошел за стадом, либо - промах.
Как промах? Я четко слышал "шлепок" пули, он подтверждает, что тоже слышал, но теперь не уверен, что это по плоти - может пуля ударила в камень? Да нет, по камню не так, я этот звук сотни раз слышал, и четко его распознаю из других звуков.
Я ещё раз проверяю дистанцию, угол, проверяю расчет поправки, смотрю на барабан прицела - всё правильно, ну не мог я промазать!
Ну что за заколдованная дистанция - эти 340-350м!
Настаиваю, что уверен в своем выстреле, и надо искать, зверь добыт и где-то лежит рядом, просто вокруг нас скалы, огромные валуны, и он мог упасть так, что не видно.
Но мой авторитетный проводник, решает по другому, он считает, что раненный всё равно бежал бы за стадом и раз его в мете стрела нет, и нет следов крови на снегу, то значит был промах и надо спускаться, потому что скоро станет темнеть. Я в шоке!
Почапали вниз, я без настроения, проводник тоже что-то бурчит про себя.
Оживает рация, Костиным голосом. Он снизу, с лагеря, видит в трубу стадо туров-самцов, объяснить, где именно не может, передает рацию второму егерю, тот "по своему" дает наводку, где они.
- Ну что есть силы, будем пробовать подобраться?
- Да, будем!- отвечаю.
- Ну тогда давай бегом, времени мало, нам надо выйти на их уровень, и как можно быстрее, скоро стемнеет.
Ох, как мне тяжело далось это 'бегом'!
Спуск, перебегаем по балке, потом опять подъем. Где то тут должны быть уже в поле зрения.
Корректировщик снизу сообщает, что туры рядом в балке, но молодые, большие "тормознулись" выше и далеко.
- Будешь молодого стрелять?
- Нет. Мне не нужен выстрел ради выстрела. Сегодня охота состоялась, я стрелял по крупному рогалю, но видно - не судьба, не любят меня духи ваших гор. - ответил я.
- Так что, будем спускаться?
- А где большие? Давай хоть посмотрим где они.
- Ну давай.
Траверсируем по склону к краю балки в которой молодые туры. Прямо тут большой плоский камень, останавливаемся возле него.

Изображение
 

Видим небольшую группу больших самцов, далекоооооо.
Меряю дистанцию 650м!
- Я буду стрелять!
- Да ты что? А если подранок, уйдет с "концами", не найдем, ведь через 15-20 минут стемнеет!
- Дай мне этот шанс. - настаиваю я, - я его еще и не попаду с такой дистанции.
Выбираю особь, на таком расстоянии, в уже надвигающихся сумерках, не возможно определить какой из них самый-самый, выбираю самого нижнего, который в этот момент точно в профиль, да и легче будет отследить возможное попадание.
Готовлюсь к выстрелу, выставил винтовку по уровню, окончательно промериваю дистанцию - 665м, угол - 27 град., слева, от ледника легкий бриз, его даже ветром назвать трудно, но дистанция большая, может снести. Все данные бал. калькулятора внимательно, без суеты перепроверяю, накручиваю вертикальную поправку - 13.25 МОА.
Беру перекрестие прицела на начало лопатки, глубокий выдох, жму на спуск.
Звук выстрела я практически не слышал, потому что сразу старался вернуть поле зрения прицела в то место, куда устремился, покинувший ствол Berger.
Пуля, попавшая в быка, сразу обрушила его на все четыре ноги, и он посунулся по склону вниз, потом, изменив направление на 90 град. покатился по лежащему в балке снегу, хлопья снега, которые летели в разные стороны, в оптику были похожи на фейерверк!
Весь этот завораживающий фильм я смотрел в "прямом эфире", на меня накатило, какое то эйфорическое чувство.
Вот оно, то, за что мы так любим эту охоту!

Изображение
 

Через 20 мин стемнело, но в эти дни было полнолуние, и света хватало, что бы общими усилиями (снизу пришла подмога, в лице Кости и второго проводника) спустить добытого зверя в низ, к лагерю.

Изображение
 

Фотографировался с добытым туром уже утром следующего дня.

Изображение
 
Изображение
 

Великолепный трофей добыт благодаря общим усилия всех членов команды, да и сам я не оплошал, поставив в этот раз свой личный рекорд дальности выстрела по зверю.
Спасибо всем, причастным к организации и проведению этой великолепной охоты!

Изображение
 

Что еще почитать