Изображение Ужесточения наказаний за незаконную охоту себя не оправдывают
Изображение Ужесточения наказаний за незаконную охоту себя не оправдывают

Ужесточения наказаний за незаконную охоту себя не оправдывают

С 25 по 27 апреля в столице Урала в прошла охотничье-рыболовная выставка «Калибр 2019». Деловая программа включала открытые лекции и публичные дебаты на главной сцене комплекса, что весьма оживляло это мероприятие. Открытое обсуждение всероссийской акции «Стоп браконьер», инициатором которой выступил известный кинодокументалист Сергей Ястржембский, модерировал координатор интернет-проекта «Ассоциация профессиональных охотников» Николай Лопан.

Обсуждение получилось интересным.

Благодарю региональные управления (Омск, Челябинск, Курган) за оперативно предоставленные статистические данные по привлечению нарушителей к ответственности по ст. 258 УК РФ при подготовке вопроса.

Анализ последствий ужесточения уголовного наказания за незаконную охоту дал неутешительные результаты.

Вот статистика, предоставленная региональными управлениями за 2018 год. Это доля судебных решений от количества возбуждённых уголовных дел по ст. 258 УК РФ незаконная охота:

  • Свердловская - 25 %
  • Челябинская - 31%
  • Курганская - 20%
  • Тюменская - 25%
  • Пермский край - 8%
  • Омская – 38%

Вряд ли эту статистику можно рассматривать как критерий эффективности работы регионального госохотнадзора.

Участие государственных инспекторов в этом процессе возможно только на стадии возбуждения уголовного дела, в большинстве случаев они подают заявление. Дальше всё полностью зависит от органов дознания и следствия.

Судя по предоставленной статистике в Омской области дела значительно лучше, чем в Пермском крае.

Для иллюстрации общей картины я приведу пару примеров из Омской области - самого "благополучного" региона по этому показателю.

Изображение фото: Антона Журавкова
фото: Антона Журавкова 

29 июня 2018 года на территории государственного заказника «Заозёрный» выявлен факт браконьерства.

Любая незаконная охота на особо охраняемой природной территории подпадает под действие ч.1 ст. 258 УК РФ. Подозреваемые были задержаны близ деревни Паново.

В автомобиле УАЗ обнаружены туши двух лосей. В этом случае второй состав преступления с нанесением крупного ущерба.

Следственно-оперативная группа ОМВД России по Крутинскому району расстояние в 43 км преодолела по асфальтированной федеральной трассе за пять часов. У подозреваемых изъяты ножи и мясо, оружия не обнаружено.

На следующий день инспектор с опергруппой нашёл места отстрела и разделки лосей, где были изъяты бутылки, окурки, мужские носки. Задержанные дали признательные показания – кто светил, кто стрелял.

У местного жителя деревни Никольск, к которому приехали подозреваемые, правоохранители изъяли незарегистрированное гладкоствольное оружие. По данному факту 30.06.2018 ОМВД России по Крутинскому району возбуждено уголовное дело по ст. 258 УК РФ № 11801520065000115.

В итоге задержанные отказались от первоначальных показаний, изъятое мясо протухло и непригодно для проведения экспертизы. Об этом 12 июля 2018 года было указано в заключение эксперта.

Изображение фото: Антона Журавкова
фото: Антона Журавкова 

Государственный инспектор, подавший заявление о возбуждении уголовного дела, с результатами экспертизы ознакомлен лишь спустя 7 месяцев – 25 февраля 2019 года.

Спустя три дня предварительное следствие приостановлено в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Шестого марта 2018 года на территории государственного заказника "Заозёрный" охотинспекторами обнаружены следы двух снегоходов и часть туши лося. Следы привели в деревню Сингуль, где на заднем дворе одного из частных домов обнаружен снегоход с санями и следами крови.

Через открытые двери ограды было видно разложенное мясо двух лосей. Вышедшие из дома граждане предложили инспекторам договориться, но после неудачных попыток – закрыли ограду. В дом сотрудникам полиции удалось попасть к вечеру следующего дня, получив санкцию на обыск. Опергруппа зафиксировала места отстрела и разделки лосей.

По данному факту ОМВД России по Крутинскому району возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 258 УК РФ № 11801520065000041 от 07.03.18. В итоге было изъято лишь мясо. Снегоходы и сани со следами крови, одежда, оружие, ножи дознавателями не изымались.

Инспектор, выявивший нарушения, в качестве свидетеля был допрошен лишь в октябре 2018 года.

В настоящее время уголовное дело приостановлено в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Хозяин дома привлечён к уголовной ответственности за хранение боевых патронов к нарезному оружию, которые были найдены в ходе обыска. Кроме этого, в ходе обыска у него изъято незарегистрированное гладкоствольное ружьё.

Ситуация с раскрываемостью преступлений и привлечением к уголовной ответственности такова в связи с тем, что следствие в первую очередь работает по особо тяжким и тяжким преступлениям. В подавляющем большинстве случаев отношение к преступлениям в сфере незаконной охоты даже не второстепенное, а третьестепенное.

Это показывает не только статистика, но и практика поручения этих дел слабо подготовленным и неопытным сотрудникам, не понимающим специфику дела.

В ходе открытого обсуждения этой проблемы возникло предложение. Функции дознания могут быть не только у правоохранительных органов, к примеру, институт дознавателей есть у региональных управлений МЧС.

Это логично, так как расследование причин пожаров требует специфических знаний и определённой квалификации.

По аналогии преступления в сфере незаконной охоты будут полнее и качественнее расследоваться региональными структурами госохотнадзора.

Изображение фото: Антона Журавкова
фото: Антона Журавкова 

В любом случае государственные инспекторы с опытом работы будут более эффективны, чем дознаватели районных отделов полиции незнакомые со спецификой дел в этой сфере.

Вопрос — это однозначно непростой в связи с уровнем федеральных полномочий. Функции дознания в МЧС - это федеральный уровень полномочий, а федеральные полномочия по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов — полномочия, переданные субъектам РФ.

Возможно ли это при таких условиях? Сколько это потребует дополнительных ресурсов? Возможно ли как-то исправить ситуацию в ведении МВД?

Предлагаем инициировать обсуждение этого предложения с участием правоохранительных органов, профессионального сообщества работников охотничьего хозяйства и юристов.

Что еще почитать