Весна в минувшем сезоне была теплая, ранняя и на редкость дружная. Легкие утренники едва задерживали таяние снега и прогревание земли, и только в половине мая наблюдались дня два-три довольно крутые морозы. Эти морозы выводу дичи помешали мало, лишь из двух районов имелись сведения о гибели молодых уток.

С уверенностью можно сказать, что выводу лесной птицы морозы вреда не нанесли.

В конце марта в городе уже сильно пахло весной. В ближайших окрестностях Москвы снег на полях уже вовсе стаял, а в лесу остались редкие снежные куртинки. Нетерпеливые охотники начали охоту 27 марта.

Достаточно было пересечь кольцо, окружающее город верст за 6, и картина природы резко менялась. Глаз встречал наскучивший зимний пейзаж, полный снежный покров в лесу, и только редкие проталины на полях и кое-где оголившиеся щеки оврагов предвещали близкое торжество весны.

ТЯГА

Черный вальдшнеп убит в Кунцево 31 марта. Далее сведения о тяге получены 1 апреля из с. Владыкино, что заставляет думать, что первая прилетная птица в поиске корма предпочла разместиться в ближайших окрестностях Москвы, где поля оголились и лес только наполовину покрыт был снегом.

Очевидно, город систематически выделяет определенное количество тепла, чем и обусловлено более интенсивное таяние. В этом и следует видеть причину того, что искони первая тяга наблюдалась совсем близко от города.

Ранняя тяга наблюдалась в подмосковных районах, позднее распространилась по всем районам, между 4 и 10 апреля, особенно сильная в Софрино, где в эти дни можно было видеть штук до 20 в вечер.

Потом сразу как оборвало, и в местностях, где в прежние годы проходило в тягу не менее 10-15 штук, едва увидишь пару. Надо думать, теплая весна подала птицу к северу, а оставшаяся быстро погнездилась.

Из отчета Московского
общества охоты
имени АЛЕКСАНДРА II за 1910 г.
Подготовил С.П. МАТВЕЙЧУК

Что еще почитать