Отвечаем на вопросы охотников

Начался сезон летне-осенней охоты. Для того чтобы охота радовала и дарила лишь хорошие воспоминания, автор решил обобщить поступившие ему вопросы. Думаю, ответы на них будут полезны многим нашим читателям.

Фото Сергея Гуляева

Фото Сергея Гуляева

Наш читатель Николай Куличев из города Серпухова и другие, в основном положительно оценившие наличие в охотничьих СМИ рекламы «внедорожников», в то же время просят чаще рассказывать о правовых вопросах использования автотранспорта на охоте и рыбалке. Просят разъяснить требования Водного кодекса РФ, за нарушение которых уже несколько лет активно привлекают к административной ответственности в Астрахани и некоторых других регионах.

Ответ.

Уважаемый Николай! Вы не совсем правы, в «РОГ» правовые вопросы использования автотранспорта на охоте и рыбалке освещаются. Делал это и я. Названная Вами статья 65 Водного кодекса РФ устанавливает водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. За нарушение режима этих зон и полос уже привлекают к административной ответственности владельцев автомототранспорта.

Причем ВК РФ, а следовательно, и правоотношения, определенные названной статьей, действуют на всей территории России. Действуют независимо от того, что в каком-то регионе за этим следят, а в каком-то нет.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ.

В них устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается:

— в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса;

— для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров;

— для озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон, кроме всего прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Кроме того, не следует забывать требования законодательства о транспортировке оружия на автомобиле, использование автотранспортных средств на охотах в целях регулирования численности отдельных хищных зверей… Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17.

В пункте 4 этого постановления сказано, что границы устанавливают органы государственной власти субъектов РФ и федеральное агентство водных ресурсов, которые обеспечивают определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта; описание этих границ, их координат и опорных точек; установление этих границ на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Сведения об этих границах вносятся в государственный водный реестр.

Названные государственные органы в рамках своей компетенции обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

И последнее. Хотелось бы, чтобы наши читатели поняли, что отсутствие специального защитного знака у водоема еще не означает, что здесь не действуют требования пп. 4 п. 15 статьи 65 ВК РФ.

Наши читатели, среди них Михаил Седякин из Астрахани, задали вопрос о том, на что следует обратить внимание с точки зрения законодательства об обороте оружия при приобретении топора для охотничье-рыболовных экспедиций.

Ответ.

Уважаемый Михаил! Действительно, без надежного топора трудно не только в охотничье-рыболовных экспедициях, но и при любом выезде-выходе на природу.
Я, как и многие мои знакомые, имею топорик — легкий, острый, с топорищем до 35 см. С ножнами, что позволяет его носить в рюкзаке.

Приобретен топор был много лет назад, когда еще действовали ГОСТы СССР на топоры.

В настоящее время ГОСТ 18578-89 «Топоры строительные. Технические условия» не действует. Был раньше и ГОСТ по топорищам и пожарным топорам.

К сожалению, взамен старым новых ГОСТов пока нет.

В то же время в статье 5 ФЗ об оружии установлен запрет оборота в качестве гражданского и служебного оружия «других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов».

Именно это требование обязывает сотрудников правоохранительных органов обращать внимание при проведении действий по обеспечению безопасности и исполнении законодательства об обороте оружия и на топоры, имеющиеся у граждан.

ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» определяет, что метаемое оружие — это холодное оружие, поражающее цель на расстоянии (п. 3.2). Под ударно-раздробляющим (холодным) оружием понимается холодное оружие, боевая часть которого формирует размозжение мягких тканей и размозжение или переломы костных тканей.

Наверное, любой топор и топорик может в той или иной степени отвечать названным требованиям. Это подтверждает или опровергает судебно-криминалистическая экспертиза топора или предмета с ним схожего. Конечно, ее проводят в рамках конкретного уголовного дела.

Определения же боевого топора дано в п. 4.15 ГОСТ Р 51215 -98 и указаны его виды (пп. 10.1–10.8).

Назван здесь, в п. 5.6, и хозяйственно-бытовой топор, под которым понимается изделие, предназначенное для выполнения хозяйственно-бытовых или производственных работ.

Приобретая топор, не забудьте и о том, что любые изделия, хозяйственные и бытовые, к которым относятся топоры, обязаны пройти сертификацию. Требуйте от продавца сертификат соответствия. Их выдают экспертные организации, которые проводят экспертизу изделий.

Вячеслав Михайлов 31 августа 2015 в 11:03






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Сергей Иванов офлайн
    #1  9 сентября 2015 в 23:31

    Следует обратить внимание читателей, что транспортировка (транспортирование) оружия в бытовом понимании не совсем то, что подразумевается как режим обращения с оружием в Федеральном законе "Об оружии", в котором дано специальное описание условий этого режима. Не всякое перемещение оружия на транспорте является его транспортировкой. Впрочем, специально отмечу, что наличие оружия в транспортном средстве и даже в руках охотника в транспортном средстве в расчехлённом состоянии, совсем не означает автоматически нахождение с оружием в охотничьих угодьях, даже если автомобиль находится в них. Бытовое понимание, зачастую положенное сотрудниками охотничьей охраны в основу обвинения, может быть подвергнуто критике.

    Ответить




Принимать участие в голосовании могут только зарегистрированные пользователи. Авторизоваться / зарегистрироваться











наверх ↑