Изображение Марьи-искусницы  и Юрьев день весенней охоты
Изображение Марьи-искусницы  и Юрьев день весенней охоты

Марьи-искусницы и Юрьев день весенней охоты

Охотничье хозяйство отрасль небольшая. Но охватывает она большое количество экономических укладов и социальных групп в нашем по-прежнему многоукладном обществе. Укладов и групп, имеющих корневое значение для российского общего «традиционного поля». Поля, также значимого для России, как геомагнитное поле для Земли, и являющегося важной частью того самого национального кода — важного для русского и эвенка. Охотится и бывший тверской колхозник, и депутат, и владелец «заводов, газет, пароходов» — маркиз Карабас, как иногда кличут владельцев охотничьих заимок.

На необъятных просторах наших «охотничьих угодий» возникают противоречия и сталкиваются интересы, которые, как говаривал К. Маркс, правят миром и иногда превращают их в Шервудский лес. Именно поэтому столь велика социально-экономическая роль отрасли. Именно поэтому правила игры должны быть понятными и принятыми всем охотничьим сообществом. Особенно за Уралом, нашей главной кладовой. Охотничья отрасль похожа на часовой механизм и камертон одновременно.

Макроэкономистам не до нее. По этой причине охотничье хозяйство не должно быть «при ком-то». Оно должно иметь руководящий штаб и свою национально ориентированную и высококлассную науку, слышащую этот камертон и разбирающуюся в этом сложном механизме. Науку, способную уже сейчас готовить адекватные, к пользе Государства Российского и его граждан стратегии и концепции, научно-исследовательские программы.

И конечно же, проекты законодательных актов, призванных интегрировать постсоветское пространство. Например, нового Закона «Об охоте» и общего для стран СНГ Соглашения об охране и использовании мигрирующего ресурса, прежде всего водоплавающих птиц, и не забывающего при этом союзников по Шанхайскому соглашению. Или, забыв про вчерашний общий дом и союзников будем вступать в AEWA и играть по «правилам» Евросоюза, все более и более напоминающих «правила» Четвертого Рейха, где мы со своим Гагариным, Достоевским и Крымом опять «недочеловеки»?

Но по плечу ли эти задачи старому-новому руководству Центрохотконтроля, этого «бессловесного придатка» Охотдепартамента?

Наверное, многие помнят заколдованную Водокрутом героиню замечательного советского фильма-сказки Марью-искусницу.

«Что воля, что неволя — все равно, все равно…» — повторяла «перекодированная» злодеем Марья. И что же делали наши старые-новые «охотоведы», пришедшие вместе с господами Мельниковым и Берсеневым в руководство охотничьим хозяйством аж восемь лет назад? Оказались зомбированными Марьями-искусницами?

Если судить по результатам и охотничьей прессе, с энтузиазмом и «ничтоже сумняшеся» крушили в угоду нашим конкурентам, как жуки-типографы елку, это самое охотничье хозяйство. Готовили госохотбилет-«пустышку» без охотминимума и одновременно волну «мигрантов» в наше охотничье сообщество, путающих утку с вороной. Опять сделали весеннюю охоту десятидневной. Готовили антинаучные «стратегии» и потихоньку «вступали» в AEWA. Готовили нормативную базу, «которая живет своей жизнью, а охотничье хозяйство — своей». Вносили никчемные поправки в убогий закон, «пробивали» квоты добычи гусей в Приморье в 65 тысяч голов, заглядывая в глаза начальству и держа хвост по ветру.

Вовремя и по нескольку раз «соскакивали», когда начинало пахнуть жареным, правда, недалеко, оставаясь в замах и при хорошей зарплате. Но перед этим запуская «круговорот туфты в природе». И вот теперь, когда «батьку ангела» оторвали от тела охотничьего хозяйства, «головка» там осталась, предвещая скорые научно-методические энцефалиты вроде ситуации с ЗМУ и другие «стратегические» болезни и круговороты.

Из «уколотой» Марьи наши ординарцы «вдруг» превратились в борцов с наследием этого самого неадекватного «батьки». И, как «пионэры», всегда готовы делать новые «эксперименты». Перекодировались, что ли? Это ведь вам восемь лет назад «революционно» доверили охотничье хозяйство страны, а вы его опять «беспощадно» отреформировали до состояния разбитого корыта. Как справедливо заметил один из авторов «РОГа», овечья шкурка действительно плохо сидит на этих «господах».

Мы уже писали о том, что необходимо скорейшее преодоление последствий, по сути, «рейдерского захвата» Центрохотконтроля в 2008 г. Надо ли, имея очевидный и предсказанный еще восемь лет назад «результат», как говорят на Востоке, опять «ступать на зыбкую почву незнания и спесивости»?

Необходимо возвращение ученых и научного статуса в Центрохотконтроль вместе с Ученым и Научно-техническим Советами и прекратить эту хунвейбиновщину его старого-нового руководства. Вольно или невольно, по злой ли «кощеевой» воле, но налицо перекодировка ведомственной науки целой отрасли.

«Науки», для которой, похоже, важнее не запросы таежного охотника, а навязывание ему «гуманно-зеленого» европейского «дресс-кода». Прямо, НКО какое-то, только за счет российского бюджета. Параллельно существует другая, национально ориентированная наука, где тот же профессор Данилкин, профессор Кузякин и другие не менее достойные ученые работают на охотничье хозяйство. Ученые, не замеченные в «сюсюканье» и панибратстве в отношениях с нашим, иногда весьма безграмотным охотником. Да и что греха таить — безграмотным охотоведом.

Ученые, считающие, что нужно подтягивать охотника и охотоведа часто за шиворот, до современного уровня знаний, и успешно решающие эту проблему своими многочисленными статьями и книгами. Но в Центрохотконтроле своя «наука», без научных степеней и книг.

Уже много написано о том, что нужно воссоздавать самостоятельный отраслевой штаб, новую Главохоту. Пора возвращать и статус всероссийского «министерства» охотников Росохотрыболовсоюзу вместе с ролью главного экзаменатора по приему охотминимума. В одной стране живем, однако!

Только им вместе со всем охотничьим сообществом, пожалуй, под силу решение ключевых проблем охотничьего хозяйства. Ведомственной науке нужны ее генералы, а не причитания о слопцах, глохах и солонцах «страшных» лейтенантов от охотоведения и «красноречивое» молчание «гринписовских» ягнят по поводу весенней охоты.

Нужен популяционный уровень управления ресурсами наиболее массовых видов охотничьих животных с использованием ДНК-тестов. Нужно наше отечественное спутниковое мечение, но не белых медведей, а вальдшнепа, гуменника и белолобого гуся. Нужны региональные схемы мониторинга этих ресурсов. Нужна консолидация усилий и концентрация ресурсов на главных направлениях.


Страна поворачивается к самой себе после двух десятилетий «осваивания» до остервенелости всего мира: от Флоренции до Джомолунгмы. Везде побывали, оставляя ежегодно около 50 миллиардов долларов за кордоном. В охотничьем хозяйстве произошло нечто похожее. На всех и везде поохотились. Жаль, мамонтов не осталось, а то бы и их бивни появились в «трофейных» таблицах.

Но что мы видим у себя дома, откуда наш массовый охотник и не уезжал? Как сделать так, чтобы деньги оставались дома? А дома, как в песне, «пахнет воровством». Основа малого бизнеса охотничьего хозяйства, дичеразведение, в придушенном состоянии. Основной, он же мигрирующий ресурс, вроде как и не наш, и охотимся весной мы опять десять дней, хотя запросто можем и три недели, а на вальдшнепа и месяц. Вот тебе бабушка и Юрьев день весенней охоты.

Американцы за пять миллиардов, ими же и напечатанных, перекодировали братскую Украину в бендеровскую. Мы — на очереди. «Партнерам» нужна власовская Россия, и печатный станок не останавливается. А что же мы? Неужели не найдем два миллиарда рублей на охотнадзор, тратя бесконтрольно пять на «черную дыру» собачьих питомников и якобы стерилизованных «шариков»?

Неужели не вернем всеобщую охотничью грамотность с обязательным охотминимумом и кандидатским стажем? Или опять заболтаем основополагающие, первостепенные проблемы охотничьей науки в угоду «глохам», «зубрам» и иным, далеко не главным, но очень «бюджетозатратным» проблемам? Надеюсь, скоро мы увидим шаги, предпринимаемые новым руководителем Охотдепартамента.

Может быть, увидим появление наших ведущих ученых-охотоведов в общественном совете. Может быть, полный аудит «Центрохотконтроля».

Впрочем, старые-новые кадры ближе к уху нового руководителя, и он, может быть, под их хитрые «причитания» схватится за этот чемодан без ручки под названием «глохи». Или еще за что-нибудь. И опять будем вспоминать поговорку про Юрьев день. Не будем торопить события. Будем ждать дел. В том числе и решений по охотнадзору в соответствии с указами президента, с полным набором полномочий, включая охотинспекторов-общественников.

Что еще почитать