Я-то по наивности своей думал, что причина уменьшения поголовья водоплавающей дичи, а вместе с ней и водно-болотной, включая столь любимых мною бекасов, заключается в необратимом изменении угодий. В антропогенной трансформации ландшафтов (геосистем), как говорят ученые люди.
Вы меня успокоили! Не надо рассуждать об особенностях природопользования и очередности засушливых циклов в природе, как это делает биолог-охотовед Сергей Матвейчук («РОГ» № 15). Надо многозарядки запретить. Ну, запрещать у нас умеют! Раз в набат ударили («не впервой по набату подниматься!»), и все будет в полном порядке.
Будет, как на Кипре. Охота, правда, там дрянь. Если мне не верите, прочитайте об особенностях охоты на острове Афродиты у Леонида Николаевича Карантаева («РОГ» № 8 (1020), 19–25 февраля 2015 г.). Зато полуавтоматы запрещены.
Но ни это меня особенно заинтересовало. Полуавтомата у меня никогда не было. Поэтому рассуждать о возможностях, достоинствах и недостатках этого вида охотничьего оружия не берусь. Говорю и пишу только о том, что сам пробовал. И вот здесь, как любитель медвежьей охоты, которой я посвятил не один год, хочу задать Вам некоторые вопросы.
Дело в том, что, завершая свой земной путь, я обрабатываю дневниковые записи. Пишу разные заметки, статьи и рассказы об охоте на медведя. Думаю издать книжечку с иллюстрациями из подборки репродукций работ классиков изобразительного искусства, в разное время воссоздавших сцены медвежьей охоты.
И вот именно сейчас моя коллекция репродукций пришлась как раз кстати! Письмо-то мое открытое, значит, не только Вы, как знаток вопроса, его прочитаете. С иллюстрациями же замечательных художников-реалистов всем, даже тем, кто на берлоге никогда не охотился, все понятнее будет.
Прочитав Вашу заметку, я понял, что некоторые нюансы столь любимых мной берложных охот мне неизвестны. Да, как видно из приведенных иллюстраций, не только мне (ну а браться за перо, не все понимая, согласитесь, это не совсем верно, а возможно, что даже и глуповато).
Принимая во внимание сказанное, хочу спросить Вас, что будут делать на берлоге двое «мужиков с деревянными вилами»? Охотятся на берлоге зимой. Полевые работы, где деревянными вилами, возможно, шевелят сено, завершены. Может быть, это какой-то особый, неизвестный мне способ охоты, практикуемый в Ставропольском крае? Это же очень интересно. Поясните, пожалуйста!
Начальный момент обычной (традиционной) русской охоты на берлоге происходит так, как его изобразил академик Василий Григорьевич Перов. К челу берлоги, которую уже проверила неагрессивная собачка, указавшая своим «тяв», что зверь внутри, подходят стрелок с ружьем и сопровождающий. Сопровождающий, как правило, из местных промысловых охотников за пушным зверьком. Он шестом заставляет медведя подняться из берлоги. Обращаю внимание, где в это время находится рогатина!
Зверь, особенно, если это самец, может подняться очень быстро, опрокинув замешкавшуюся собачку. «Быстрее, чем взлетает бекас», — как писал В. Антонов-Дружинин в «Этюдах берложных охот» (Охотничьи просторы, книга 1(81), 2015). В это время сопровождающий и подставляет под зверя рогатину, упирая ее в землю. Два этих эпизода охоты, мгновенно сменяющих друг друга, изображены Евгением Александровичем Тихменевым.
Они образуют с перовской «Зимней охотой на медведя» своеобразный триптих! Какова роль рогатины? Та же, что на восточно-сибирских: якутских, забайкальских берложных охотах «залома». Задержать, замедлить подъем зверя. Для чего? Стрелок может растеряться… А главное, ружье и боеприпасы могут подвести. Осечки… Пули неподходящие… Об этом тоже в упомянутых «Этюдах…» рассказывается. Если же оружие и боеприпасы надежные, стрелок не теряет самообладания, знает анатомию зверя и способен быстро и точно произвести выстрел в нужную точку — ни рогатина, ни залом ему не нужны.
И еще. Обратите внимание! На трех картинах художников-реалистов у чела только два человека. Где, по-вашему, разместить около берлоги дюжину (дюжина — это двенадцать!) «вооруженных егерей»? Такого не смог представить себе даже способный пронзать время особым взглядом исторического живописца мастер массовых многофигурных композиций академик Василий Иванович Суриков, изобразивший «Охоту царя Михаила Федоровича на медведя». Может быть, на деревьях их рассаживают?
Очень тронут Вашими словами о том, что мне «нужно выдать лицензию на добычу медведя на берлоге». Не взял бы я лицензию. Стар. Болезни силы поубавили. Ноги не те. Подход к берлоге доброй физической формы требует. И пожалованную рогатину не принял бы… Больно дорогой подарок! Когда-то обсуждал заказ в Гильдии кузнецов-оружейников.
Еще раз благодарю за внимание к моим скромным запискам и приношу извинения за несколько запоздалый ответ. Традиционная русская весенняя охота, знаете ли… А как Вы к весенней охоте относитесь? Тоже, как к действию, которое «должно быть уголовно наказуемо»?..
Комментарии (3)
Филипп Стогов
Для интересующихся охотничьей живописью. В 2008 году вышла книга "Евгений Тихменев в кругу современников", издатель Игорь Минаков при содействии Государственного Русского музея. Увы, такие книги расходятся незаметно и тут же становятся библиографической редкостью.
Владимир Кулинич
Здоровья автору! Восхищён Вашей деликатностью... Сам таковой не обладаю, а пишу и говорю прямо, без экивоков. Стороннику "держать и не пущать" ответил бы гораздо жестче. Спасибо за хорошую, взвешенно-аргументированную статью. Практически со всем, в ней изложенным, согласен. Книгу Вашу, если таковая появится, приобрёл бы весьма охотно. Ещё раз - здоровья и удачи!
Николай Елисеев
c 60-годов прошлого столетия советская власть усиленно непущала в охотничьи коллективы нарезное оружие вездеходы болотоходы только госудаоственным организациям и что, били дичь из военного и штатного оружия егерей - использовали гостранспорт включая вертолеты пришли 90 годы что изменилось у кого деньги у того тот же набор а простые граждане желающие заняться охотой опять в стороне нууу очень дорогое удовольствие а уж на берлогу 20000 баксов тем более