Изображение Над нами властвует — «нельзя!»
Изображение Над нами властвует — «нельзя!»

Над нами властвует — «нельзя!»

Несомненно, самый сильный удар охотничьего законодательства был направлен на максимальное ограничение весенней охоты.

После более чем полувековых поисков некоего оптимального варианта (кстати, хваленая Главохота РФСР в этом вопросе заняла предельно запретительную позицию) по примеру Московского облохотуправления был наконец установлен, казалось бы, абсолютно оптимальный и всех устраивающий вариант — 16 дней охоты (три пары выходных) в твердо установленные приемлемые сроки, а также с двумя сроками открытия охоты в субъектах РФ с разными природно-климатическими условиями.

Так нет же — снова урезали до 10 дней. Десять дней — это только период охоты, а основная масса охотников может выезжать только в две пары выходных. Это если открывать охоту с пятницы или субботы, но вот в Смоленской области охоту открыли, начиная не с выходных, а с понедельника, и в результате этого нехитрого приема охотникам осталась только одна пара выходных. Это называется методом завуалированного ограничения охоты.

Или, например, в Тульской области был установлен запрет охоты на гусей и селезней с 10 до 18 часов. Этот пример, наверное, взяли с Белоруссии, но там была в качестве компенсации установлена продолжительность этой охоты два месяца.

Представляете, куда деваться и чем заниматься «правильным» охотникам почти весь день, и не страшно ли оставлять недолго без присмотра в степи с большим трудом оборудованный шалаш с массой дорогостоящих вещей. Или же каждый раз все «хозяйство» надо разбирать, увозить с собой и снова собирать? Ограничение по времени дня — это очень серьезное ограничение охоты.

Совсем шокирующее сообщение я услышал из Красноярского края о заседании местного охотхозяйственного Совета по весенней охоте, который подготовил постановление правительства края о запрете охоты на гусей и селезней в центре и на юге края в «целях сохранения этих видов». Вот как! В центре края! Это куда Тунгусский метеорит упал и куда не всякая экспедиция смогла добраться.

Позже они планируют там же ввести запрет охоты на глухаря, тетерева и даже вальдшнепа(!), разрешив его стрелять только на Таймыре. А я и не знал, что эвенки, любители охоты на вечерней тяге. Не думаю, что охотники в отдаленных и глухих участках края обрадуются такому запрету (если, конечно, они вообще узнают о нем). Тысячу раз был прав поэт Тютчев, когда писал, что умом Россию не понять. Видимо, и тогда подобных перлов хватало.

Не стоит забывать, что в очень короткий сезон весенней охоты, кроме многочисленных и хитроумных чиновничьих ограничений и запретов (прямых, косвенных, скрытых и завуалированных), всегда присутствует неуправляемый и мощнейший природный регулятор и ограничитель: это очень контрастные перепады погоды, слишком ранний или поздний приход весны, половодье и засуха, странности пролета дичи, когда условия идеальны, а пролета или токования нет (и наоборот).

Сколько раз мне приходилось попадать после тепла в сильный мороз и снег, когда в мерзлой земле не то что ямку выкопать или шалаш установить, но и колышки профилей воткнуть невозможно.

На этот случай вроде бы предоставили местным властям возможность скорректировать сроки, но это от лукавого. Характер погоды весной заранее, да еще за 2-3 недели вперед, предугадать невозможно. Раньше это было в компетенции Госохотинспекции, а сейчас передано в исключительную компетенцию губернаторов, и тем самым полностью потеряна оперативность в корректировке сроков. Госохоторганы же, рискующие возбудить ходатайства о переносе сроков охоты, становятся заложниками возможных негативных последствий. Это есть тоже часть системы по ограничению охоты.

Почему-то был отменен очень разумный порядок о проведении весенней охоты в два срока в тех субъектах РФ, в которых резко различались природно-климатические условия. Например, в Московской и Рязанской областях есть чисто лесные и лесостепные зоны (до Оки это лесостепи, а севернее — леса).

Совершенно очевидно, что весна в этих угодьях всегда наступает в разные сроки (да и дичь в них разная). При установлении единого 10-дневного срока охотники однозначно будут «пролетать» в той или иной зоне. Это также фактически является прямым ограничением, а то и завуалированным запретом охоты.

Федеральными правилами были сознательно объединены в один срок весенней охоты очень много соседних центральных областей, которые раньше всегда традиционно разделялись по срокам. В этих областях, кстати, «случайно» сосредоточено очень большое количество охотников (одна Москва и Московская область чего стоят). Это подумать только: Московская, Владимирская, Ярославская, Рязанская, Новгородская, север Тверской и Нижегородской областей — в один срок! Это тоже разновидность завуалированного ограничения охоты (хочешь охотиться в Московской области, не поедешь в Ярославскую).

В результате имеются большие издержки у охотников и убытки у охотхозяйств, в том числе по коммерческим охотам на глухаря и тетерева, по загрузке охотбаз и оказанию услуг охотникам (те же подсадные утки недоиспользуются).

Срок охоты в некоторых центральных областях РФ по вышеуказанным причинам сознательно был перенесен на неделю вперед и установлен поздно. Так, в Московской, Ивановской, Рязанской областях — с третьей субботы апреля. И при этом может резко возрастать опасность попасть под запретные санкции лесников и пожарников в случае установления сухой и жаркой погоды. То есть и с этой стороны якобы «объективно» возрастает опасность введения обоснованных запретов.

Все вышеперечисленные обстоятельства и факты обычно сводят к якобы некомпетентности властей, но мне не нравится такое упрощенное объяснение реальности, и я думаю, что все эти действия были вполне осознаны. Обычно при легком подходе к делу и законотворчеству могут наступить самые разные последствия, но если последствия имеют всегда один характер и одно направление, то ни о какой некомпетентности не может быть и речи. Все делается грамотно, целенаправленно и очень последовательно.

Вспоминаю поразившую меня заметку в «РОГ» от 30.12.2014 г. об охоте группы российских охотников на гусей в Румынии, где охота на них проводится всю осень и зиму до конца февраля (кстати, как и в большинстве стран Европы).

Цитирую: «Гуси там скапливались на зимовках в громадном количестве, за три дня пятеро «стрелков» запросто добыли 200 гусей(!), а сколько патронов расстреляли, лучше не вспоминать…» Но у них на Западе это можно делать почти полгода в таких количествах и до февраля, а в России, начиная с марта, даже 16 дней охоты, это уже слишком много?!

И дневные нормы отстрела у нас поменьше, и, как правило, нет у нас весной таких громадных и длительных скоплений — гусь обычно очень быстро проходит за 1-2 дня, да и то нередко в поднебесье транзитом.

Но есть еще один чрезвычайно важный и актуальный момент. Речь идет об охоте на селезня из шалаша с подсадной уткой.

Вопрос о подсадной утке — это так называемая неприкасаемая «священная корова» из единственно верного учения «об основах правильной весенней охоты», которая ожесточенно защищается, как в свое время Брестская крепость, Москва или Ленинград, — ни шагу назад!

Конечно, ведь постулаты этой традиционной охоты были сформированы много веков назад и в таком неизменном виде дожили до наших дней. Робкие обоснования оппонентов о том, что с тех далеких исторических времен сложились кардинально новые и совершенно непохожие на старые условия жизни, игнорируются и отметаются на корню. Давайте вспомним и сравним, в чем это выражается.

Главное, это коренное изменение соотношения городского и сельского населения. Если раньше доля крестьян в России была около 90%, то сейчас официально по регистрации жителей городов 73%, а фактически более 80%.

Если раньше основной контингент сельских жителей постоянно проживал в многочисленных мелких деревнях, где каждый двор кишел любой скотинкой, в том числе и утками, то после индустриализации и осуществления грандиозной программы по ликвидации мелких «неперспективных» деревень в 60-х годах люди переехали в города и крупные села, и многие из них работают в примыкающих к ним городах.

Сейчас богатое живностью подворье — это большая редкость. Не надо забывать, что содержание домашних животных — это многосторонний, тяжкий и каждодневный труд и заботы с раннего утра и до ночи, без отпусков, праздников и выходных, что это совершенно иной и гораздо более обременительный образ жизни даже для сельского жителя, на который ныне мало кто соглашается.

Поэтому-то и с треском проваливается подавляющее большинство затей в охотхозяйствах, когда хозяева искренне хотят завести лошадей, охотничьих собак и подсадных уток. Тут одних должностных обязанностей мало, нужен крестьянский дух, а он давно выветрился.

Содержание уток — дело непростое, но сейчас многие выращивают на продажу подсадных и похожих на них уток. Цена к началу охоты доходит до 3000 рублей за голову, что в 2-3 раза дороже стоимости сезонки на охоту. Ну ладно, некоторые законопослушные охотники покупают, «чтобы не нарушать». А дальше-то что?

Утку же надо сначала готовить и приучать к охоте, а это время, опыт и целая культура. Дать неопытному городскому охотнику неподготовленную молодую утку, которая и в угодьях-то никогда не была, это то же самое, что продать ему на одну-две охоты молодую ненагоненную гончую или необъезженного жеребца. К утке надо приобрести кучу инвентаря в придачу (корма, садок, ногавку, бечевку, карабинчики, кружок и пр.).

Утку надо к охоте «вызаривать», приучать к ногавке и кружку, чтобы была ручной и не боялась в угодьях всего, в том числе выстрела. Все это «рабочая» подсадная знает и умеет так же хорошо, как натасканная охотничья собака. Но охотники в подавляющем большинстве покупают неопытную молодую утку без инвентаря и на одну-две охоты. А что с ней потом делать?

Неопытному охотнику сложно даже будет надеть ногавку и прикрепить ее к шнуру и затем правильно высадить на воду ранним утром в темноте. На это тоже опыт нужен. В большинстве случаев это больше бывает похоже не на «сохранение культуры охоты», а на пародию, «отмазу» для проверяющих и головную боль для охотника.

Говоря о сохранении культуры охоты в виде обязательности наличия живой подсадной утки, как-то забывают (скорее игнорируют) самое главное условие былого процветания этой замечательной охоты — сроки и ее продолжительность. Раньше эта охота начиналась с прилета и продолжалась до распускания листьев на деревьях (1,5–2 месяца). Тогда был смысл держать подсадных, а сейчас? Одна-две пары выходных (если не подведет погода).

Содержание подсадных — дело очень хлопотное, обременительное и экономически невыгодное. И если это объяснимо для единичных энтузиастов, которые начинают эти охоты намного южнее своего жительства, а заканчивают на одну-две области севернее, то уже для охотхозяйств это однозначно невыгодно.

По существу, это еще одна достаточно издевательская форма завуалированного ограничения (вернее, запрета) этой охоты для 99% охотников, у которых нет и никогда не будет возможности содержать подсадную утку, даже если бы сроки охоты были многократно увеличены.

Вздорность и архаичность в современных условиях этого правила хорошо видна на примере охоты весной на гусей, на которых разрешена охота из укрытий с макетами, профилями и манками. Почему тут нет обязательного наличия живого подсадного гуся? В чем отличие? А почему не надо «подсадного» тетерева весной или осенью вместо «чучеления»? А подсадных голубей вместо их чучел? Да что там говорить, на тех же уток осенью охотиться с чучелами можно, а вот весной почему-то нельзя. Ведь охота с хорошей манной подсадной — это гораздо более добычливая охота, чем с чучелом.

А цель очевидна — под любым предлогом ограничить и «не пущать» российского охотника весной на селезня и сберечь его для более важных потребителей. Для любой охоты с подманиванием самцов явно не помешало бы «манное» животное, но нас не заставляют обязательно иметь манных самок лосей, оленей, косуль во время охоты на реву. Во время брачного периода любой самец опрометью бросится на «манную» ручную самку своего вида, так почему же эта законодательная «обязаловка» установлена только для утки?

Я не против сохранения и поддержки исторических традиций охоты, но только за счет добровольного участия их истинных почитателей и энтузиастов, а не за счет законодательного принуждения. Ведь есть любители охоты с ловчими птицами, верховой травли зайцев и лисиц с борзыми. За границей масса любителей охоты с луком и арбалетами, охоты с дульнозарядными шомполками. Богатые люди заводят конюшни и, устав от «мерседесов», наслаждаются верховой ездой. Это нормально и даже здорово.

Но это эксклюзивные явления, и они не рассчитаны на массового потребителя. Это же полностью относится и к охоте с подсадной. Надо разрешить эту охоту с манком и чучелом из укрытия, дабы искусственно не плодить армию браконьеров и не создавать условия для формирования негативного и пренебрежительного отношения к охотничьему законодательству и правилам. Охотник, конечно, должен уважать Правила, но также обязательно и Правила должны уважать охотника, иначе взаимности никогда не добиться.

Что еще почитать