Изображение Весенняя охота: взгляд со стороны
Изображение Весенняя охота: взгляд со стороны

Весенняя охота: взгляд со стороны

Каждой весной украинские охотники с завистью смотрят в сторону России, Беларуси, где открывается весенняя охота на селезня с подсадной уткой, гусей, вальдшнепа. Правда, в последнее время на страницах российских охотничьих изданий, интернет-сайтов все чаще появляются тревожные заголовки: «Откроют ли весеннюю охоту?», «Весенняя охота под угрозой!»… Действительно ли обеспокоенность орнитологов, экологов, разных природолюбов по поводу резкого сокращения численности гнездящихся птиц имеет под собой место и насколько серьезна?

Своим мнением относительно этой проблемы со мной поделился заслуженный лесовод Украины, ныне пенсионер, Н.А. Мироненко, отдавший долгие годы становлению охотничьей отрасли в стране.

— Первое законодательное ограничение весенней охоты на территории современной Украины относится к 1875 г., когда Галицкий сейм (г. Львов) запретил на Галичине весеннюю охоту на вальдшнепа. И после Октябрьской революции правительством Украины были приняты соответствующие декреты, постановления, которыми весенняя охота была запрещена.

После образования СССР не было единого органа, единых правил, регулирующих охоту. Каждая республика принимала свои законы. За все эти прошедшие годы охоту весной в Украине открывали дважды. В 1931 году — тогда, по воспоминаниям специалистов, развелось достаточно большое количество дичи, возможно, поэтому разрешили временно охоту; ну а второй раз — в начале текущего века, в 2002 году.

Последнюю охоту, к сожалению, нам не удалось организовать на должном уровне, под надлежащим контролем соответствующих органов. На весенней охоте произошел один трагический случай. Народный депутат Верховной Рады возвращался с охоты с Херсонщины, на которую был приглашен губернатором области. «Волга» врезалась в дерево, депутат погиб, из багажника машины «вылетели» не только селезни, а все, что попадало под выстрел. И это на весенней охоте. Подобные случаи были неединичны.

— В той памятной охоте и мне довелось принять участие, и могу сказать, что организация этого мероприятия была на высшем уровне.При этом отстреляно было всего несколько десятков гусей. О пережитых тогда эмоциях с трепетом вспоминаю и по сей день.

— Теоретически все правильно, я с вами согласен. Но вести полемику или дискуссию по поводу целесообразности открытия весенней охоты в дальнейшем нет смысла. На Украине это невозможно. Десять лет назад мы присоединились к Международному соглашению о сохранении афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц, которое запрещает проведение охоты в период возвращения птиц к местам гнездовий.

Принят закон о недопустимости жестокого обращения с животными; там черным по белому написано, что запрещается охота во время весенней миграции птиц, не говорю уже о принятых в 2004 году поправках к Закону «Об охотничьем хозяйстве и охоте», где эти положения также прописаны. В запрете, на мой взгляд, существенную роль сыграли этические мотивы, помимо биологических и природоохраннных аргументов. Пришла весна, все цветет, наступил период любви, размножения, все радуется жизни, а тут — ба-ба-ах! — заряд дроби в птицу. С точки зрения человеческой морали это нормально?

— И все же… В Беларуси, России весенняя охота пусть на несколько дней, но разрешается.

Что касается Беларуси, то там значительно больше порядка. Дисциплина среди охотников выше, чем у нас, более продуктивно работают экологические, охотничьи инспекции и не позволяют делать того, чего не надо. Думаю, они имеют моральное право открывать весенние охоты на несколько дней, в том числе принимать иностранных охотников.

Теперь о России. Да, есть в России северные зоны с низкой плотностью населения. Посмотрите на обсуждаемую нами проблему глазами людей, которые там проживают. Короткое лето, осенних охот практически не бывает. Гуси, утки поднялись и махнули крыльями — на юг. Да, гнездятся там птицы, но это и ресурс питания.

«Не стреляйте, это аморально!» — подобный лозунг вряд ли найдет понимание и объяснение в сердцах людей, живущих на северных территориях. А вот в центральных регионах, думаю, аморально требовать при любых условиях, повторяю, при любых условиях, открытия весенней охоты. Почему? Проживешь ты без этого селезня и без весеннего гуся? Проживешь. Соглашусь с одним — уходят сложившиеся на протяжении долгих лет традиции, прерывается на какой-то период общение с природой на весенней охоте, воспетой в произведениях русских классиков.

Но, положа руку на сердце, каждый ли из современных охотников, воспитанный в новых условиях, с пониманием относится к такому понятию, как правильная охота, придерживается ее требований, борется за то, чтобы не уходил из жизни культурный охотничий пласт, о чем так много говорят? Я на этот счет имею свое мнение.

У многих охотников, на мой взгляд, не традиции на первом плане, а пресловутый адреналин. Это и понятно. Живем все лучше. Покупаются мощные внедорожники, сегодня нет проблем заиметь любое оружие, и каждый, извините, лезет в такие места за адреналином, будто он без него прожить не может, в такие дебри, что тому бедному зверю и птице приткнуться некуда. Все отдыхают на природе, палатки, барбекю, шашлыки… До чего так доадреналинимся? Можем так превратиться в наслаждающийся комок нервов.

— В противовес этим аргументам — значит, тысячи дисциплинированных охотников должны страдать из-за нерадивых…

— Повторюсь, это личное дело россиян. Касательно весенней охоты на Украине, на этот счет у меня нет сомнений. Нашим охотникам грех жаловаться на ограниченный охотничий сезон. Фактически всякая охота запрещена только два месяца в году: в марте и апреле.

С первого мая начинается охота на самцов косули, с августа на пернатую дичь и самцов копытных, с сентября на самок копытных и их молодняк, с ноября на зайца-русака, других пушных зверей и заканчивается в феврале охотой на лису, енотовидную собаку и волка. Охота на гусей начинается в августе и заканчивается в январе. Причем решение о начале и окончании охоты на тот или иной вид дичи принимает пользователь охотничьих угодий в рамках, установленных законом.

— К началу весны у птиц уже сформированы пары, есть точка зрения о том, что закрытие весенней охоты есть биологическое невежество. Мотивировка: в своей необузданной страсти селезни сгоняют с гнезд уток, что пагубно влияет на рост поголовья.

— Что касается гусей, действительно, образуются пары, а вот кряквы — птицы-полигамы. Казалось бы, селезней надо отстреливать, поскольку действительно бывает, не дают утке спокойно сидеть на гнезде. И не согласиться с этим нельзя, но не думаю, что природа биологически нацелена на то, чтобы уменьшить процент выхода поголовья. Такого в природе не бывает.

Размышляя теоретически, не настолько уж негативно влияют селезни, сгоняющие уток с гнезд. Если утка гнездится в отличных для размножения условиях, то стрелять селезня весной или не стрелять на росте численности это не скажется. Как мне кажется, аргумент здесь больше оправдательный, нежели биологический.

Возьмем, к примеру, Киевское водохранилище. Когда его заполнили, я учился в университете, писал курсовую и дипломную работу об искусственных гнездовьях для водоплавающих. Острова на Киевском море были луговыми, изолированными от суши. Охотники-старожилы помнят, сколько там было дичи. Невозможно представить. Клондайк! Край непуганых птиц! Все кишмя кишело.

Сегодня острова или размыты, или заросли лесом, лугов не осталось. Охотники жалуются — дичи нет. И не будет, нет условий для размножения. К слову, и искусственными гнездами ведь никто не занимается, как это делала в то время на том же Киевском море егерская служба при научном сопровождении со стороны университетской кафедры зоологии. Велась серьезная работа, фундаментальные исследования.

А нынче все как бы в стороне. Причина одна — нет денег. Я бы добавил — и желания… А если у охотпользователей нет денег и желания для повышения продуктивности охотугодий, то разве может идти речь о максимальном использовании охотничьих ресурсов?

Что еще почитать