К Вам обращаются охотники — жители деревни Белый Колодезь Первый Колпнянского района Орловской области.

Пожалуйста, помогите прояснить сложившуюся у нас ситуацию. Дело в том, что в 2015 году исполняется 20 лет, как на территории нашего, Белоколодезьского, и соседнего, Знаменского, сельских поселений закрыта охота. В 1995 году был организован видовой заказник на копытных животных, но охота на его территории закрыта абсолютно любая. Естественно, нам, местным охотникам, проживающим на территории заказника, это доставило соответствующее неудобство.

Являясь сельскими жителями, у которых охотничьи угодья расположены, как говорится, «за огородом», мы были вынуждены охотиться или в соседней Курской области, для этого необходимо преодолеть 17 км, или в общедоступных охотугодьях Колпнянского района, куда добираться столько же, только в другую сторону. Не все из сельских жителей могут себе это позволить из-за сложившейся нынешней экономической ситуации.

Вначале нам охотоведы обещали, что заказник просуществует три года, после чего будет открыта охота. Однако по прошествии трех лет было объявлено, что заказник будет существовать пять лет. Прошло пять лет, и статус заказника был изменен: из видового на копытных животных он стал комплексным и был учрежден на десять лет. Охота так и не открылась.

В настоящее время заказник является особо охраняемой природной территорией. Таким образом, мы видим, что охота закрыта в течение двадцати лет на одной и той же территории без перерыва, что вызывает справедливое возмущение охотников, причем не только из числа местных жителей. К тому же, заказник расположен на землях сельхозназначения. Когда он организовывался, на территории совхоза «Спасский» было 1500 га яблоневых садов, которые, видимо, были взяты на учет устроителями заказника как лесные насаждения.

В этих садах действительно обитали кабаны и косули. Сейчас же, в течение последних двух лет, ЗАО АПК «Юность», которое является преемником совхоза «Спасский», ведет усиленную раскорчевку садов; раскорчевано уже около 40-50% их общей площади и планируется раскорчевать их полностью, использовать землю под поля. Также хозяйства усиленно применяют различные ядохимикаты — неоднократно наблюдались случаи гибели целых пчелиных пасек у местного населения и, естественно, зайцев.

Согласно действующему Федеральному закону № 33 — ФЗ от 14.04.95 г. «Об особо охраняемых природных территориях», ООПТ — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которое изъято решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Ну никак не вяжется это с положением дел в нашем заказнике. В 2012 году Министерством природных ресурсов и экологии РФ введены в действие новые «Правила охоты», в которых запрещено осуществление любительской и спортивной охоты с собаками охотничьих пород на особо охраняемых природных территориях. У нас же охота запрещена полностью, и это в течение, повторяем, двадцати лет на одной и той же территории!

И еще одно: этот запрет, по всей видимости, распространяется только на нас, местных охотников, так как в течение всего периода существования этого «многостатусного» заказника в нем проводятся массовые охоты с участием представителей охотнадзора и других, видимо, «нужных» лиц. Причем охоты проводятся в непосредственной близости от населенных пунктов, на виду у местных жителей, охотников, что порождает справедливое недовольство местного населения и ведет к росту социальной напряженности — на вопрос местных жителей — «Почему проводится охота в заказнике?» им каждый раз давали понять: «Не лезьте, куда не нужно, а мы как охотились здесь, так и будем охотиться».

В глазах населения этим дискредитируются идеи охраны природы. И не надо это объяснять отстрелом кабанов с целью снижения численности при угрозе эпидемии африканской чумы свиней — эти охоты проводятся ежегодно, в том числе, когда угрозы АЧС еще не было.

Да, возможно, эти охоты проводятся при наличии лицензий, но почему одним можно, а другим нет? Не способ ли это избавиться от лишних глаз в угодьях? Почему нам даже на зайца и утку нельзя охотиться?

Ранее мы неоднократно обращались с коллективными письмами в районную и областную администрацию с просьбой разрешить нам, местным жителям, охотиться хотя бы в полях и болотах без собак на зайца и утку, но на наши просьбы ответов не было. Получить какое-либо внятное объяснение полного запрета охоты от местных представителей охотнадзора также было невозможно — или из простого нежелания отвечать, или из-за отсутствия компетенции.

Пожалуйста, помогите получить от Орловского охотуправления ответы на следующие вопросы:

1. Законно ли расположение заказника на одной и той же территории в течение двадцати лет и какой необходимостью это вызвано? Почему нельзя перенести заказник на другую территорию района?
2. Соответствует ли заказник статусу ООПТ при расположении его на землях сельхозназначения и указанной хозяйственной деятельности ЗАО АПК «Юность» и такой же деятельности ООО «Рейнланд»?
3. Когда конкретно местные жители Белоколодезьского сельского поселения получат возможность охотиться в своих угодьях?

При необходимости редакции будут представлены подтверждения и подписи всех охотников, проживающих на территории ООПТ Колпнянского района. Просим оказать помощь и разместить ответы на наши вопросы на страницах вашей газеты.

Что еще почитать