Изображение Печатному слову жить!
Изображение Печатному слову жить!

Печатному слову жить!

В конце 2013 года писатели, журналисты, издатели проявили озабоченность падением тиражей охотничьих изданий («РОГ» № 47). В связи с этим состоялась очень своевременная и насущная встреча. Правда, не совсем ясно, какие меры помогли бы охотничьей братии воспылать любовью к литературному слову, к рассказам об охоте. Ведь непросто осознать ситуацию, наметить пути.

Жизнь течет горным потоком: круто меняется и топит в своих водоворотах начинания и судьбы целых поколений. Для обывателей периода «среднего» социализма украшением квартир служили серванты с красивой посудой и хрусталем. В «позднем» социализме стены своих жилищ люди стали украшать книжными полками. Жизнь налаживалась, тянуло к «разумному, доброму, вечному». Но не просто было достать собрание сочинений в красивых переплетах, не хватало книг по самым разным темам.

Журнал «Охота и охотничье хозяйство» был одно время лимитирован, а клееную книжку «Охотничьи просторы», обнаруженную чудесным образом на книжном прилавке, воспринимали за подарок судьбы. Наверное, прав наш знаменитый юморист прошлого Аркадий Райкин, заметивший, что дефицит провоцирует и стимулирует тягу к приобретению.

Сегодня нам навязан капитализм. На пути людей, этаких «экстремалов-байдарочников», встал утес под названием «электроника». Телефончики, компики, планшетики. Старую, добрую, пыльную, неудобно объемную книгу стали игнорировать. Молодые люди, да и давно повзрослевшие и даже состарившиеся пустились в блуждание по интернету, начали засиживаться в блогах и на форумах, а не за книгой или у костра.

Позволю себе крамольный» вопрос: что же положительного, передового, необходимого для жизни человека дала электроника и мгновенная связь? И что еще готовит для человечества такое дьявольское наваждение, как электроника? Повальное чипирование младенцев для создания рабов для так называемого «золотого миллиарда?» Объединение компьютера с человеческим мозгом и постановка на поток андроидов?

Слышен глас протеста: прогресс не остановить! Да дело-то в том, что зачастую консерватизм куда как притягательнее и добродетельнее всяких там новшеств. Не зря же в охотничьей среде бытует тяга к старым методам охоты, к шомпольным ружьям. Но увы, электронные манки также находятся в широком применении.

Да, интернет можно использовать для проповеди, отстаивания своих охотничьих интересов и прав, для защиты природы. Но если он не оставляет места любимой литературе, надо ли лезть во Всемирную паутину к «пауку»? Не потеряйте в интернете себя! Не запутайтесь в его сетях! Нам же известна участь рыб, попавших в ловушки.

Да, книгу ныне погонщик времени загоняет в клетку. Сложно и страшно представить ее судьбу. Но в трудной ситуации книги и их авторы находятся не из-за отсутствия читателя.

На встрече авторитетнейших охотничьих литераторов приводилась цифра в 500 000 названий книг, ежегодно выпускаемых в России (во времена СССР — около 1,5 миллиардов). На самом деле книги издаются. Малыми тиражами (100 экземпляров — уже солидно), в самом скромном исполнении (обложка, полсотни страничек и не всегда иллюстрации, даже черно-белые), неизвестными периферийными издательствами (зачастую автор и издатель выступают в одном лице, и книга выходит, как говорится, за «свой счет», авторский).

Спонсорская помощь редка. На охотничьих и литературных просторах Вологодчины в каждом районе действуют литературные объединения или клубы. Проходят регулярные межрайонные и межобластные встречи и фестивали литераторов, обмен опытом и книгами. Слову об охоте и природе в творчестве авторов отводится достойное место. Литература из глубинки не попадает, как правило, в центральные списки, не влияет на статистику. Вся эта деятельность зиждется в основном на чистом энтузиазме, но тем значимее и весомее оценивается служение слову.

Ныне в основу всего поставлены деньги. В наше время безумного поклонения золотому тельцу, какого-то заколдованного скатывания в адову пропасть настоящая литература (в том числе и охотничья) является препятствием, путается в ногах слуг дьявольского погонщика. Не в этом ли причина падения тиражей? Люди изменяют основополагающим ценностям, гонятся за «материальными приманками». Технические новинки? Ну что же… Главное, как их применять… Жизнь бы в стране наладить справедливую, перспективную, уверенную, такую, чтобы на досуге тянуло к книге, журналу, газете. А пока здание общежития, увы, строится на гнилом фундаменте, по западным технологиям.

Добавим в продолжение. В новейшей истории сложилась уродливая ситуация: все деньги крутятся в Москве. Столица живет по своим ценам, а периферия на порядок ниже. Так, охотничьи журналы в киоске райцентра стоят по 120 рублей. Вроде бы недорого, если не учитывать того, что ежемесячный доход в шесть тысяч на душу, а то и на всю семью весьма распространен, а перспектив не видно. Московская книга за 500 рублей плюс почтовые издержки — это весьма накладно.

Да, финансовый диссонанс между Москвой и Россией, между городами и остатками села, между нуворишами (ворами и взяточниками всех мастей) и народом отталкивает, оттесняет от прекрасного. В такой ситуации можно ли ожидать рождение красоты, той, что спасет мир? Можно ли надеяться на живучесть охотничьей литературы?

Ответ однозначен: нужно! Мир, природа, охота, человек, слово, любовь, вера — единые звенья цепи жизни. В ней обязательно должно быть место литературе. Книга — звено не слабое!

Что еще почитать