Изображение Проблемы не районного масштаба
Изображение Проблемы не районного масштаба

Проблемы не районного масштаба

О Кашинском районном обществе охотников и рыболовов и его председателе Авенире Георгиевиче Кулишкине я слышал много, а встретиться с ним мне довелось на охоте в охотничьих угодьях общества. В разговоре по телефону Авенир Георгиевич сказал: «В выходные дни я организую облавную охоту на лося. Приезжай!» Предложение было сделано таким обыденным тоном, будто меня пригласили совершить прогулку по лесу.

Охочусь я более сорока лет, но такого обилия лосей и такой охоты мне еще видеть не приходилось. Но прежде всего меня поразила организация охоты. Оформив лист инструктажа, Авенир Георгиевич каждому охотнику напомнил о правилах техники безопасности на охоте, которые называл «Кодексом поведения охотника». Затем все заняли указанные места в автомобилях и поехали к месту проведения облавной охоты.

Деловитость и спокойствие председателя Кашинской общественной организации охотников невольно передавались охотоведам и егерям, участвующим в обеспечении охоты. К каждому охотнику, стоящему на номере, был приставлен егерь, который со знанием дела руководил его действиями.

Наконец прозвучал сигнал к началу охоты, и загонщики вошли в лесной массив. Я испытал небывалый прилив адреналина, когда на мой номер вышли одиннадцать лосей. Вопрос, что брать в руки — карабин или фотоаппарат, — отпал автоматически. В голове мелькнула мысль: «Оружие применить я всегда успею, а вот передать картину бегущих в одном загоне лосей смогу, если только возьму в руки фотоаппарат». Как позднее выяснилось, из загона на охотников вышли тридцать шесть лосей!

Раздались выстрелы, последовала команда «отбой!», охота закончилась. В первом загоне добыты три быка! Сделав несколько фотоснимков на память, я разговорился с председателем общества. Со знанием дела он рассказал мне об охоте в охотничьих угодьях Кашинского района, о рутинной работе, которую приходится проделывать работникам охотничьего хозяйства каждый год, о борьбе с браконьерами, проложившими тропинки к ним из соседних районов и областей, о трудностях, которые преодолевает коллектив общественной организации.

Казалось бы, какие могут быть трудности при таком обилии диких животных в охотничьем хозяйстве? Оказалось, их создают как браконьеры, попирающие нормы закона, так и чиновники, обязанные стоять на страже порядка. Последние, прикрываясь многотонным грузом различных инструкций и указаний, только в 2013 году под видом борьбы с африканской чумой свиней восемь раз подвергали охотничье хозяйство проверкам, оставляя после них председателю очередной список придуманных недостатков и протоколов о взыскании штрафных санкций.

За что только не штрафовали! За невыполнение требований по отстрелу кабанов, которые по строгому убеждению чиновников продолжают распространять АЧС среди диких кабанов и домашних свиней (при этом требуется отстрел такого количества диких кабанов, будто их нужно добыть не в лесной чаще, а в мясной лавке); за несвоевременную сдачу на лабораторные исследования воды, почвы, растительности, кормов и патматериала от диких животных, в то время как места, откуда необходимо взять пробы, чиновники не указывают.

Оплата за проведение лабораторных исследований возложена на охотопользователя, обязанность по выявлению мест и изъятию проб на лабораторные анализы — на работников охотничьего хозяйства. А борьба с бешенством среди диких животных поставлена на такой уровень, что каждый выявленный случай воспринимается чиновниками трагедией государственного масштаба.

Причем применение штрафных санкций за недостаточную профилактику по борьбе с заболеваниями, общими для человека и животных, производится независимо от того, имели место факты заболеваний на территории охотничьего хозяйства или нет. Как всегда, чиновники забыли, что мероприятия по борьбе с заболеваниями, общими для человека и животных, должны проводиться за счет средств бюджета, как это изложено в пункте 3 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг», где говорится, что действие настоящих Правил не распространяется на проведение лечебно-профилактических мероприятий при профилактике, диагностике и ликвидации болезней, особо опасных для человека и животных.

Удивляет, что количество требований (госуслуг) к охотхозяйствам со стороны чиновников с каждым годом возрастает. А если проанализировать ситуацию, то можно твердо сказать, что возрастание числа подобных госуслуг позволяет увеличить штат чиновников втрое, бардак — впятеро, а сами услуги не оказывать вообще, возложив их на плечи работников охотхозяйств.

В 2013 году чиновники от охоты и ветеринарии потребовали уничтожить в Кашинском охотничьем хозяйстве дикого кабана. И было уничтожено более 200 голов. На языке тверских чиновников мероприятие по уничтожению кабана получило название «борьбы с распространением африканской чумы свиней». Интересно, как борьбу с АЧС проводят в северных регионах страны, где кабана нет в числе охотничьих ресурсов, а проблема с АЧС имеет место?

Не секрет, что сегодня охотобщества вынуждены выживать, организуя охоту тем, кто может ее оплатить. Вырученные средства направляются прежде всего на проведение биотехнических мероприятий, на воспроизводство животного мира и среды их обитания.

В таких условиях работает и Кашинское районное общество охотников. За организацию охоты на кабана оно получало средства, которые вкладывала в воспроизводство охотничьих ресурсов и среды их обитания. Сегодня по требованию чиновников дикий кабан, как вид охотничьих ресурсов, истреблен в охотничьих угодьях общественной организации. Обществу нанесен ущерб в виде упущенной выгоды в размере более 3 миллионов рублей.

В соответствии с требованием Гражданского кодекса Российской Федерации нанесенный ущерб, в том числе в виде упущенной выгоды, возмещается за счет виновного лица. По моему мнению, им следует признать того, кто по-требовал уничтожить популяцию дикого кабана в Тверском регионе, то есть Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае — за счет казны Тверской области.

Правительством Тверской области 18 октября 2012 г. утверждена Государственная программа «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Тверской области» на 2013–2018 гг., которая базируется на положениях Закона Российской Федерации от 14.05.1993 «О ветеринарии» и на концепции обеспечения эпизоотического благополучия Тверской области до 2016 года, утвержденной распоряжением Правительства Тверской области от 27.03.2012, и возлагает на государственные структуры и охотничьи хозяйства обязанность по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Тверской области.

Из Государственной программы следует, что в Тверской области наиболее напряженной остается эпизоотическая ситуация по АЧС и бешенству. Для реализации Государственной программы из федерального и регионального бюджета выделяются денежные средства, что прямо указывается в постановлении Правительства Тверской области от 18 октября 2012 г. № 627-пп.

В частности на 2013–2018 гг. на борьбу с АЧС из областного бюджета выделены средства общим объемом финансирования
1 961 920 рублей. В 2013 году на эти цели выделены средства в размере 331 372,7 тыс. руб.

Таким образом деньги на возмещение ущерба охотничьим организациям в виде упущенной выгоды в областном бюджете имеются. Следует продумать механизм их передачи охотничьим организациям, которые понесли убытки.

Не менее остро стоит и вопрос о борьбе с браконьерством. Материалы о случаях браконьерства направляются в правоохранительные органы, но по ним выносят постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.

Егеря вспоминают те времена, когда они были полновластными хозяевами в охотничьих угодьях, имели право задержать нарушителя Правил охоты и составить протокол об административном правонарушении. Сегодня они этого делать не могут.

Если три года назад борьба с браконьерством в тверском регионе проводилась на низком уровне, то сейчас она вообще сведена к нулю. В 2013 году в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области проведена очередная реорганизация, после которой значительно сокращена численность государственных охотничьих инспекторов. Если до реорганизации государственный охотничий инспектор имелся в каждом районе, то после нее остался один государственный охотничий инспектор на три-четыре района.

Одно из некоммерческих партнерств  выступило с инициативой наделить егерей, прошедших курс обучения и успешно сдавших зачет, правом составления протоколов об административных правонарушениях. По мнению руководителей охотничьих хозяйств, это даст положительный результат в борьбе с нарушителями Правил охоты. Но предложение охотничьих хозяйств не нашло поддержки со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. Вопрос остается нерешенным...

Сказанное Авениром Георгиевичем горечью осело в душе, и радость от охоты почти сошла на нет. Но главное, слушая рассказ о проблемах Кашинской районной организации охотников, я понял, что проблемы эти далеко не районного масштаба.

Что еще почитать