Изображение Необходимо доработать
Изображение Необходимо доработать

Необходимо доработать

Проект Стратегии развития охотничьего хозяйства, размещенный на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, заслужил большое внимание охотничьей общественности и специалистов охотничьего хозяйства. Даже поверхностное ознакомление с этим документом, не говоря уже о более глубоком его анализе, вызывает множество вопросов и нареканий.

Первый существенный недостаток указанного документа заключается в плохой согласованности с федеральными законами и другими нормативными актами, на что указывает известный специалист в области природоохранного законодательства С.П. Матвейчук (Информационный бюллетень «Региональные проблемы государственного управления охраной и использованием животного мира», вып. 38, 23 октября 2013 г.). В первую очередь речь идет о положениях Федерального закона № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» и Федерального закона № 52-ФЗ «О животном мире», которые являются ключевыми в этой области.

Говоря о тексте документа, необходимо также отметить отсутствие терминологического единства. Одни и те же понятия в проекте Стратегии обозначаются разными терминами. Например, неоднократно упоминается «экологическая емкость среды обитания» (разделы III, VI), «потенциальная численность», которые в охотоведении принято называть «оптимальной численностью». То же относится к терминам «видовое и генетическое разнообразие» и «биоразнообразие»: это одно и то же, либо нет? Употребляются такие малопонятные с научной точки зрения словосочетания, как «состояние численности», «естественные возможности популяций», «видовой баланс охотничьих животных» и другие.

Разделы проекта Стратегии плохо согласованы между собой. В разделе I «Общие положения» сказано, что Стратегия «определяет приоритеты государственной политики в сфере охотничьего хозяйства», однако далее в тексте приоритеты отдельно не выделены. В связи с этим раздел III необходимо озаглавить «Приоритеты развития охотничьего хозяйства». Формулировку цели следовало бы объединить в один раздел с задачами. Логично также раздел IV озаглавить «Целевые показатели развития охотничьего хозяйства», а раздел VI — «Цель и задачи развития охотничьего хозяйства» и затем поменять эти разделы местами.

Существо некоторых положений проекта Стратегии вызывает ряд вопросов, а иногда и недоумение. Так, одной из задач определена необходимость «перевода нелегальной добычи охотничьих животных в легальную». В этом случае остается неясным, как это соотносится с квотами добычи, лимитируемых видов животных, будут они уменьшены на долю нелегальной добычи, или же, наоборот, увеличены?

Предлагается также выполнять «круглосуточное осуществление государственного охотничьего надзора уполномоченными должностными лицами», что на практике малореально и не даст ожидаемого эффекта. В разделе III одним из целевых показателей определено «обеспечение деятельности не менее трех государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном образовании, на территории которого имеются охотничьи угодья».

Не говоря уже о том, что к муниципальным образованиям относятся по действующему законодательству и сельские поселения (Матвейчук, 2013), численность охотинспекторов должна быть увязана с площадью территорий и доступностью угодий для осуществления инспекционной работы.

Формулировка основных задач Стратегии включает «увеличение численности охотничьих животных до уровня экологической емкости среды обитания», что само по себе является спорным. Во-первых, увеличивать численность всех животных не имеет смысла, следует вначале определить основные («ведущие») виды охотфауны, исходя из направления хозяйства.

Во-вторых, достижение экологической емкости или оптимальной численности маловероятно, т.к. в экологических системах действует целый ряд лимитирующих факторов, не только экологических, как это сказано в разделе I, но и антропогенных. Они оказывают существенное воздействие на популяции диких животных и в некоторых случаях являются неустранимыми.

Основным результатом реализации Стратегии вынесено «увеличение численности основных видов охотничьих животных не менее чем в два раза по сравнению с их фактической численностью в базовом 2013 году». Как уже говорилось, численность популяций некоторых видов животных в охотничьем хозяйстве следует уменьшать, а не увеличивать, и это зависит от их значения в конкретных условиях места и времени. Кроме того, нет обоснования необходимости именно двукратного увеличения численности, создается впечатление, что эта цифра берется с потолка.

В подразделе «Качественные результаты» допущены ошибки управления. «Развитие науки» и «развитие международного сотрудничества» не являются результатами, это процессы, непрерывно происходящие в указанных отраслях. Встречается много и других ошибок и неточностей.

Совершенно очевидно, что рассмотренный проект Стратегии нуждается в серьезной, глубокой переработке, особенно в части приведения его в соответствие с главными принципами отечественного охотничьего хозяйства, а именно:

1. Сохранение исторически сложившихся в России видов и способов охоты, являющихся частью культурно-исторического наследия нашей страны, на основе существующих традиций и накопленных знаний.

2. Ведение охотничьего хозяйства на научной основе с учетом региональных и национальных особенностей, во взаимосвязи с другими видами использования земель (лесным и сельским хозяйством).

3. Рациональное использование охотничьих ресурсов в интересах большинства населения России.

Несмотря на то что проект Стратегии был рассмотрен и поддержан Советом по выработке и реализации государственной политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, а также в области охоты при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, следует рекомендовать указанному министерству не спешить с принятием столь важного стратегического документа, а тщательно доработать его с привлечением ведущих научных организаций и специалистов охотничьего хозяйства.

Что еще почитать