Изображение О консолидации охотничье- рыболовного общественного движения
Изображение О консолидации охотничье- рыболовного общественного движения

О консолидации охотничье- рыболовного общественного движения

Призывы консолидации охотников и рыболовов часто звучат в проблемных статьях и выступлениях на конференциях. Охотничье-рыболовные союзы со стажем и вновь создаваемые общественные движения предпринимают попытки взять на себя консолидирующую функцию, однако и по сей день проблема консолидации по прежнему актуальна.

Во главу консолидации обычно ставятся права граждан на доступ к охотничьим и рыболовным ресурсам, владение и ношение оружия, проведение мероприятий охотничьего собаководства, соревнований и т.п. При этом отмечаются недоработки в ряде статей рыболовного, охотничьего и лесного законодательства, Программе действий охотдепартамента Минприроды РФ по реализации стратегии развития охотничьего хозяйства РФ до 2030 года, нормативным документам. Но консолидация вряд ли может быть достигнута на упреках, она возникает при общем одобрении выработанной позиции.
Несмотря на специфику охоты и рыбалки, авторы критических заметок в СМИ, если не удаляться в детали, ищут и требуют того же что и большинство людей- справедливости. Русский философ И.Ильин писал, что справедливость не требует равенства, она требует предметно-обоснованного неравенства. О. Розанов утверждает, что «в основе того, что русский человек понимает под справедливостью лежит нравственное начало, проистекающее от Бога и его замысла. Правовая справедливость, общественные реформы, принудительные законы играют здесь второстепенную роль».
А. Агеев отмечает: «Большинство чувствует свое бессилие что-либо изменить. Но ощущение такой хронической справедливости, исходя из православных, исламских или светских норм, отравляет жизнь. Недовольство социумом в его целом ведет к тиражированию актов несправедливости в поведении, в мыслях, в восприятии, распространяется на отношение к природе-матушке, к воде, к нефти, минералам». За эту неблагодарность и хищничество природа отвечает пожарами, наводнениями, в том числе истощением охотничьих и рыболовных ресурсов. В. Гуров в статье «Сохраним весеннюю охоту» (РОГ№28,2015 г.) предлагает ряд мер для упорядочения весенней охоты, призывает к бережному отношению к природе и обращается к охотникам: «Нарушения правил охоты и браконьерство, к сожалению, присутствуют в нашей весенней охоте повсеместно. Таким поведением в угодьях мы даем повод властям и защитникам природы ставить под вопрос само существование весенней охоты… Давайте спросим сами себя, можно ли и дальше так относиться к природе? Вот она и мстит нам, повсеместным сокращением дичи в угодьях». О. Крымцев в статье «Охотники, так будем жить дружно?» (РОГ№34, 2015 г.) утверждает, что «такого документа, как «Этика охоты нет». По этике охоты и природопользования написано много статей и книг и создавать новый документ, согласованный с гос. структурами (Департаментом охоты) нет необходимости. Охотник и рыболов наедине с природой мало руководствуются рекомендациями, а живет вместе с природой созданной Богом и в меру своей связи с Богом он и поступает. Вопросы этики взаимоотношения человека и природы рассмотрены, в том числе, в книге противника охоты, Борейко В.Е., «Этика и практика охраны биоразнообразия» и не являются предметом рассмотрения данной статьи. Единственно отмечу, что часто охотники и рыболовы ведут себя в мире переданным нам Богом в управление, как немилосердные потребители и расточители, тщеславные и уверенные в своей безнаказанности богоборцы. Господь милостив и дает нам время проявить нашу милость к окружающему миру живой и неживой природы. Воцерквление большинства членов общества является основным условием обретения стабильных и правильных нравственных устоев, построения стабильного и справедливого общества. Для охотников и рыболовов объединение на основе традиционных концессий является жизненной необходимостью сохранения традиций и нравственных устоев охоты и рыбалки, отставании своих прав на справедливое природопользование.
Десять лет назад охотники и рыболовы получили благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на написание иконы Собор святых покровителей охотников рыболовов. В 2006 году на пожертвования охотников и рыболовов икона была написана и коленопреклоненно передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках. На вечерней службе13 сентября 206 года состоялось освящение и торжественный молебен Иконе.
Вместе с иконой охотники и рыболовы обрели помощь святых покровителей в житейских невзгодах, а так же духовный и нравственно-этический «шит». Щит от греховных помыслов и деяний, которые подчас сопровождают охотников и рыболовов. Именно на них часто ссылаются противники охоты и рыбалки.
Пороки людские назывались многими святыми и основные из них это- чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. В книге архиепископа Серафима (Звездинского) «Пять шагов ко Христу» (умучен в 1937 году), изданной в 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II дается краткая характеристика пороков.
Серебролюбие- страсть к наживе и любовь к деньгам. У человека, одержимого этой страстью, уже не остается в душе места для Христа, ему некогда подумать о спасении, потому что он всегда в смятении, в тревоге, как бы не упустить какой –либо наживы.
Тщеславие- тщетная, напрасная слава. Тщеславится человек мастерством и поступками, талантом, богатством одежды и обстановки, умом, знанием и ученостью.. Почти нет человека на земле, который искренне мог бы сказать о себе : «Я не тщеславен, потому знаю, что я хуже всех». С пренебрежением часто относится человек тщеславный к другим людям и с раздражением встречает всякое сопротивление. Тщеславный забывает, что все, что имеет он не его, а Создателя.
Гордость вдет ко многим грехам, страшнейший из них- безбожие, за которым наступает смерть души.
Чревообъядение -это прежде всего всякого рода излишества в пище и питье, объядение и пьянство.
Гнев- прежде всего раздражительность при несогласии кого-либо с нами, что сопровождается злословием и другими поступками против ближнего.
Любодеяние –это блуд и прелюбодеяние, а также другие пороки «цивилизованного» западного мира.
Печаль имеет два аспекта это ропот и тоска. Ропот и тоска: всем людям живется хорошо, только мне тяжело. Еще страшнее тоска, которая доводит до отчаяния в милости и силе Господа.
Уныние- паралич души., когда вся жизненная сила ее оскудевает, душа как бы впадает в тяжелый сон: работать над собой не хочется молитва не ладится.
Несмотря на то что охотники и рыболовы более других имеют тесный контакт с дикой природой это не делает их исключением в тех пороках, которые присущи остальным людям, а для духовно слабых охотников иногда контакт с природой провоцирует развитие этих пороков. Взгляните на свои поступки и помыслы критически, разве во всем они праведны? Я задаю этот вопрос не, потому что свободен от пороков, а потому их осознание и подавление и есть условие справедливого взаимодействия и консолидации.
Так что же просить пред иконой у Господа Бога и святых покровителей? Освобождения от выше названых пороков и расцвета в душе воздержания, целомудрия и чистоты, милосердия, кротости, радости о Святом Духе, терпения, смирения и любви. Любовь к Господу и созданиям его - самый прекрасный цветок души человека и у кого расцвел этот цветок у того вечная радость. Чтобы найти этот цветок, трудятся подвижники, отрекаясь от всех благ мира, для этого цветка проливалась кровь святых мучеников.
Так что же обретает человек пред иконой? Пред иконой молящийся получает ежеминутную память о Боге и видит его пред собою, получает страх Божий и потому не сделает ничего дурного, потому что побоится, не захочет обидеть Господа, которого видит перед собою. Если есть страх Божий, то возникает и покаяние, потому что страх Божий показывает человеку все ошибки его совести. С покаянием тесно связан самоконтроль, так как кто искренне раскаивается в своих грехах, тот всегда будет следить за собою, избегать всего, что может оскорбить Христа. Кто помнит и боится Бога, раскаивается в грехах своих и контролирует себя, у того есть смирение. Такому человеку некогда превозноситься над людьми, нечем гордиться, он только внимательно следит за собою, за своими поступками. Обретя смирение человек обретает мир совести и души. А у кого светло и мирно на душе, тот на станет сердиться и обижать другого, потому что он обретает мир с людьми и любит людей.
Почему я так долго описывал грехи, пороки и их преодоление? Потому что часто охотники в СМИ рассуждают о своей исключительной страсти, высокой духовности и ссылаются на И.С. Тургенева. Однако образ Полутыкина, страстного охотника «и, следовательно, отличного человека», изображенный И.С. Тургеневым в «Записках охотника», вряд ли может быть отнесен к большинству современных охотников и, кроме того, автор отметил и ряд недостатков в его характере, которые подтверждают, что все мы подвержены в разной степени порокам.
Объединяющую роль в охотничье-рыболовном движении могли бы взять на себя общественные организации охотников и рыболовов, но они за редким исключением не взяли на себя эту миссию. Большинство обществ охотников и рыболовов, основанных в годы социализма, сохранили организационные и нравственные основы своей деятельности. Основной проблемой социал-демократических и социалистических партий взявших на себя всю полноту власти после 1917 года было раздувание государственного аппарата, бюрократизация и замедление темпов развития. Это и стало причиной первой волны их падения. В 90-е годы социал-демократы столкнулись с теми же проблемами и стало ясно, что проблемы справедливости не решаются исключительно через сферу распределения и перераспределения. Как отмечает С. Черняховский: «Перераспределить можно только созданное богатство. Основной же вопрос справедливости не в том, как делить, - а в том, как создавать».
Сегодня кроме бюрократизации можно наблюдать в общественном движении тенденции подражания государственному аппарату: стремление построения властной вертикали, использование «телефонного права», стремление обложить охотников и рыболовов дополнительными требованиями к их подготовке и желание «закрепостить» постоянными проверками знаний, умений и т.п.
С учетом широкого освещения в СМИ западноевропейского подхода к вопросам добра и зла, вопросы справедливости часто рассматриваются только с точки зрения практической пользы и личной выгоды и, к сожалению, общественные организации порой участвуют в акциях, которые наносят ущерб формированию справедливости в охотничьем движении. Так не способствовало формированию справедливых отношений в охотничьем хозяйстве проведение Фестиваля охоты с подружейными собаками «Петров день» 10-12 июля 2015 г. в Тульской области. Как отмечено в статье «Отделим зерна от плевел» В. Гурова (РОГ №31, 2015 г.)- «Его (Г.А. Гальперина) до глубины души возмутили неистребимые возможности «телефонного права» в такой тонкой сфере человеческих отношений, как охота. Кому-то можно, а остальным «низя». С этим утверждением трудно не согласиться.». В статье «О зернах и плевелах и хорошем урожае …» Н. Мордвинов (РОГ №34, 2015 г.) направляет «тысячу слов благодарности Леониду Сонину и его единомышленникам» за проведение Фестиваля, но почему-то все «заслуги» сводит к дичеразведению и стрельбе по живым мишеням, в которых они не являются ни основателями, ни меценатами. Можно ли гордиться количеством «связей» с женщинами, если они оплачены деньгами или страхом, можно ли гордиться стрельбой по голубям, сидящим на голубятне, даже с предельно дальней дистанции - это решает сам человек и судья ему Бог и совесть. Этот вопрос имеет отношение лишь к «паркетным охотникам», но не к проблеме. Лично у меня, сложилось мнение, что Г.А. Гальперин выступал против «телефонного права» в охоте и я в этом протесте с ним солидарен. Для консолидации охотничье-рыболовного движения, несомненно, нужны мероприятия, такие как Фестиваль охоты с подружейными собаками «Петров день» и охотничьей общественности надо добиться принятия законодательных и нормативных актов обеспечивающих их проведение без применения «телефонного права».
В статье «Марьи-искусницы и Юрьев день весенней охоты» (РОГ №31, 2015 г.) А. Линьков спрашивает «Неужели не найдем два миллиарда рублей на охотнадзор, тратя бесконтрольно пять на «черную дыру» собачьих питомников и якобы стерилизованных «шариков?» Неужели не вернем всеобщую охотничью грамотность с обязательным охотминимумом и кандидатским стажем?». Считаю, что государство должно вкладывать минимум средств в «собачьи» благотворительные программы и максимум в формирование справедливого общества и воспитания основ справедливости. А в справедливом обществе всегда найдутся люди, кто в меру своих возможностей поддержат и бездомных животных. Навязывание всеобщей охотничьей грамотности с обязательным охотминимумом и кандидатским стажем не обеспечит становления правильного, «справедливого» охотника, а лишь приведет к нарушению справедливости в природопользовании за счет дополнительных поборов, злоупотреблений и так присущих сегодняшнему обществу. Только обретение Бога в душе позволит обществу выйти из этой кризисной ситуации. Охотникам и рыболовам надо самостоятельно изучать основы морали и нравственности современного природопользования, а государство должно обеспечивать пропаганду и широкие возможности для такого саморазвития. Как «правильные» коллекционеры самостоятельно изучают предмет своего увлечения, так и «правильные» охотники и рыболовы должны стремиться максимально расширить свои знания и умения. Государство же должно и в этом случае способствовать формированию справедливого общества и воспитанию основ справедливости в сфере природопользования, охоты и рыболовства.
Важная предпосылка достижения социальной справедливости- постоянная, бескомпромиссная внутренняя борьба с животными аспектами своей души, с ложным самосознанием, со своими сугубо срытыми пороками и недостатками. Пропаганде современной культуры охоты и рыбалки должны были бы способствовать праздники Дня охотника и рыболова проводимые в разное время и в различных регионах России. Учреждение единого православного праздника охотников и рыболовов могло бы сыграть важную консолидирующую роль на основе справедливого природопользования и православных норм повседневного поведения. И целесообразно, что бы днем проведения праздника стал день освещения Иконы Собор святых покровителей охотников и рыболовов 14 сентября (вечерняя служба 13 сентября). Прошение об установлении православного праздника охотников и рыболовов к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу подготовлено и, как и при написании Иконы, с Божьей помощью, охотничье-рыболовная общественность России повсеместно подержит Прошение об установлении праздника. Можно рассчитывать, что этот праздник поддержат последователи всех традиционных конфессий России, т.к. во-первых аналогичных икон в других традиционных конфессиях нет, во-вторых православная конфессия является самой многочисленной в России и в третьих в нравственно-этических основах охоты и рыбалки конфессиональные расхождения отсутствуют.
Можно проявлять консолидацию через сеть Интернет, лежа на диване и ждать позитивных перемен, однако настоящая консолидация проявляется в живом общении и активной жизненной позиции. Именно поэтому приглашаю охотников и рыболовов, разделяющих высказанные в статье положения, хотя бы один раз в году отстоять вечерню службу в храме Воскресения Христова в Сокольниках (13 сентября) и поклониться иконе Собор святых покровителей охотников и рыболовов, испрашивая поддержки в добрых и справедливых делах наших.

 

Что еще почитать