Изображение Осторожно, Ладога!

Осторожно, Ладога!

По факту той поездки летом 2008 года много осталось впечатлений у меня самого, да и у моих друзей, решивших в тот день половить окуня в «котлах». Так, у старшего сына Гриши при упоминании о Ладоге возникает стойкое желание отговорить меня туда ехать, очень уж, видимо, запомнились ему события того лета, хотя ему тогда было всего шесть лет.

Перед тем как начать свое повествование, хочется вспомнить одну из моих первых поездок с отцом на Ладожское озеро летом 1983 года. Был я тогда постарше Гришки года на четыре. Отец мой Сергей Николаевич, собравшись по обыкновению на Ладогу со своим другом Игорем, решил взять меня с собой. В десять лет я умел уже многое, так что отец спокойно доверял мне ряд, пусть еще простых, но очень необходимых обязательств, которыми изобилует любая походная жизнь. Разжечь костер, нарубить дров, собрать палатку, присмотреть за костром и за готовящейся едой — лишь неполный список умений молодого Валуева Коли.

Прибыв на автовокзал Новой Ладоги и выгрузившись из автобуса, мы сразу тронулись в путь. Вдоль Новоладожского Канала предстояло отмахать около пять километров пешком с рюкзаками да удочками, но это в десять лет для меня уже не составляло никакого труда. Сделав один привал по дороге, мы добрались до рыболовной базы в Криницах и, взяв лодку, отплыли в бескрайнюю Ладогу. Отец рассказывал, что в стародавние времена суда, следовавшие по озеру, даже не страховались, свидетельством чего до сих пор служит Староладожский канал, который начали копать еще в петровские времена. Да и сегодня во время шторма только идиот решится пойти на своем плавсредстве по большой воде. Погода настолько изменчива, что солнце со штилем могут поменяться на тучи с дождем да штормовым ветром в какой-то час.

Вот и в тот день также ничто не предвещало надвигавшейся непогоды. Выставив наши палатки на берегу Новоладожского Канала, мы с отцом поплыли в Ладогу ловить плотву да окуней на поплавочные удочки. Игорь остался охранять палатки и ловить рыбу на донки. С километр от берега камыш закончился, и отец уверенно греб на известную ему банку. Утром дул совсем легкий бриз от берега, что даже облегчало наше движение. Дойдя до места, бросили якорь. Перловка быстро разбудила рыбу, и у нас то и дело на оснастку стали садиться увесистые плотвицы вперемешку с подлещиками.

Незаметно утреннее солнце скрылось в плотном, густом, как молоко, тумане. Подул резкий, порывистый ветер, который моментально сорвал лодку с якоря и стал крутить ее. Вода налилась свинцом, и появились пенные барашки на гребнях волн. Самым поганым было то, что ничего не видно в радиусе пяти метров, и куда дует ветер, совершенно невозможно было определить. По лицу отца я быстро смекнул, что дело швах, и приготовился вычерпывать воду из лодки.

Так мы еще с час лавировали между волнами, полагаясь на удачу, и она нам улыбнулась в виде рыбацкого карбаса, стоявшего на якоре против волны. Рыбак, сидевший в карбасе, показал направление к берегу. Оказалось, что ветер дует в направлении берега, и через пятнадцать минут наше суденышко уже уперлось в камыши. Дальше были поиски удобного прохода в плавнях, занявшие около полутора часов, но там уже было не страшно. Тот случай крепко засел в мою память, и я, усаживаясь в свой быстроходный «Сильвер», помнил его и тогда, летом 2008 года. Тем более, со мной был мой малолетний сын и Пашка Уткин с Денисом, мы друзья еще со школы.

Погода была просто на загляденье. Августовское солнце припекало, что заставило нас раздеться до рубашек. Местные по секрету сообщили, что окунь кучкуется на банках, и искать его следует, по обыкновению ориентируясь на чаек. Жирующие полосатики выжимают малька к поверхности, что в свою очередь активно используют чайки. Такие «котлы» пользуются большим спросом у рыбаков, так как здесь вода буквально кипит от рыбы, и каждый заброс на вертушку приносит желанную добычу.

В тот день, выходя в устье Волхова на двух быстроходных катерах, мы надеялись наткнуться на один из таких «»котлов». Банки были известны и нанесены на треках навигаторов. Да, о таком мы с отцом и мечтать не могли в восьмидесятые. Жаль, что не дожил он до этого времени. Всегда вспоминаю об этом, особенно на Ладоге, ведь там состоялась наша с ним последняя рыбалка в 1993 году.
До банок долетели одним духом. Размотали дорожки и стали «пропахивать» воблерами местные глубины. Кстати, эхолот стабильно показывал от двух до трех метров, а всё дно было усеяно булыжниками, высвечивающимися на дисплее неровными барханами. В таких местах обожает селиться хищник, выходя на охоту и атакуя свою жертву из засады. Предпочтения окуней, судаков и щук меняются от многих факторов, таковыми являются ветер, температура воды, ее прозрачность и даже месяц лета.

Мы это прекрасно знали, время от времени меняя воблеры на колебалки да вертушки. На самом деле, я не профессионал в этом деле и предпочитаю подбирать блесны по наитию, что в итоге всё равно приносит успех. Вот и в тот день очередная щучка, вытащенная на белый свет, вызвала у моего сына дикий восторг. «Котлов» не было видно, и мы продолжали дорожить. В принципе, результат уже всех устраивал, но каждый по отдельности ждал свою самую большую рыбу.

Как и двадцать лет назад ничего не предвещало беды. Лишь на горизонте появилась полоса тумана, как бы туча странного вида решила закрыть горизонт. По рации связались с нашими товарищами на соседнем катере. Олег с того борта сообщил, что они собираются рыбачить дальше, но полоску на горизонте хорошо видят и не упускают из внимания. Прикинув мощность наших моторов, решили продолжать.

У Пашки кто-то тяжело повис на воблере, и под вой и улюлюканье он вытащил пятнистую красавицу щуку килограмма на четыре. Это вселило оптимизм в наши рыбацкие души, и на время все забыли про тучу. А та неумолимо двигалась в нашу сторону, заставив вспомнить о себе в тот миг, когда солнце вдруг скрылось и вокруг стало как-то сразу неуютно. Подул ветер, заставив нас накинуть ветровки. Фронт облаков надвигался стремительно. Уже было не до шуток. На соседнем катере видно было, как Кужлев лихорадочно собирает спиннинги. Всё было ясно и без раций. Суета в катере продолжалась совсем недолго. Мои друзья в курсе ладожских сюрпризов.

Практически одновременно взревели движки, и катера принялись отыгрывать расстояние у непогоды. А она стремительно ухудшалась. Волна становилась всё круче, и если первые километры катер лишь резал ее, то теперь мы лихо взлетали с одного гребня на другой. Первые капли дождя настигли нас уже в паре километров от берега. Позвоночник был готов рассыпаться на куски от бешеной скачки, а пальцы побелели от напряжения, ведь всё это время я держался за штурвал, пока мои друзья дружно охали, хватаясь за леера и подпрыгивая вместе с катером. Сын не на шутку перепугался и жался к моим ногам.

Картина в общем неприглядная, да еще в суматохе мы перепутали русло реки и влетели на обширную песчаную мель в устье Волхова. На самом тихом ходу удалось ее форсировать. Туча накрыла нас с грохотом грозы и молнией. Ливень был такой силы, что, казалось, всё кипело вокруг. Видимо, вместо окуневого «котла». Накрывшись чем могли, мы пережидали смерч в устье. Не хотелось и думать о тех, кто не успел в тот день вовремя уйти к берегу.

Гриша успокоился и с интересом наблюдал разбушевавшиеся силы природы. Дождь был теплый, так что никто не продрог. Пошли шуточки да прибауточки, но это скорее от нервов. О дальнейшей рыбалке и говорить было нечего, все промокли до нитки. Так что засобирались по домам. Рыбы у нас хватало, но этот случай дружно решили замолчать от домашних, чтобы обезопасить себя от будущих рассуждений перед следующими рыбалками. Теперь сын, спустя уже столько лет, сразу предпочитает узнать, будет рыбалка на большой воде или возле берега. По всей видимости, та рыбалка для него стала своеобразной прививкой безопасности. Вот такая наука на будущее…

Берегите себя, думайте о своих близких, господа рыболовы!