Так уж повелось, многие руководители нашего государства и других стран — охотники. Для одних из них охота — истинное увлечение, веление сердца. Другие не хотят отставать от коллег. К тому же визиты лидеров иностранных государств по традиции обычно всегда заканчивались совместной охотой и отдыхом на охотбазе в спецохотхозяйстве. Пригласить высокого иностранного гостя на охоту всегда было делом чести и дипломатического этикета.
    
     Об охотах Л. И. Брежнева, Н. С. Хрущева, А. Н. Косыгина и других первых лиц советского государства мы уже рассказывали нашим читателям. Но все это было в прошлом. А что же нынешние и недавние лидеры?
     Мы знаем, что М. С. Горбачев охотой не занимался и не интересовался. Именно так он и ответил на вопрос нашего корреспондента В. Кричевского 7 лет назад. Б. Н. Ельцин и В. С. Черномырдин и по сей день остаются горячими поклонниками Дианы. Однако в массовой печати об этом увлечении российских руководителей публикаций практически не было. Разве что ехидные выпады некоторых изданий о «брежневских»домиках, да злополучном медвежонке (пестуне), которого никак не могли простить Виктору Степановичу.
     Об охотничьей страсти нашего президента В. В. Путина мы не знаем ничего. В отдельных статьях, опубликованных в «РОГе», приходилось читать: «К сожалению, В. В. Путин — не охотник». На вопрос, задаваемый мною высокопоставленным государственным чиновникам, работникам Охотдепартамента и Росохотрыболовсоюза, я получал один и тот же ответ : «Нет, не охотник».
     И вот недавно эту ошибочную информацию в беседе со мной развеял зам. директора по науке Завидовского заповедно — охотничьего хозяйства В. И. ФЕРТИКОВ, сказав: «Владимир Владимирович Путин — охотник». Мою беседу с В. И. Фертиковым нельзя было назвать интервью: мы встретились за 20 минут до начала Ученого Совета биологов-охотоведов ЦНИЛ. Я не решился воспользоваться диктофоном и записями — я знал, что тогда беседа бы не состоялась: слишком деликатной была ее тема. Владимир Иванович никогда не давал интервью прессе о президентских охотах: было видно, что на тему охоты наших первых лиц наложено негласное табу. Мне это вполне понятно — от журналистов можно ждать каких-угодно «перлов». Чаще всего они не охотники и уж тем более не биологи, зачастую даже противники охоты. Выслушают, покивают, а потом состряпают такое, что за голову возьмешься! Вспомним того же «медвежонка», добытого экс-премьером.
     С В. И. Фертиковым я познакомился уже более 20 лет назад, когда после окончания Биофака МГУ я поступил на работу в отдел дичеразведения ЦНИЛ. В ту пору Владимир Иванович был заместителем начальника Главохоты. Очевидно, зная меня как биолога, он приоткрыл некую завесу тайны над охотничьей страстью нашего президента.
     — Владимир Иванович, кто из руководителей российского государства приезжает к вам сейчас на охоту в «Завидово»?
     — Прежде всего это президенты России N№1 и N№2.
     — Говорят, что председатель правительства М. М. Касьянов тоже охотник.
     — Да, это так, но у нас он не бывает, а ездит в другие охотхозяйства.
     — Почему-то многие уверены, что В. В. Путин — не охотник.
     — Могу сказать, что Владимир Владимирович — охотник и в минувшем году приезжал к нам на охоту.
     — Знаю из других источников, что наш президент в прошлом году лишь начал приобщаться к охоте и у него есть охотничий наставник — Министр по чрезвычайным ситуациям — заядлый охотник Сергей Шойгу. Они приезжают к вам вместе?
     — Нет, Владимир Владимирович приезжал без него.
     — А какие охоты он предпочитает?
     — Весной он приезжал к нам на тягу вальдшнепов, летом и осенью — на уток. Специально для охоты он завел собаку — лабрадора. Кстати, эту собаку ему подарил Сергей Шойгу. Владимир Владимирович не ожидал, что молодой лабрадор, любимец семьи и совершенно домашний пес, сразу же начнет работать, то есть подавать битую дичь. К его удивлению, собака работала отлично и апортировала президенту всех сбитых им уток, включая подранков.
     — А с каким ружьем охотится Владимир Владимирович?
     — Он всегда приезжал к нам с итальянским полуавтоматом.
     — Сроки охоты в «Завидове» вы устанавливаете сами?
     — Нет, не думайте, что мы организуем охоты круглый год. Наше хозяйство находится на территории Тверской области, где сроки охоты определяет Тверское охотуправление. И Владимир Владимирович перед приездом будь-то в апреле или в августе всегда интересуется: а когда открытие по Тверской?
     — Борис Николаевич Ельцин после ухода на заслуженный отдых приезжает к вам на охоту?
     — Конечно. Скажу вам, что он очень дельный охотник, да и стреляет просто отлично как по птице, так и по зверю.
     — Какие ружья у Бориса Николаевича?
     — У него много ружей, но, как правило, он охотится с тем оружием, которое имеется в нашем охотхозяйстве. Да и нам так спокойнее с точки зрения техники безопасности.
     — А какие охоты он предпочитает?
     — Борис Николаевич любит сибирские охоты. Он явно предпочитает охоты по зверю. На тягу вальдшнепов не ходит. От глухариных токов в последние годы он стал отказываться: эта охота стала для него тяжеловатой. Зато любит поохотиться на гусей.
     — Этой весной по телевидению промелькнуло сообщение, что Борис Николаевич у вас успешно поохотился на гусей, о чем с восторгом рассказывал В. В. Путину.
     — Да, мы специально готовили эту охоту. У нас в угодьях есть прекрасные гусиные присады и хорошие кормовые стации. Там были сооружены скрадки. Главное — долгое время не беспокоить гусей. Это — залог успешной охоты. Остальное — по классике: это охота на гусиных кормовых перелетах. Как я говорил, Борис Николаевич — отличный стрелок.
     — Сейчас в «Завидове» осталась, пожалуй, единственная в России утиная дичеферма. Какова ее мощность?
     — В минувшем году мы вырастили 13 тысяч уток. Часть птиц была выпущена в угодья, часть — реализована в другие охотничьи хозяйства России. У нас полувольное разведение кряквы — вольерные утки смешиваются с дикими. Они хорошо и свободно улетают и прилетают в питомник. В эту осень как только замерзли водоемы и пошла пролетная утка, к нам в вольеру на зимовку прилетело около полуторы тысячи крякв.
     Об утином хозяйстве в «Завидове» мы еще расскажем нашим читателям. Эта действительно уникальная дичеферма заслуживает специального очерка.
    

Что еще почитать