Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя устранить неопределенность правового регулирования в области охоты

25 июня 2015 года Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя устранить неопределенность правового регулирования в области охоты.

Запрос Верховного Суда РФ о проверке конституционности части 3 статьи 71 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был рассмотрен 2 июня 2015 года.

История вопроса:

ООО «Фарт» пользовалось объектами животного мира на участке площадью около 220 тысяч гектаров в Республике Хакасия по долгосрочной лицензии с 19.09.2008 до 19.09.2018. В 2011 году ООО «Фарт» обратилось в Госкомитет по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия с заявлением о переоформлении без проведения аукциона долгосрочной лицензии на охотхозяйственное соглашение сроком на 33 года. Соответствующий документ с правом аренды лесных участков и правом на добычу охотничьих ресурсов был оформлен.

Прокурор Республики Хакасия посчитал, что заключенное соглашение в части его сроков противоречит принципам правового регулирования в области охоты, включая антимонопольные запреты, и через суд добился признания его недействительным.

Однако Госкомитет по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия, полагая, что ч. 3 ст. 71 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в совокупности с другими нормами этого Закона не ограничивают срок охотохозяйственных соглашений сроком ранее выданных лицензий, обратился в Верховный Суд РФ.

Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу, приостановил производство по данному делу и обратился в КС РФ с запросом о конституционности названной статьи.

Позиция заявителя:

Верховный Суд РФ просит проверить оспариваемую норму на соответствие ее статьям 8 (ч. 1) и 34 (ч. 2) Конституции, как допускающую возможность без проведения аукциона заключать охотхозяйственное соглашение на срок, превышающий срок действия долгосрочной лицензии.

В запросе указывается, что действующие положения предоставляют ничем не обусловленные преимущества в предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства и создают дискриминационные условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующие субъекты, не имеющие долгосрочных лицензий, ставятся в менее выгодное положение по сравнению с владельцами лицензий.

Позиция суда:

Законодательное регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов должно обеспечивать баланс интересов субъектов указанной деятельности, связанной с воздействием на животный мир и другие природные ресурсы, и интересов человека и общества в целом.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допущенных к долгосрочному пользованию животным миром, существует возможность выбора: либо продолжать осуществление своей деятельности в соответствии с ранее полученной лицензией, либо в заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. Этот льготный порядок получения права на природопользование направлен на стимулирование заинтересованности охотопользователей в воспроизводстве и охране объектов животного мира и иных природных ресурсов.

Вместе с тем вопрос о сроках, на которые может быть рассчитано действие охотхозяйственного соглашения, заключенного без проведения аукциона, в законе не разрешен. Нарушен общеправовой критерий определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.

В результате в юридической практике, в том числе судебной, сложились взаимоисключающие подходы к интерпретации оспариваемого законоположения. Нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, порождают возможность неоднозначного толкования, ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод, что позволяет признать данную часть нормы не соответствующей Конституции РФ.

Федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по устранению выявленной неопределенности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Впредь до внесения необходимых изменений правовое регулирование данного вопроса должно осуществляться с соблюдением условий, изложенных в пункте 5.3 мотивировочной части Постановления КС РФ.


Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик КНЯЗЕВ Сергей Дмитриевич

Источник: ksrf.ru

Что еще почитать