Липецкие охотхозяйства нацелились на инвестиции

Липецкая область стала площадкой для многих новых идей, которые со временем приобрели федеральный статус и доказали свою эффективность по всей стране. В очередной раз наш регион предлагает пилотный проект, который касается революционных перемен в такой любимой многими сфере, как охота. Чего ждать в ближайшие годы охотникам и охотхозяйствам области от начавшейся модернизации отрасли? Отвечает председатель Ассоциации Охотничьих хозяйств Липецкой области Микаэл Нанушьян.

– Микаэл Станиславович, история организованного охотничьего движения в России насчитывает почти полторы сотни лет. Но задачи по разведению животных, сохранению среды их обитания, организации правильной охоты, стоявшие ещё в XIX веке, остаются актуальными и сейчас.

– Более того, в последние два десятилетия эти вопросы стали ещё острее. Решение их уже невозможно откладывать в долгий ящик. Если говорить об экономическом потенциале, то он мало раскрыт. Показатель работы любого охотничьего хозяйства определяется численностью охотничьих животных в его угодьях. Анализируя статистику по количеству лося, благородного оленя, кабана, косули в охотхозяйствах, можно сделать неутешительный вывод: их число значительно снизилось в 90-е годы. А низкая численность диких копытных животных отражается на экономике таких хозяйств, приводит к недостатку средств на развитие и, как следствие, снижает доступность охоты для жителей области.

– В чём же заключается идея модернизации отрасли?

– Все охотничьи хозяйства области находились в охотугодьях общего пользования и заказниках. Исключение составляли только охотничьи угодья Общества охотников и рыболовов. Охрана, кормление и поддержание поголовья животных требуют значительных затрат. А развитие инфраструктуры предполагает большие расходы, которые государство не может и не должно нести на своих плечах. Выход один – привлекать инвестиции в рекреационный охотничий туризм. Развивая его и привлекая любителей этого вида отдыха в большом количестве, область может получить серьёзный экономический эффект. А туристы поедут в наш регион из других мест в том случае, если здесь будет создан широкий спектр услуг самого высокого уровня. Это, в свою очередь, позволит повысить доступность традиционных видов охоты для местных охотников.

– Как на практике реализуется эта задача?

– Как известно, глава региона Олег Петрович Королёв не только увлечённый охотник и рыбак, но и человек, болеющий душою за сохранение и приумножение природных богатств нашего края. Он выступил инициатором этого движения. В регионе началась реализация программы «О формировании частных охотничьих хозяйств в Липецкой области». Они уже организованы в Усманском, Хлевенском, Добринском, Краснинском, Добровском, Грязинском и Чаплыгинском районах. Процесс будет набирать обороты, ведь этому направлению рекреационного туризма в области уделяется большое внимание.

– Будет ли налажено взаимодействие уже созданных и создаваемых охотничьих хозяйств?

– Большинство из них уже объединились в Ассоциацию охотничьих хозяйств Липецкой области, которая призвана отстаивать интересы своих членов и вырабатывать единые стандарты и подходы к развитию охотничьего туризма области. Сроки отдачи и окупаемости от вложенных инвестиций в эту сферу очень длинные – более двадцати лет. В связи с этим Ассоциация намерена выйти с инициативой о включении в разрабатываемый проект о поддержке рекреации и туризма в Липецкой области отдельной статьи. В ней будет пре­дусмотрена помощь в привлечении инвестиций в охотничий туризм региона. Сегодня необходимо строить современные базы отдыха, вольеры для полувольного содержания животных, расширять их популяцию и виды. Мы готовы тратить на это свои средства, энергию и время. Но наших усилий недостаточно. Эта социально значимая деятельность должна поддерживаться на государственном уровне.

– Многие из местных охотников рассуждают примерно так: здесь охотился мой отец, мой дед, а теперь пришёл новый хозяин и диктует нам свои правила. Как будет налажено взаимоотношение с ними?

– К территории каждого охотхозяйства примыкают сёла и деревени. В них традиционно проживает много охотников. К ним мы относим и близких родственников местных жителей, которые перебрались в город. С ними будут выстраиваться партнёрские отношения, основанные на честном взаимовыгодном сотрудничестве. 16 марта в ДК посёлка Доброе Ассоциация проводит первое общее собрание трёх хозяйств, на котором будут обсуждаться правила весенней охоты для местных охотников. Обсудим и правила охоты на копытных животных. Распределение путёвок будет совершенно прозрачным – по итогам открытой жеребьёвки, чтобы ни у кого не возникало сомнений в честности наших намерений. И самая главная новация – бесплатные путёвки для местных охотников. В целом им будет выделено не менее пяти лицензий на кабана и пяти лицензий на косулю. Получая бесплатные путёвки, местные охотники в свою очередь помогут провести некоторые биотехнические мероприятия: заготовку кормов, строительство вышек и многое другое.

– В первую субботу апреля начинается весенняя охота на водоплавающую дичь, которая продлится девять дней. Но самой дичи становится всё меньше с каждым годом. Что планируете предпринять?

– Действительно, местная популяция водоплавающей дичи практически исчезла. Высокая плотность вредителей, которые разоряют почти все кладки той же утки, в последние годы привела к печальным последствиям. Поэтому в целях восполнения популяции мы предлагаем закрыть на два года этот вид охоты, чтобы провести все биотехнические мероприятия и восстановить численность водоплавающих. Но в исключительном порядке 6 апреля открывается весенняя охота на селезня из укрытия с подсадной уткой и на гуся из укрытия и с профилями для местных охотников. Мы делаем это, рассчитывая на конструктивное сотрудничество. Кто не готов к взаимодействию во благо сохранения нашей фауны и станет нарушать закон, будет без исключений привлекаться к предусмотренной законом ответственности.

– Какого экономического эффекта вы ожидаете от модернизации отрасли?

– Мы рассчитываем на синергетический эффект. Уже доказано, что только десятая часть всех расходов охотничьего туриста приходится непосредственно на охоту. А всё остальное – это проживание, питание и сопутствующие услуги. Каждый приехавший к нам охотник поддержит ещё девять смежных видов бизнеса: гостиничный, общепита и так далее...

– А что получат любители природы, которые далеки от охоты?

– В планах хозяйств развитие такого нового для региона направления, как полувольное содержание диких животных. В частности, планируется завести и содержать маточное стадо благородного оленя, лани и в дальнейшем сформировать вольную популяцию этих видов. Согласитесь, не только охотники, но и все любители природы по достоинству оценят этот шаг. Ведь для нас внове такое направление туризма, как наблюдение за природой, а компактное вольерное содержание позволяет его с успехом реализовать. Плюс к этому будет развиваться такое экзотическое направление, как разведение для полувольного содержания дикого барана – муфлона. Поставлена цель повысить до верхнего оптимального значения популяцию традиционных для наших мест животных: кабана, косули и лося. В планах строительство заячьей фермы, чтобы довести плотность этих животных до ста голов на тысячу гектаров. Уже разводят фазанов, в перспективе – куропатка и утка.

Нужно прививать культуру экотуризма и создавать условия для семейного отдыха на природе. Если глава семьи предпочтёт охоту или рыбалку, то и его домочадцы не должны остаться без интересного времяпрепровождения. Каждый должен получить занятие по душе на свежем воздухе в одном из прекрасных уголков нашей природы. Необходимо параллельно внедрять исторический туризм, агротуризм и спортивный... Создавать тематические деревни народных промыслов. В одной можно будет освоить азы гончарного мастерства, в другой – мельничного, в третьей – кузнечного. После такого маршрута выходного дня все вернутся в город не только с охотничьими трофеями, но и с отличным настроением, получат заряд бодрости и здоровья. Но это тема отдельного, более подробного разговора.

– Вы рассчитываете, что Липецкая область станет интересной для охотников со всей России?

– Не только России, но и других стран. Любой турист с самыми экзотическими запросами должен получить возможность реализовать свои охотничьи пристрастия. Сегодня охота, например на кабана, у нас ограничена с января по сентябрь, а строительство вольеров позволяет охотиться круглый год. Кроме того, мы хотим возродить такие традиционные виды, как охота с борзыми на лошадях. Или взять такой необычный для нашего времени, но традиционный для нашей полосы вид охоты, как соколиная. У нас есть все возможности для её развития, включая заповедник «Галичья гора», который выращивает соколов. Возможно, наше начинание со временем перерастёт в создание нового вида особых экономических зон рекреационного типа.

– Вы учитывали отечественный и международный опыт при подготовке этой масштабной программы?

– К сожалению, в нашей стране создаются в основном закрытые охотничьи хозяйства клубного типа. А цены на путёвки такие, что местные охотники себе их не могут позволить. Мы же заинтересованы в комплексном экологическом развитии территории. Следовательно, ориентируемся на доступность, разнообразие и массовость услуг. Наша задача – сформировать класс социально и экологически ответственных охотпользователей, нацеленых не на «выдаивание» ресурсов, а на создание современной туристической инфраструктуры и поддержание социального и экологического баланса на территории хозяйства. По нашим расчётам, при соответствующей поддержке занятие охотничьим туризмом может, хоть и в долгосрочной перспективе, стать доходным. При высоком уровне поголовья диких животных и услуг поток охотников возрастёт многократно, а значит, и цены можно установить более доступные.

Охота – это только один слой пласта под названием «экотуризм». Для нас важно создать, а потом поддерживать максимально гармоничный баланс в природе, который складывается из оптимального количества животных, плотности туристического потока и экономической эффективности.

Великолепный опыт есть в Шотландии, где целые территории из десятков деревень живут круглый год за счёт недели охоты на куропатку. Одна деревня выращивает легавых собак, другая – птицу... Словом, все местные жители задействованы в сложной охотничьей инфраструктуре. Для России подобный опыт можно считать инновационным. Но липчанам не привыкать продвигать перспективные пилотные проекты, которые со временем ложатся в основу государственных программ.

Источник: lpgzt.ru

Что еще почитать