Саратовская область страдает от увеличения популяции бобров

Расплодившиеся бобры несут серьезную угрозу для гидротехнических сооружений, в том числе имеющих важное стратегическое значение, как источники питьевого водоснабжения. На днях стало известно об очередной хулиганской выходке грызунов: в Пугачевском районе на пруду «Вязовский Нижний» зубастые нарушители повредили плотину водоема, из которого осуществляется водоснабжение села Клинцовка. Свою «работу» бобры вели три года – подгрызали деревья, рыли ходы в плотине, в результате чего создали угрозу подрыва плотины. Местные власти опасаются возможного затопления населенного пункта, так как объем пруда составляет около 1 млн куб м, а уровень воды находится на 5 метров выше уровня земли.

Но активная деятельность бобров проявляется не впервые. Как сообщил Игорь Шитов, начальник отдела государственного контроля и надзора комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Правительства Саратовской области, бобры повреждают не только водные объекты, но и автомобильные трассы и дороги. Верхнее полотно дорожного покрытия разрушается в результате промыва грунта через прорытые бобрами норы. Подобные случаи за последние годы были отмечены в Калининском и Татищевском районах.

Впрочем, от экспансии бобров страдает не только Саратовский регион. На Южно-Уральской железной дороге бобры повредили кабель связи, из-за чего под угрозу была поставлена безопасность пассажирских перевозок. Псковские и карельские энергетики обвинили грызунов в вандализме: поваленные ими на линии электропередач деревья обесточили несколько населенных пунктов. В Вологодской области деятельные животные устраивают запруды на мелиоративных каналах, вызывая подтопление полей и дорог.

На сегодняшний день в Саратовской губернии численность бобров составляет около 9 тысяч особей. Уменьшить поголовье «вредителей» можно только двумя способами – переселять грызунов в другие регионы, либо отстреливать. Но переселять некуда: во-первых, на это должны выделяться средства, и не малые, а во-вторых, в каждом втором регионе и своих бобров хватает.
Что же касается отстрела грызуна, то местные охотники не торопятся приобрести лицензию на бобра. Причина тому проста: добывать этого зверя крайне сложно, учитывая его ночной образ жизни, осеннее – зимние сроки охоты (в нашем регионе с 1 октября по 28 февраля) и место обитания – небольшие речушки, густо заросшие деревьями и кустарниками. А промышлять невыгодно – промысловая охота в нашей губернии не развита. Если только ради пополнения коллекции охотничьих трофеев, но и тут бобр «бьет» охотника по карману. Выделка шкурки грызуна обойдется ни много ни мало в 1 – 1,5 тысячи рублей (для сравнения: выделка лисьей шкуры стоит в три раза дешевле – 400 рублей).

Единственную пользу от вредоносной деятельности грызунов могут усмотреть местные власти. Теперь региональным чиновникам будет легче «ломать шапку» перед вторым лицом государства, маскируя истинное положение дел: мол, дороги плохие, Дмитрий Анатольевич?! Так это все бобры виноваты!

Что еще почитать