В Тюменской области наблюдается увеличение популяции дичи и зверя

Несмотря на то что промышленные масштабы зверодобычи в Тюменской области сведены к минимуму, любительская охота в области существует. И, естественно, объекты животного мира и среда их обитания по-прежнему нуждаются в охране, контроле и регулировании. Об итогах федерального госнадзора в области сохранения охотничьих ресурсов региона в 2012 году «МК» рассказал начальник Госохотуправления Тюменской области Александр Матыченко.

Что представляют собой охотничьи угодья области? В общедоступном пользовании находятся 8 млн 954 тысячи гектаров земли, или 60 процентов от той территории, где может вестись охота. 5 млн 155 тысяч гектаров, или 34%, закреплены за охотпользователями. Остальные 6%, или 895 тысяч га, представляют собой особо охраняемые природные зоны. В настоящее время ведется работа по более четкому структурированию участков, составлению схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий.

По словам главного областного охотоведа, «следует поискать регионы, которые располагали бы подобными ресурсами». Есть много примеров, где общедоступных охотничьих угодий практически не осталось. У нас же каждый охотник, проживающий в Тюменской области, имеет стопроцентную возможность взять разрешение и, оплатив 400 рублей гос¬пошлины, на ясной зорьке выйти поохотиться на зверя или дичь. Еще есть возможность выехать на угодья охотпользователей, всего их в регионе 68, но для этого необходимо заплатить за путевку.

В регионе есть лимитированные для охоты виды животных, к ним относятся медведь, копытный лось, кабан, косуля, соболь, барсук, рысь, выдра, и нелимитированные, где установлены иные ограничения: дневная норма добычи, как на водоплавающую дичь, либо сезонная, как на боровую.
Александр Матыченко развеял опасения, что дичи и зверя в сибирских лесах становится меньше. Так, в 2008 году лимит на отстрел кабана в регионе составлял 938 единиц, на косулю — 600, на лося — порядка 240. В сезон 2012-2013 годов эти цифры, соотносимые с количеством животных, возросли кратно: так, лимит на косулю составил уже 2247 единиц, на кабана — 1507. Лимиты увеличиваются в силу того, что наблюдается прирост численности популяций. А вот лимиты на добычу енотовидной собаки, ондатры, лисицы, бобра осваиваются не более чем на 30-40 процентов. Исключение составляет лимит на соболей, охотники Уватского района выбирают его почти полностью.

Интересный факт: численность той или иной популяции, к примеру, волков, не может расти бесконечно. Природа обладает механизмами саморегуляции, до конца еще не познанными. В один прекрасный момент у той же ондатры, которая превысила норму численности в ареале, вдруг происходит вспышка тулерямии (это такая болезнь), в результате чего численность животных снова возвращается к норме.
Безусловно, большой урон охотничьим ресурсам наносят пожары. В этом году леса горели с весны и до самой осени. «Во время пожаров зайчата выгорают полностью, — отметил Александр Матыченко. — Воспроизводственные процессы у дичи смещаются на более поздние сроки. Птице приходит пора улетать, а молодняк еще не встал на крыло. А тут снег, мороз — и птенцы погибают».
Недавно Российская Федерация ратифицировала международное соглашение о применении гуманных способов отлова и добычи диких животных. 22 июня 2012 года документ вступил в силу. Он не запрещает использование традиционных видов лова: деревянных ловушек, проскоков и других, но против использования охотниками, в частности, многозахватывающих капканов. Кроме того, соглашением установлено, что при добыче охотничьих ресурсов необходимо использовать исключительно сертифицированные устройства.
 

Лесные патрули

По словам Александра Матыченко, на руках у жителей Тюменской области находя¬тся свыше 40 тысяч охотничьих билетов единого федерального образца, порядка 12 тысяч единиц нарезного оружия и около 36-38 тысяч гладкоствольного.
Проблема в том, что оно не всегда используется в рамках закона. Так, за девять месяцев 2012 года инспекторы Госохотуправления и ГКУТО «Служба охраны животного мира» выявили во время патрульных выездов 814 нарушений природоохранного законодательства, из них 753 административных и 61— с признаками уголовно наказуемых деяний. Браконьеры осуществили незаконную добычу 104 диких копытных животных, из которых 15 косуль, 15 лосей, 23 кабана. По результатам рассмотрения 18 уголовных дел осуждены к различным видам наказания 20 человек. Изъяты и переданы в отделы полиции 103 единицы огнестрельного охотничьего оружия, из которых 15 единиц конфискованы и обращены в доход государства. По уголовным делам взыскано исков на сумму свыше 800 тысяч рублей, по административным — свыше 660 тысяч. Кстати, за незаконную охоту на медведя назначается штраф 90 тысяч рублей, на косулю — 60 тысяч рублей, на лося — 120 тысяч рублей.
Среди правонарушений наиболее частыми являются применение незарегистрированного оружия, нарушение правил его транспортировки, нарушение сроков охоты, отсутствие документов на право добычи охотничьих ресурсов.
Всех браконьеров, сообщил Матыченко, можно условно разделить на три группы. В первой группе те, кому сама продукция охоты не очень-то и важна. Чаще всего это небедные люди, с хорошими дорогими ружьями, на хорошей технике. Им дорог сам процесс активного отдыха, получение адреналина. Те, кто незаконно бьет зверя и дичь для личного потребления, в основном деревенские охотники, — это вторая группа. Самая опасная и «вредная» категория — это те, кто зарабатывает браконьерством, для кого охота стала тайным промыслом. Такие обычно имеют самые современные орудия добычи, экипировку, приборы ночного видения, мощную технику.
Работу инспектора, который должен встать на пути браконьера, легкой не назовешь. Сотрудники Гос¬охотуправления постоянно выезжают в ночные рейды, выставляют пикеты, осуществляют патрулирование охотугодий. Бывает, что инспектор и браконьер сходятся в рукопашной. В 2012 году был зарегистрирован даже случай автонаезда на одного из инспекторов.
— Раньше надо было два года кандидатом проходить и чтобы у тебя два поручителя было с пятилетним стажем, — отметил руководитель. — Через два года кандидат сдавал охотминимум и лишь тогда становился полноправным членом общества охотников. На сегодняшний день эта система упразднена. Уровень ответственности людей, естественно, снизился. Люди изменились. Сама атмосфера в обществе стала другой.
В течение сентября-октября в регионе во время охоты произошло три несчастных случая со смертельным исходом. В Бердюжском районе, незаконно охотясь на косулю, стрелок случайно застрелил своего знакомого. В Ишимском районе во время загонной охоты на лисицу ее участники, как это обычно бывает, стояли на номерах. Неожиданно один из участников сместился в сторону от указанного ему месторасположения, в результате чего получил смертельное ранение. В Тюменском районе был произведен выстрел из ружья по не ясно видимой цели. И снова погиб человек.
— Существующий охотминимум, как армейский устав, написан кровью, — отметил Александр Матыченко. — Он, кроме основ биологии диких животных, содержит требования техники безопасности при ведении охоты, при обращении с орудиями охоты. Однако механизм определения того, усвоил ли кандидат на охотничий билет эти требования, нигде не прописан. Указал человек в заявлении, что он с ним ознакомился, и на этом все.
По словам руководителя, Госохотуправление Тюменской области не раз выступало перед Министерством природных ресурсов РФ с инициативой о проверке соответствующих знаний любителей поохотиться в форме экзамена либо зачета. А также с инициативой наделения штатных работников охотхозяйств правом фиксировать административные правонарушения. Когда-то общественный инспектор, как и государственный, мог изымать у правонарушителя незаконно добытую продукцию и орудия охоты. Не так давно министерство запросило информацию о количестве составленных общественными инспекторами протоколов за минувшие годы. «Значит, на федеральном уровне этот вопрос все-таки прорабатывается», — заключил Матыченко.

Точки роста

Возможно ли в данной сфере вести некий бизнес? Как пояснил Александр Матыченко, в Госохот¬управлении как структуре, осуществляющей контроль и надзор, какая-либо деятельность по организации охоты либо извлечению иных выгод запрещена законом. Вместе с тем такие возможности существуют.
Порядка семи охотничьих хозяйств, к примеру, «Белая сопка» в Казанском районе области, строят дальнейшие планы по становлению и расширению своего бизнеса. Размещают рекламу, содержат базы, охотничьи домики, специалистов, следят за лесными участками и животными. У некоторых из хозяйств есть реальная возможность принять любого охотника и предоставить ему качественный набор услуг.
Несомненно, проблем в данной сфере остается немало. Для того чтобы пригласить иностранного туриста, разместить его, организовать ему питание, проживание, дать возможность поохотиться на трофейного зверя и получить требуемый результат, нужны профессиональные егеря, охотоведы. Пока что таких специалистов в хозяйствах можно пересчитать по пальцам, но, как говорят, лиха беда начало.
В любом случае охотничий туризм в Тюменской области имеет все предпосылки к тому, чтобы занять свое место в сфере активного отдыха. Ведь всякое большое дело, как правило, начинается с малого.

Что еще почитать