Изображение Размышления  о трофейной охоте
Изображение Размышления  о трофейной охоте

Размышления о трофейной охоте

Все чаще в СМИ появляются репортажи, посвященные трофейной охоте. Ее называют правильной, культурной и, пожалуй, чуть ли не единственно достойным проявлением нашего увлечения.

На примере хозяйств Европы и Африки нам показывают все преимущества планового ведения охотничьего хозяйства. Клыки, рога, шкуры, черепа — вот главные трофеи культурной охоты. Что ж, мы согласны, но не всегда.

За многовековую историю России у населения был доступ к охотничьим угодьям. Классики литературы в своих произведениях частенько упоминают о встречах в полях и лесах с охотниками разных сословий. Наши граждане охотились на различных животных и птиц, а традиции украшать свое жилище чучелами и черепами не возникло.
Иное дело — Европа. Масштабы и просторы не те, что у нас. Кругом мелкопоместные князья, паны, дюки-дворяне, одним словом. Сословные ограничения не позволяли населению предаваться любимой страсти. За оленем — только в свите короля. Подфартит зверя принять из-под собак — голову на стену, но не в знак удачи на охоте, а в знак королевской милости. Хотя поговаривают, и «рогоносцы» тоже от королевской милости и трофейной охоты пошли.


Прошли столетия, и в разных странах сословные ограничения «погибли» в демократических преобразованиях. За последние 200–300 лет сложились традиции, которые сейчас признаны европейским культурным наследием. Где-то «национальная гордость» — охота по голубю, у соседей — на косулю, у друзей — на вальдшнепа, у других — на кролика с хорем. С интересом смотрим в телепередачах на охотничьи ритуалы в странах Африки и Латинской Америки, на традиции североамериканских охотников, возникшие во времена освоения континента. Смотрим и уважаем. Свои традиции тоже уважать хотим.


В детстве попался мне зачитанный альманах «Наша охота», выпуск 60-х годов. Несколько статей и рассказов, написанных интересно, людьми увлеченными и понимающими. О содержании подсадных уток и охоте с ними в Ленинградской области. С той поры я был уверен, это чисто наше, российское увлечение, а может, даже и культурное наследие.
Как и у многих других охотников, мой первый выход был на вальдшнепиную тягу. Нас, двоих пацанов, взял на охоту недавно отслуживший в армии сосед. Тяга была весьма посредственной, а вечер я помню по сей день. Помню так же четко, как концерт Кубанского казачьего хора, увиденный много лет спустя. В институтские годы молодые люди, охваченные одной страстью, быстро объединялись в компании. Частенько бывали друг у друга в гостях в различных уголках Тверской области. Встречались со старшими охотниками, появлялся первый опыт. Учились тропить зверя, ставить капканы, участвовали в биотехнических мероприятиях. Сколько литературы было перечитано, споров переспорено. Высшим пилотажем считалось подготовить рабочую собаку. Не в натаску отдать, а самому. Охотников, кому это удавалось, знали в лицо в городе или районе. Он обладал авторитетным мнением, к нему прислушивались. Такой подход был, да и сейчас есть, в среде охотников в нашей стране. Но «правильными, культурными, трофейными» охотниками мы не стали.


Как тут станешь… Угодья свои знаешь, где какая птичка-зверушка живет, догадываешься. Коль легавую или спаниеля держишь, то «по перу ходишь», без егеря. На подкормочной площадке охотиться так же интересно, как на скотном дворе. По косуле, с биркой в ухе, стрелять — рука не поднимется. Выстрел по угонному фазану или куропатке, которых ногой из-под стойки легаша поднимать приходится, он просто неинтересен. Самое же главное, нет кинооператора и егеря (а еще лучше — пиэйча и следопытов, 2–5, с грузовиком или квадриками). А без них ну какой ты трофейный охотник? Так, вроде и не охотник даже.


Становится почему-то горько и обидно. Я охочусь «неправильно», дед мой, инвалид и ветеран Великой Отечественной войны, тоже «неправильно» охотился. Его дед, который Сибирь осваивал, тоже «неправильно» охотился. Дед моего деда гонял ямщину по Кулундинской степи и до Алтая, мой дед участвовал в Сталинградской битве, я им горжусь. Мне тоже удалось защищать интересы государства с оружием в руках. Нас, таких «неправильных» охотников, три миллиона, без «трофейных».


Не противник я трофейной охоты. И мужика того понимаю, который охотиться хочет, а живет в мегаполисе. Он ее, другой охоты, не видел. Свалил с вышки подсвинка — уже охотник. Чучело на стену повесил — трофейный охотник; если егерь, за деньги приличные (а уж за валюту если…) на вездеходе подвез к засидке — правильный охотник.
За нашу, российскую, охоту я. За то, чтоб интересы средних, обычных охотников не забывали учитывать. Свои традиции поддерживать надо, о своих охотниках думать в первую очередь. Европейские традиции хороши, но для европейцев. Хотят на вальдшнепа ходить, ради Бога. Вводите ограничения в своей стране на добычу, сохраняйте его на зимовке. Держит мой сосед уток круговых, два десятка селезней за весну отстреливает. Отец его держал, и дед держал, и сын его тоже пусть держит. Давайте поможем биотехникой массовым, нелицензионным видам дичи. Да в своих законах пропишем такие нормы, да тех, кто денежки с охотугодий получает, обяжем выполнять законы, да мы сами им поможем-поддержим. Необходимо равняться на лучшие, передовые методы ведения охотничьего хозяйства, но копировать бездумно нельзя. Учились россияне в Европе с петровских времен и неоднократно. Результат же был, когда к европейской учебе свои руки и голову прикладывали.


Неверующие, посмотрите на соседа нашего… Поверил наш сосед Европе, перестал о своих земляках думать. Что вышло из этого, все видят, красивые слова говорят, а фашистов поддерживают. Европа всегда о своих интересах печется, о своих гражданах… Давайте мы российских людей поддержим, с родными традициями. О родных угодьях подумаем, о нашей охоте. Пора признать культурным наследием не только охоту с ловчими птицами, а и охоту с подсадными утками, с легавыми и подружейными собаками, о борзых и разговора быть не должно. Вывести прекрасную породу, известную всему миру, и не признать охоту с борзыми культурным наследием — бескультурье, по крайней мере. Назовите мне страну, где есть породы собак, одинаково азартно работающих по птице, пушному зверю и копытным. Значит, если хорек кролика из норы гонит, то это культурное наследие, а лайка в тайге по кунице работает, то — нет. Не согласен. Наверное, пора легализовать охоту с луком, честнее там трофеи зарабатываются, и из засидки стрельба оправданна, потому что — традиция. Добыть из лука зверя в разы сложнее, чем из карабина. Не верите, попробуйте.


Давайте бережно и аккуратно относиться к тому, что сделали наши предки. Сохраним их наследие — научимся себя уважать. Сами научимся, и соседи уважать станут. «Странные» мысли, не так ли, господа чиновники от охоты?

Что еще почитать