Изображение Права без  обязанностей
Изображение Права без  обязанностей

Права без обязанностей

Не исключено, что некоторым охотникам покажется странной моя попытка обратиться к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину через «Российскую охотничью газету». Ведь не секрет, что президент России охотой не увлекается и единственную национальную охотничью газету, скорее всего, не читает. Но я все же попробую.

Тем более все чаще приходиться слышать от охотников из различных регионов нашей необъятной родины, о том что, отказывая людям в их конституционных правах на охоту, новые, а бывает и старые ”хозяева” охотугодий говорят – А вы, мол, Путину пожалуйтесь! В шутку, конечно.

Я жаловаться не буду, и они не жалуются. По другому поступают, но это другое ни к чему хорошему не приводило и не приводит, а может привести к очень плохому. Если люди кое-где судя по разговорам готовы свои леса жечь ( прим. леса конечно государственные, но люди из поколения в поколение живущие на своей малой родине их своими считают ), то наверное у нас в этой сфере не все правильно и не все хорошо.

Исходя из вышеизложенного, я и решил обратиться к Вам господин президент как гаранту соблюдения конституции Российской Федерации с посланием, в котором постараюсь предельно кратко и максимально объективно отразить нездоровую ситуацию, сложившуюся в сфере охоты, в настоящее время. А так же от лица общественного совета не так давно организованного Российского Охотничьего союза ( всероссийская общественная организация ), предложить возможные пути выхода и нее.

В следствии принятия в 2009 году федерального закона № 209 « Об охоте и сохранение охотничьих ресурсов… » и дальнейших поправок к нему в значительной степени оказались нарушены как существовавшая пять десятилетий система охотпользования, так и принципы организации охотничьего хозяйства РФ, при том что новая система не была продумана, не отражена в ФЗ № 209, а потому не создана.

Как известно сейчас в России около 3 миллионов охотников, значительная часть из которых до настоящего времени являются членами различных общественных объединений охотников имеющих как ведомственную ( Военно-охотничье общество, общество ”Динамо” ) так и территориальную привязку ( районные и областные общества охотников ).

Несмотря на введение ФЗ № 209 единого федерального охотничьего билета с 1 июля 2011 года, отменяющего право на охоту, по членским охотничьим билетам ощественных объединений охотников, повсеместно люди не спешат выходить из своих обществ.

Это происходит потому что в ныне существующей системе охотпользования единый федеральный охотничий билет хоть формально и дает право охоты на всей территории РФ, на деле это право не обеспечивает, а в значительной части охотничьих угодий и вовсе является ”волчьим” . Т.е право на охоту по Федеральному билету либо не предоставляется вовсе, либо предоставляется по заведомо не приемлемым ценам.

Изображение Вечерняя охота. Фото: Сергея Сорокина
Вечерняя охота. Фото: Сергея Сорокина 

Кроме того определенная часть охотугодий, обычно тяготеющих к крупным областным центрам ( как правило с наличием водоемов и хороших подъездов ), зачастую не без участия коррумпированных чиновников ведающих охотой на местах начиная с конца 90-х передавались по долгосрочным лицензиям на право пользования охотничьими животными в частное пользование крупным и мелким бизнесменам, гос. чиновникам и пр.

Имел место ряд случаев когда крупными холдинговыми структурами пользующимися различными лазейками в законодательстве, а также услугами не чистых на руку чиновников от охоты, захватывались приписные угодья Министерства обороны ( прим. Максатихинское, Скнятинское оотхозяйства Военно охотничьего общества ) После этого защитники родины судебными решениями попросту выставлялись из годами обустраиваемых угодий имеющих инфрастуктуру выстроенную за счет средств МО.

Подобные случаи, направленные против районных либо областных общественных организаций охотников исчисляются десятками если не сотнями. Учитывая, что в настоящее время иметь ”свои” охотугодья стало модно – передел угодий становится своего рода ”бизнесом”.

При этом, ни долгосрочной лицензией, ни принятым ей на смену согласно ФЗ № 209 охотхозяйственным соглашением никакие серьезные обязательства перед охотниками имеющими федеральные охотбилеты на территории предусмотренных законом 80% охотугодий РФ закрепленных за территориальными и ведомственными общественными организациями, частными структурами и всевозможными И.Ч.П. законодательно не закреплены.

По ряду субъектов федерации размер оставшихся и предусмотренных законом 20% которые должны отводиться для угодий общего пользования ( УОП ) – нарушен. Эти цифры местами недотягивают до 10, а то и 5%. Пример Тульская область – 9%. Стоимость госсобственности и общенационального достояния охотничьих птиц и зверей государством не установлена.

Требования по ведению охотничьего хозяйства ( биотехния, учет, инфраструктура, и пр. ) устанавливаемые формой охотхозяйственных соглашений разработанных Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира ( Департамент охоты при МПР ), далеко не всегда должным образом соблюдаются и контролируются.

Тоже самое можно сказать о соблюдение сроков и правил охоты. Отношения между охотником и охотпользователем этими соглашениями не регламентируются вовсе. Предусматривается лишь то, что охотники должны охотиться по путевкам.

Ведение охотничьего хозяйства на закрепленных территориях определяется не законом, а мнением отдельных персон не редко считающих, леса, поля, реки и озера своей собственностью и это в огромных ”наделах” в 100-150 тыс. га. А ведь там живут люди, живут охотники, живут рыбаки, перед которыми устанавливается шлагбаумы в виде не преелимых цен, либо и вовсе из нежелания никого пускать на ”свою” территорию.

Многие охотпользователи сильно путают право на предоставление услуг в сфере охоты с правом на землю. Отсутствие единого порядка или так сказать правил игры приводит к многочисленным конфликтным ситуациям, неоднократно описанным в прессе, порче имущества, рукоприкладству и иным противоправным действиям, предусмотренным УК РФ. Именно по этому, в лесах горят охотничьи вышки, автомашины и постройки, а лесные дороги, оказываются утыканы гвоздями и битыми бутылками.

Недавно был опубликован подписанный вами 18.09.2012 г. перечень поручений правительству в соответствии с которым оно в срок до 15 ноября 2012 года должно представить предложения для внесения изменений в законодательство о наделение штатных работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения правами по составлению протоколов об административных правонарушениях, проверке разрешительных документов, транспортных средств и пр. функций по охране закрепленных угодий.

Изображение Озеро Имандра, Хибины. Фото: Сергея Сорокина
Озеро Имандра, Хибины. Фото: Сергея Сорокина 

Не вызывает сомнений, что охотпользователи должны иметь возможность охранять закрепленные за ними угодья. Но в условиях, когда порядок посещения угодий не определен, а наличие Единого федерального охотничьего билета право на охоту не гарантирует, данная мера носит расплывчатый и односторонний характер.

Понятие штатный работник слишком общее - ведь водитель, повар или подсобный рабочий вполне могут быть штатными работниками юридического лица, либо индивидуального предпринимателя заключившего охотхозяйственное соглашение. Зачем же наделять их фактически полицейскими функциями?

Не приведет ли это в конечном итоге к карательным акциям каких-нибудь помещиков-самодуров в закрепленных угодьях, обязательства которых перед охотниками не определены, а порядок охоты не регламентирован? Ведь тогда охрана силами штатных работников любой блажи или глупости, как например, полного, запрета на охоту по единому федеральному охотничьему билету, на федеральной земле, окажется узаконенной.

Выход из этой ситуации есть и заключен в ведение государством нескольких поправок к охотничьему законодательству, а именно нужно:

- Установить верхний предел доступной стоимости охоты на массовые ( социальные ) не лимитированные виды дичи ( водолавающая, болотно-луговая, рябчик, заяц, лиса и нек. др. )

- Обеспечить реализацию разрешений на охоту по эти видам в территориальных госучереждениях ( отделения почты, Сбер. Банка )

- Обязать через охотхозяйственные соглашения охотпользователей всех форм собственности ( как частные структуры так и общественные объединения ) выделить для организации охоты на массовые социальные виды порядка ( не менее ) – 50% закрепленных угодий для местных охотников ( проживающих на территории охот угодий, либо райцентров на территории которых находятся угодья ) и порядка - 30% ( входящих в 50% ) для охотников гостей.

- Обязать штатных работников охотпользователя перед производством охоты производить регистрацию федерального разрешения, контролировать нормативную нагрузку на угодья, принимать заявки на охоту, выдавать карту угодий разрешенных для охоты на массовые виды.

- Ввести нормативную численность егерского состава исходящую из площади угодий. Старший егерь после прохождения определенной проверки и получения соответствующего удостоверения ( сотрудника, например, инспектора росприроднадзора ), мог бы наделяется правами и функциями схожими с полицейскими.

При этом его обязанности могут и должны распространяться за рамки охотхозяйственной деятельности – это охрана государственного лесного фонда и водных акваторий, что вполне логично вписывается в основные функции того же росприроднадзора при МПР.

Приведенная схема, введенная государством, позволит навести порядок в угодьях, установить твердый контроль за использованием природных ресурсов, всеми заинтересованными сторонами, снимет социальную напряженность в сфере охоты, даст немалые средства бюджету от реализации разрешений на массовые виды дичи.

Эти средства могут направляться как на природоохранные мероприятия ( в том числе на сохранение и поддержание редких видов ), так и на охотусройство в предусмотренных законом Угодьях общего пользования, доля которых в некоторых крупных ( особенно сибирских регионах ), значительно превышает 20%. в н.в. Вместе с этим оставшейся в распоряжение охотпользователей 50% площади закрепленных угодий вполне хватит для организации зон покоя, кормовых полей, подкормочных площадок, проведения коммерческих либо личных охот.

Хотелось бы так же обратить ваше внимание на предложенные главой лицензионно-разрешительной системы РФ Леонидом Веденовым и активно муссируемые в СМИ меры по ужесточению оборота гражданского, в том числе и охотничьего оружия, в связи с трагическим расстрелом в Москве случившимся 7 ноября 2012 года.

К сожалению, никакое общество не в состоянии на сто процентов, защититься от Брейвиков и Виноградовых. В США, где весьма либеральное оружейное законодательство и граждане легко становятся владельцами боевых винтовок и пистолетов, ежегодно случается по нескольку таких трагедий.

Ужесточать и так весьма жесткие порядки и требования установленные в РФ по приобретению, хранению и использованию охотничьего оружия не куда и не нужно. Простая перерегистрация оружия по истечении 5 лет действия разрешения на ружье сейчас и так затягивается на пару месяцев. Нужно прекратить торговлю справоками медосвидетельствования и лицензиями на приобретение оружия, которые в настоящее время можно получать, не выходя из дома, заказав их через интернет.

Нужно вводить проверку знаний охотничьего минимума перед получением охотничьего билета, подобную сдачи ПДД при получении прав. Эти меры способны отсеять случайных или откровенно психически больных людей, а так же предотвратить возможность совершенно легального приобретения ими огнестрельного оружия.

В противном случае получится по аналогии с медициной, когда установка неправильного диагноза и начало лечения приводит к усугублению реального недуга. Из-за сбоев системы, не должны страдать миллионы законопослушных, многократно проверенных, морально здоровых людей, любящих свою Родину, готовых и умеющих защищать свою землю.

Изображение Осень, охота на гусей. Фото: Сергея Сорокина
Осень, охота на гусей. Фото: Сергея Сорокина 

Думаю излишне напоминать, что традиции русской охоты воспеты не только в фильме ”Особенности национальной охоты”, но и такими всемирно известными писателями и поэтами России как Иван Тургенев, Николай Некрасов, Сергей Есенин, Михаил Пришвин и мн. другими. Общеизвестна роль сибирских ”охотничьих” дивизий в битве под Москвой, в огне Сталинграда. Заядлыми охотниками были Александр Невский и его воеводы.

Охота ( как и рыбалка ) одна из составных частей русской души, одна из главных составляющих жизненного уклада не только небольших локальных районов, но и целых регионов. Не секрет что охотой увлекаются Ваши ближайшие коллеги Виктор Зубков, Сергей Иванов, новый министр обороны Сергей Шойгу.

В случае если данное обращение не дойдет до адресата, я прошу высокопоставленных охотников соотечественников обратить внимание на весьма тревожную ситуацию, складывающуюся в сфере Российской охоты.

 

Что еще почитать