Один знакомый как-то настойчиво уговаривал меня поохотиться на кабана: «С вечера заберешься на вышку, а ночью или под утро сможешь пострелять на выбор по зверям, которые придут на кормежку».
Посидеть несколько часов в засаде с ружьем было заманчиво, но с другой стороны не имелось никаких гарантий, что лесные свиньи заявятся именно тогда, когда я буду их ждать.
Загонная же охота на кабанов меня не прельщала в силу их непредсказуемого поведения и свирепого нрава. При своей массе от 100 до 200 килограммов кабан может разгоняться до 40, а в экстренных ситуациях даже до 70 километров в час, снося все живое, что встанет на его пути.
У меня был случай, когда я смог в этом убедиться. Вместе с приятелем мы тогда рыбачили в охотничье-рыболовном хозяйстве «Зайцева Гора» в Калужской области, а в свободное время гуляли по территории. В центре располагался довольно вместительный вольер (примерно 100 метров в длину) с громадным кабаном, которому для безопасности посетителей удалили его огромные клыки.
И все равно вепрь был крайне опасен. Когда я просунул сквозь сетку решетки фотоаппарат, чтобы сфотографировать зверя, кабан стоял у дальней стенки. Увидев меня, его глазки налились кровью, и он мгновенно совершил стремительный рывок ко мне, преодолев стометровку за несколько секунд. Я еле успел отдернуть руку.
Профессиональные спортсмены-бегуны могли бы позавидовать такой скорости.
Приятель, с которым мы на Зайцевой Горе удили рыбу, в молодости сам едва не погиб на облавной охоте на кабанов.
Он рассказывал, что их с коллегой по работе поставили на опушке леса стрелками на номерах. Загонщики начали шуметь, выгоняя зверей из густого кустарника, послышались выстрелы и вдруг из чащи выскочил матерый секач, который на глазах моего приятеля с разбега ударил его товарища в грудь. В итоге, охота закончилась печально — коллегу, у которого было пробито легкое, спасти не удалось.
Опытные егеря знают, что кабан крепок на рану и адреналин в крови стрелка зашкаливает, когда он вступает в схватку с громадным зверем, который активно нападает на охотника.
Впрочем, добыть кабана можно и без оружия и речь не идет о капканах. Приведу удивительный случай, приключившийся с другим моим знакомым, строителем по специальности, произошедший в свое время в лесах Смоленщины.
Николай, так его зовут, рассказывал: «Мы с мужиками осенью валили лес и в нашем распоряжении был старенький «зилок». Все порядком устали, начали собираться домой и вдруг навстречу нам на заросшей лесной дороге выскочил здоровенный и агрессивный кабан.
«Ребята, спасайся, кто может!» — послышались отчаянные крики ребят»
Николай принял другое решение. Он скомандовал водителю ЗИЛа: «Дави его!». Когда же тот замешкался, быстро сам сел за руль и направил грузовик на кабана. От сильного удара тот отшатнулся, но и только.
«Ружья ни у кого не было, — вспоминал Николай, — только автомашина. Один наезд, другой, я теснил кабана с лесной дороги и постепенно загнал в небольшое болотце, из которого он уже не мог выбраться».
Далее все произошло как в советском приключенческом фильме «Схватка в пурге» (1977), где главный герой в исполнении Леонида Маркова в финале погони давил автобусом прижатого к перевернутому грузовику главаря банды, которого сыграл Валентин Гафт, а также его подельника.
По итогу этой неожиданной и удивительной охоты лесорубы получили каждый по нескольку десятков килограммов свежей кабанятины.
Не менее, если не более, опасен в лесу медведь, от которого не спрячешься на дереве — при желании достанет и там. В зимнюю пору опасен шатун, летом — медведица с медвежатами.
Вот вам две истории.
Один пожилой профессиональный охотник, живущий на Валдае, рассказывал мне: «За свою жизнь я охотился на кабанов, на лосей, на медведей, на зайцев, знаю все их повадки и особенности поведения. А тут как-то пошел в лес пособирать ягоды и в малиннике нос к носу неожиданно столкнулся с медведицей. Что делать? Ружья-то я с собой не взял, в руке только лукошко».
Старого охотника, по его словам, спасло… отчаяние. Сорвав со своей головы кепку, он начал ей бешено махать перед мордой зверя и крыть его отборным девятиэтажным матом.
«Медведица, не ожидавшая такого отпора, несколько минут оторопело смотрела на меня, затем развернулась и вместе с медвежатами удалилась восвояси», — вспоминал мой собеседник.
Летом этого года в соседней с нашей деревне (дело происходило уже на Смоленщине) медведица напала на группу людей, собирающих на опушке леса землянику.
Одна из участниц событий рассказывала: «Медведица подкралась к одному мужчине, ударила лапой его по спине, и он рухнул как подкошенный. Удар был очень силен, но спасла теплая куртка. Тем не менее, медведица решила, что жертва убита и присыпала ее листвой, чтобы потом вернуться».
Громкими криками и улюлюканием животное в итоге отогнали, а пострадавшего экстренно направили к врачам за медицинской помощью. Он еще счастливо отделался — несколько лет назад примерно в тех же краях медведь напал на женщину, собиравшую грибы, обглодав ей ногу до кости (в результате чего несчастная скончалась от шока и обильной кровопотери).
Еще одним крупным и мощным зверем отечественных лесов является лось, чья длина тела может превышать три метра, высота в холке достигать 2,3 метра, а вес — колебаться от 380 до 825 килограммов.
Заманчивый трофей для любого охотника, если повезет.
Мой однокурсник рассказывал: «Я не стал его убивать, хотя лось высветился у меня в ночном прицеле-тепловизоре так четко, как мишень в игре «Морской бой». Однако егерь стал орать: «Нельзя, нельзя, штраф большой!» и я сбился, а лось тем временем уже скрылся в лесу, хоть и медленно шел».
У меня самого было несколько встреч с сохатым и каждый раз я был без ружья.
Один раз вместе с женой мы собирали в лесу грибы и вдруг я краем глаза заметил какое-то движение в кустах слева. Повернув голову, увидел здоровенного лося, который спокойно жевал траву. Я дунул в спортивный свисток, который ношу с собой в лес, для того чтобы отгонять диких животных и когда поднял взгляд, моего соседа уже не было на прежнем месте.
Несмотря на то, что лось в целом миролюбивое животное, когда он теряет голову, например, во время гона, то становится смертельно опасным. И не столько для охотников, сколько для автомобилистов.
Однажды хмурым сентябрьским утром, когда мы с женой и дочерью ехали с дачи в Москву, на дорогу стремглав выскочил молодой лось и пронесся буквально в метре от нас.
Какой участи мы избежали я увидел в другой раз, когда, напротив, из Москвы ехал на дачу вместе с мужем сестры моей жены. Дело было ранним утром и на 208-м километре Минской автострады образовался внушительный затор.
Недоумевая, в чем причина внезапной пробки, мы медленно двигались к месту ДТП, и тут я увидел на асфальте огромную тушу мертвого лося, которую с трудом объезжали машины. Поодаль стояла разбитая легковушка, у которой был смят весь передок.
Как оказалось, в отчаянной попытке перебежать Минку зверь перемахнул высокую сетку, отгораживающую магистраль от лесистой обочины и всей своей многокилограммовой массой врезался в автомобиль с двумя женщинами, которые получили серьезные травмы.
Наши приключения со свояком в тот раз на этом не закончились. Ближе к Вязьме нам пришлось экстренно тормозить из-за того, что на дорогу вышли сразу пять оленей. «Серега, хватай фотоаппарат, снимай!» — крикнул мне родственник.
Куда там! Пока я рылся в фоторюкзаке, рогачи, завидя нас, юркнули обратно в чащу, не желая «поработать» фотомоделями.
На зайцев хорошо охотиться зимой — одному или с собакой. А можно на полной скорости со снегохода. И снова слово моему однокурснику: «Это опасное дело, особенно ночью. Ночью лучше охотиться, так как зайцы от света фар шалеют и на свет лезут».
Тут нужны железные нервы и меткий глаз.
«Когда сидишь сзади за водителем, то держишься одной рукой за ручку багажника, а другой держишь оружие и стрелять с одной руки сложно даже из короткого ружья без приклада, — отметил мой собеседник. — Скорость приличная и временами сильно подбрасывает, так как это не трасса, а дикое поле, степь или предлесье».
По его словам, когда догоняешь зайца и сближаешься с ним, надо второй рукой взяться за цевье, чтоб нормально прицелиться и выстрелить.
«На это уходит пару секунд и снова хватаешься за багажник. Но за короткое это время, если почва неровная — бугор или яма — может так подбросить, что улетишь, так как обе руки заняты и сцепки со снегоходом нет. Опасно, но интересно, тут конечно сноровка нужна», — подытожил однокурсник.
А как быть, если перед вами оказывается редкий зверь, охота на которого строго запрещена? Тогда на помощь приходит «метод Шарика» с его фоторужьем.
Может быть, адреналин и не так зашкаливает в крови, но и тут эмоций не меньше: фотоохота строится, в принципе, по тем же принципам, что и традиционная охота — выследить «добычу» и произвести меткий «выстрел».
Ирбис, он же снежный барс, давно внесен в Красную книгу из-за своей малочисленности и среди охотников есть поверье, что увидеть его — редкая удача.
Мой хороший друг Вениамин в начале 90-х был организатором охоты в горах Средней Азии. В Киргизии он видел «трофеи» снежного барса — четырех убитых зверем козерогов.
Вениамин заметил, что старый барс выбирал только очень больших и очень крупных самцов. Нападал на них и убивал буквально одним ударом, перекусывая им хребет. Мощный безжалостный зверь предпочитал иметь дело с равным по силе противником.
С самим ирбисом Вениамин практически нос к носу столкнулся уже в горах Таджикистана: «Мне посчастливилось видеть его живьем в природе. Это один из самых красивых зверей, которых я видел в своей жизни. При этом он совершенно меня не боялся — он был метрах в тридцати, я бежал на него с фотоаппаратом и все время снимал. Барс никак не мог понять, чего я от него хочу. Потом он просто развернулся и не торопясь, помахивая хвостом, величественно удалился».
Такие моменты запоминаются на всю жизнь.