Новые правила охоты вступают в силу с 15 июня

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 г. № 395 признаны утратившими силу с 15 июня 2012 г. постановления Правительства Российской Федерации:

- от 18 июля 1996 г. № 852 «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира»;
- от 10 января 2009 г. № 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» (в ред. от 25.02.2009 г. № 171).
 

Это означает, что с 15 июня 2012 г. вступит в силу и будет применяться на всей территории России Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512 «Об утверждении Правил охоты» (далее – Приказ 512).
Читатели «РОГ» помнят, что Приказ 512 был зарегистрирован в Минюсте РФ 04.02.2011 и официально опубликован в «Российской газете» 24 февраля 2011 г. Размещен он и в Интернете.
 

Приказ 512 должен был вступить в силу 07.03.2011 г., но не вступил.
Как указано в пункте 2 Приказа 512, он вступает в силу со дня признания утратившими силу сроков добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, перечня орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению, и перечня способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г.
№ 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».
 

В первых числах мая на сайте МПР России появился проект изменений в Правилах охоты, утвержденных Приказом 512, которые, вероятно, будут приняты и вступят в силу с 15.06.2012. Этот вывод следует из того, что чиновники на экспертизу этого проекта отвели срок с 5 по 11 мая.
Конспективно редакция «РОГ» решила довести до наших читателей подготовленные основные изменения в Приказ 512.


Пункт 3.2, где приведен перечень документов, которые охотник должен иметь при себе на охоте, изменился в части добавления в него редакций ФЗ.
 

Перечень документов (пункт 3.2): а) охотничий билет; б) в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»; в) в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке; г) в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке, и путевку в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; д) в случае осуществления охоты на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти или природоохранными учреждениями в установленном порядке; е) в случае осуществления охоты с ловчими птицами разрешение на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире».
 

По всему тексту Приказа 512 слова «государственный охотничий контроль и надзор» заменяются на слова «федеральный государственный охотничий надзор».


«РОГ» информировал о том, что МПР России утвердил порядок производственного контроля. В связи с этим в Приказ 512 предполагается включить новый пункт 3.3.1, обязывающий охотника «предъявлять по требованию работника юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение, уполномоченного осуществлять производственный охотничий контроль, документы, указанные в подпункте «г» пункта 3.2 настоящих Правил».

 

Из Приказа 512 предлагается исключить пункт 3.5, который в настоящее время устанавливает, что «в случае перемещения с охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием по охотничьим угодьям или иным территориям, являющимся средой обитания охотничьих животных, без разрешения на добычу охотничьих ресурсов транспортировать патроны (снаряды) отдельно от зачехленного охотничьего огнестрельного (пневматического) оружия».
Этим еще раз подчеркивается, что всякое нахождение в охотничьих угодьях с оружием, патронами, охотничьим ножом, с ловчими птицами и с охотничьими собаками без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, запрещено.
 

В пункте 53 Правил 512, где установлены ограничения при охоте, пункт 53.1 предложен чиновниками МПР в следующем виде: «запрещается... стрельба при нахождении в (на) механическом транспортом средстве, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившим движение по инерции после выключения мотора, а также отстрела волков при осуществлении охоты в целях регулирования численности охотничьих животных».
 

Несмотря на большую дискуссию о сроках весенней охоты, в проекте предлагается ее вести в течение 10 календарных дней, а пункт 39 Правил 512 предлагается в следующей редакции: «39. Охота на пернатую дичь осуществляется с 1 марта по 16 июня, в течение 10 календарных дней (далее – весенняя охота) и в иные сроки, предусмотренные пунктами 37, 41».
 

Новый пункт 39.1 предлагает, что высшие должностные лица указанных здесь субъектов РФ при определении параметров осуществления охоты в соответствующих охотничьях угодьях определяют единый срок весенней охоты во всех охотничьих угодьях, расположенных на территориях соответствующего субъекта РФ.


На взгляд автора, более жестко предлагается уточнить некоторые подпункты о запрещении охоты.
В первой редакции Приказа 512 пункт 54.3.2 ввел запрет «на расстоянии менее 1 километра от среднегодового уреза разлива воды за последние 10 лет на реках: Волга, Дон, Кама, Ока, Урал, Шексна, Нева, Западная Двина, Северная Двина, Онега, Волхов, Ловать, Полисть, Шелонь, Вуокса, Свирь, Великая, Печора, Ветлуга, Ахтуба, Маныч, Кубань, Протока, Ея, Челбас, Бейчуг, Сосыка, Северский Донец, Хопер, Медведица, Самара, Бузулук, Иловля, Сал, Воронеж, Миус, Кума, Терек, Самур, Белая, Чусовая, Вятка, Клязьма, Цна, Мокша, Сура, Еурслан, Большой Иргиз, Молога – и на образованных ими водохранилищах, а также на озерах: Маныч-Гудило, Ладожское, Онежское, Чудско-Псковское, Ильмень, Чограй», а пункт 54.3.3. – «на островах водоемов, указанных в пункте 54.3.2 настоящих Правил».

Новая редакция, предлагаемая в проекте вышеназванных пунктов


«54.3.2. на реках, озерах и водохранилищах, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, Северо-Западного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Центрального федерального округа, Южного федерального округа, за исключением Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Мурманской области, Ненецкого автономного округа».
 

«54.3.3. на островах рек, озер и водохранилищ, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав федеральных округов, указанных в пункте 54.3.2 настоящих Правил, за исключением Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Мурманской области, Ненецкого автономного округа».
 

Новый подпункт «54.3.4. на расстоянии менее 200 метров от уреза воды рек, озер и водохранилищ, в том числе с учетом их весеннего разлива, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав федеральных округов, указанных в пункте 54.3.2 настоящих Правил, за исключением Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Мурманской области, Ненецкого автономного округа».
 

Сам по себе Приказ 512 и проект изменений к нему стоит того, чтобы охотники о нем знали. Тем более что с 15 июня этого года изложенные в нем требования необходимо будет исполнять.
 

Редакция, информируя своих читателей о происходящих изменениях в охотничьем законодательстве, в очередной раз напоминает, что не имеет возможности печатать весь текст того или иного закона или НПА.
 

Со своей стороны, мы и дальше будем информировать читателей о происходящем. Вернемся мы и к Приказу 512.

Что еще почитать