Подготовка мотолодок к эксплуатации

Весеннее солнышко растапливает не только снег, но и души судовладельцев. Огромная армия “водкомоторников” и “катершинников” все чаще выезжает к месту стоянки своих судов - навестить их после зимовки. Пора думать о подготовке к навигации, приобретать необходимые материалы и инструменты.

 

Первое, на что нужно обратить внимание, не надуло ли снега внутрь корпуса. Если там есть вода, то ее нужно убрать “под тряпку”, т.е. все протереть насухо, а также нужно отмыть начисто корпус. (Ниже мы скажем, как влияет качество поверхности корпуса на скорость.) После этого нужно приступить к составлению дефектной ведомости.

Начнем с металлических (алюминиевых корпусов). Если ваша лодка сварная, значит, она изготовлена из алюминиевого сплава типа АМг. (алюминиево-магниевый) или АМц (алюминиево-цинковый). Эти сплавы не подвержены коррозии даже в морской воде.

Следует обратить внимание на наличие вмятин. Они выправляются через деревянную прокладку, имея с другой стороны стальную, достаточно тяжелую поддержку. Очень хорошо работает стальная подушка, на которую укладывают рельсы. В данном случае окраска является часто декоративной, поэтому если вы раздумаете красить или не красить, то перенесите эту работу на будущий год. Во-первых, лишний расход средств, труда и времени, и во вторых, слишком толстый слой краски не полезен.

Если корпус вашей лодки клепаный, значит, она изготовлена из дюралюминия типа Д-16. Сплавы этого вида подвержены коррозии, поэтому требуют особого внимания. Признаками коррозии являются мелкие раковины в виде темных точек, а также серые и беловатые пятна. Особое внимание следует обратить на те места, где приклеены стальные детали (подуключины). Разные металлы создают гальваническую пару, и коррозия развивается особенно интенсивно.

Автору приходилось ремонтировать подуключину на “Казанке-М”, которую оторвало от корпуса разбухшей окисью алюминия. Это беловато-сероватая масса, которая легко рассыпается в порошок. Все замеченные очаги коррозии зачищаются до металлического блеска.

Далее надо внимательно осмотреть клепаные швы, особенно в районе установки мотора и тех мест, которыми корпус ударяется об воду на волне. В подозрительных случаях швы следует проверить керосином. Мел или зубной порошок разведите водой и кистью нанесите на подозрительные швы снаружи лодки. Просохшие места промазать керосином изнутри.

Темные пятна на побелке будут говорить о негерметичности заклепок или швов в данном месте. Если постучать по заклепке маленьким молоточком изнутри корпуса и она приподнимается снаружи, ее нужно обжать. Для этого снаружи заклепку подпирают поддержкой, а изнутри расклепывают полукилограммовым молотком.

Если по заклепке молотком стучать неудобно, нужно взять стальной пруток диаметром 12-14 мм и длиной 100-150 мм. Лучше всего подойдет кусок арматурной стали. После подтяжки заклепок надо снова проверить на керосин. В случае неудачи заклепку нужно заменить. Для этого на головке заклепки точно по центру сделайте кернение и высверлите заклепку сверлом диаметром 4,1 мм. Новую заклепку нужно ставить большего диаметра и опять проверить на керосин.

При осмотре стеклопластикового корпуса обратите внимание на царапины, потертости, особенно в тех местах, где корпус касается грунта при подходе к берегу. Внимательно нужно осмотреть места приклейки набора к корпусу. Это переборки, внутрикорпусные емкости, особенно детали крепления транца, т.к. он испытывает наибольшие силовые и вибрационные нагрузки.

Вопросы ремонта в этой статье не рассматриваются, т.к. требуют изучения специальной литературы или обращения к специалистам. Это каждый судовладелец решает индивидуально.

Особое внимание следует обратить на обрастание корпуса. Специалисты корпорации подвесных лодочных моторов “ОМС” США провели следующий эксперимент: они измерили скорость пятиметровой лодки с лодочным мотором 35 л.с. при полном водоизмещении 700 кг. и 1090 кг. Получили скорость соответственно 48 и 36 км/ч. Через месяц нахождения в морской воде скорость лодки с одним водителем составила 14 км/ч, а с полной нагрузкой вообще не вышла на глиссирование. В пресной воде результаты были немного лучше: с одним водителем минус 11 км/ч, а с полной нагрузкой минус 18,5 км/ч. После того как водоросли были удалены, лодка показала первоначальные результаты.

Скорость обрастания лодки зависит от температуры воды и освещенности. В теплой воде процесс идет быстрее. Один старый яхтенный капитан говорил, что если яхта простояла месяц в воде, на гонки можно не ходить - проиграешь. Поэтому лучше всего лодку держать на берегу. Если она стоит постоянно в воде, нужно осматривать днище каждые две-три недели в зависимости от погоды.

В качестве предохранения стеклопластиковых судов очень полезно протирать корпус автомобильными восковыми мастиками. Окрашенные корпуса можно красить специальными необрастающими красками. Если их нет или это для вас дорого, можно в обычную краску ПФ-115 добавить медную пудру в пропорции: на 1л краски 2 полных столовых ложки пудры. Можно окрасить корпус свинцовым суриком. (Он имеет ярко-оранжевый цвет).

Сначала его надо замесить на натуральной олифе или масленом лаке, если корпус скоростной лодки. Лак дает более гладкую поверхность. После этого сурик сутки выдержать в темном месте, лучше на отопительной батарее, чтобы он набух. Не забывайте регулярно помешивать. Поскольку свинцовый сурик очень тяжелый и с вертикальных поверхностей будет стекать, его надо “связать” густотертыми свинцовыми белилами в пропорции на 1 литр разведенного сурика 2-3 столовых ложки густотертых белил. Следует помнить, что испарения свинца очень вредны.

Внимательно осмотрите ветровое стекло. Оно, как правило, изготовлено из оргстекла. Если появилась трещина, засверлите ее в самом конце сверлом 1,5-2 мм, и она не будет распространяться. Не оставляйте никаких предметов около стекла. Под действием солнца стекло может покрыться микроблестками.

Проверьте тент. После зимы его нужно просушить и посмотреть не распарываются ли швы и нет ли потертости. В случае их наличия на потертости нужно наложить заплатки изнутри, а швы прошить капроновой ниткой.

Осмотрите уключины на веслах, якорный капот, брезент для тушения пожара, черпак, якорь.

Особое внимание надо обратить на электропроводку. Осмотрите все соединения и контакты. Выверните лампочки, почистите патроны и цоколи, смажьте смазкой “Литол-24” и поставьте на место. Это лучше сделать днем на берегу, чем ночью на воде. Лампочки иногда кородируют так, что приходится разбивать колбу и выворачивать цоколь пассатижами.

Юрий Власов 4 октября 2013 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    офлайн
    #1  6 октября 2013 в 15:25

    Очень СВОЕВРЕМЕННАЯ статья :):):)

    Ответить

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑