Долговечность лодочных моторов

Современный подвесной лодочный мотор заслуживает высшей оценки. Это блестящее сочетание высокой мощности и малого веса в одном небольшом агрегате.

 

Современный подвесной лодочный мотор заслуживает высшей оценки. Это блестящее сочетание высокой мощности и малого веса в одном небольшом агрегате. В настоящее время даже двигатели мощностью 7,5 л. с. имеют электрический стартер.

Современный подвесной лодочный мотор заслуживает высшей оценки. Это блестящее сочетание высокой мощности и малого веса в одном небольшом агрегате. Ни один тип катерного двигателя не имел так много этапов развития за короткое время. Вначале наматывающийся пусковой тросик был заменен пружинным пусковым устройством. Затем была улучшена система зажигания, чтобы при ручном запуске получать в свечах мощные искры. В настоящее время даже двигатели мощностью 7,5 л. с. имеют электрический стартер, а для двигателей мощностью 20 л. с. он стал обычным. В 1949 г. впервые появился переключаемый задний ход.

Раньше топливный бак устанавливался в верхней части двигателя. Сейчас баки, снабженные устройством для быстрого подсоединения, поставляются отдельно, благодаря чему мотор стал легче, а запас топлива увеличился. Хорошо зарекомендовал себя выпуск газов через ступицу гребного винта, введенный фирмой <Меркюри>. Его начали применять и на заводах других фирм. Были внедрены амортизирующие подвески и шумоизоляция мотора. Значительно улучшена защита мотора от коррозии в морской воде, хотя до настоящего времени эта проблема не решена.

Мощность подвесных моторов постоянно увеличивается. Десять лет назад мощность в 70 л. с. считалась огромной. В настоящее время все крупные заводы выпускают моторы мощностью 100- 155 л. с, которые в течение длительного времени могут работать с максимальной нагрузкой, особенно на гоночных катерах.

Почти все подвесные моторы работают по двухтактному циклу. Преимущество двухтактного двигателя заключается в сочетании высокой мощности с малым весом.

Раньше из-за добавки смазочного масла в топливо запальные свечи быстро замасливались и нуждались в очистке через каждые 20-50 ч работы. Благодаря замене в двигателе подшипников скольжения на роликовые подшипники, а также улучшенному качеству специального смазочного масла, смогли изменить существовавшую ранее пропорцию составных частей смеси от 1 : 12- 1 : 16 (1 часть масла на 12-16 частей бензина) до 1 : 50 и даже до 1 : 100. Это позволило в настоящее время производить чистку свечей через 200 ч работы мотора.

Отдельный топливный бак можно использовать при мощности подвесного мотора от 5 л. с.; электрический стартер - от 7,5 л. с; ручной стартер - до 60 л. с. Дистанционное управление можно приобрести для любого мотора мощностью от 5 л. с.

На срок службы подвесного мотора, как уже говорилось, влияют три основных фактора: эксплуатация в пресной или соленой воде, частота использования и уход за ним владельца. Тем не менее попытаемся определить средний срок службы мотора.

На заводах, испытываемые двигатели часто работают в течение 5000ч, причем делаются лишь небольшие перерывы для осмотра и ухода. Персонал нашей верфи также смог добиться 5000 ч непрерывной работы двигателей без проведения крупного ремонта. Благодаря капитальному ремонту, а также небольшим периодическим ремонтам срок службы хорошо обслуживаемого подвесного мотора можно увеличить до 10 000 ч.

Срок службы мотора, используемого на спортивных катерах, иной. Наибольший успех имеет подвесной мотор в воднолыжном спорте, так как он хорошо переносит смену скорости от малой до высокой. На максимальную мощность отрегулированы система зажигания, теплообмен, частота вращения, пониженная примерно до 3/4 от наибольшей. Нежелательно длительное использование двухтактного двигателя при неполной загрузке, а также продолжительное хранение его при случайном кратковременном использовании, поскольку во время бездействия коррозия (внутренняя и наружная) проявляется сильнее.

Непосредственные наблюдения в ремонтных мастерских позволили установить следующие виды повреждений мотора:

разрушение внутренних его стенок в результате износа из-за применения топлива без добавления масла;
прогорание днища поршней при слишком сильном воспламенении и большой нагрузке на двигатель во время гонок;
выход из строя роликовых подшипников и шестерен при нерегулярной смазке подводной части мотора.

Если подвесной мотор упал в воду, то его нужно немедленно разобрать и высушить в течение 24 ч, так как из-за коррозии коленчатый вал и подшипники становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации.

Маленькие моторы обычно более долговечны, чем большие: за ними легче ухаживать, их проще отнести в гараж для чистки.

Сравним приведенные ниже данные о сроках службы подвесных моторов.

Если время эксплуатации мотора в среднем принять равным 200 ч в год, то долговечность малого двигателя мощностью до 12 л.с. может достигнуть 10 лет. Правда, необходимо учитывать и ремонтные работы, увеличивающиеся по истечении пяти лет.

Большие двигатели мощностью от 50 до 125 л.с. в среднем эксплуатируются в течение трех лет до первого ремонта. После пятилетней эксплуатации обслуживание и ремонт двигателей становятся невыгодными и в спортивных целях их применяют неохотно. Проданные по сниженным ценам, они часто в течение ряда лет используются для служебных нужд. Регулярное применение двигателей благоприятно отражается на их работе.

Указанные моторесурсы наблюдались при эксплуатации двигателей в речной воде. При эксплуатации в морской воде в большей степени возникает проблема коррозии. Поскольку лишь немногие владельцы подвесных моторов хорошо промывают их пресной водой после каждого использования, часы работы моторов следует сократить. На сколько? Это зависит только от самого владельца.

Сравним три наиболее важных типа машинных установок, Стационарный двигатель имеет продолжительный срок службы, хороший к.п.д., экономичен в эксплуатации.

Двигателю с Z-образной передачей присущи следующие особенности: ограниченный срок службы Z-образной передачи, хороший к.п.д. только для легких быстроходных катеров, упрощенный монтаж двигателя.

Подвесной мотор имеет небольшой срок службы, наименьший вес и максимальную мощность, пригоден в качестве главного двигателя для легких быстроходных катеров. Маломощные подвесные моторы устанавливают на небольших лодках.

5 декабря 2011 в 07:08






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Ваше имя
    #1  8 декабря 2011 в 19:50

    Почти все подвесные моторы работают по двухтактному циклу. Откуда этот бред? Статье лет 20?

    Ответить
  • -2
    Михаил Сёмин офлайн
    #2  9 декабря 2011 в 21:48
    Ваше имя
    Почти все подвесные моторы работают по двухтактному циклу. Откуда этот бред? Статье лет 20?

    C чего Вы так решили, обоснуйте пожалуйста, заинтересовало...

    Ответить
  • 0
    Ваше имя
    #3  11 декабря 2011 в 15:28
    Михаил Сёмин
    C чего Вы так решили, обоснуйте пожалуйста, заинтересовало...

    Зайдите в любой магазин. Надо думать , что четырехтактных двигателей вы там не найдете. Если конечно правда , что Почти все подвесные моторы работают по двухтактному циклу. А то что во многих странах их даже продавать запрещено...

    Ответить
  • -4
    Михаил Сёмин офлайн
    #4  11 декабря 2011 в 16:15
    Ваше имя
    Зайдите в любой магазин. Надо думать , что четырехтактных двигателей вы там не найдете. Если конечно правда , что Почти все подвесные моторы работают по двухтактному циклу. А то что во многих странах их даже продавать запрещено...

    Оказалось, Вы не совсем правы. Прозондировал интернет, большинство двигателей в продаже - двухтактные, причем есть все бренды, любой мощности, вплоть до 300 лошадок... Есть сравнительные статьи, там все плюсы и минусы описаны. Простому обывателю, за кровно заработанные, как раз подойдет двухтактный... Краткая выдержка, на которую наткнулся: "Отдельного упоминания заслуживает вопрос вибраций. В любом двигателе вибрация максимальна на частотах, кратных частоте вращения коленвала. Наибольший вклад в общую вибрацию вносят первая и вторая гармоники, именно с ними и ведут борьбу. Как правило, все маломощные четырехтактники выполняются по двухцилиндровой схеме. Чтобы обеспечить равномерность вспышек, поршни в них движутся синфазно, в отличие от двухтактника, где поршни движутся в противофазах. Не вдаваясь в теорию вибрации, скажем только, что такой мотор ничем не отличается от одноцилиндрового (!), самого вибронагруженного из всех моторов. Поэтому в конструкцию четырехтактника вводят дополнительные балансировочные валы, чтобы уменьшить первую виброгармонику. Как нетрудно догадаться, это еще более удорожает конструкцию и увеличивает стоимость и вес такого лодочного мотора. Поэтому двухцилиндровые четырехтактные лодочные моторы не имеют очевидных плюсов перед двухтактными. В основном производители вынуждены выпускать их из-за ужесточающихся с каждым годом в развитых странах экологических норм. Итак, вот те плюсы, которые мы получаем от использования четырехтактного мотора: более высокая экономичность (примерно на 20 процентов), более чистый выхлоп (особенно это заметно для водителя), нет необходимости смешивать бензин с маслом, больший моторесурс. А вот минусы: на 20-30 процентов больше вес и цена, необходимость транспортировки только на одном боку для предотвращения вытекания масла из картера, более дорогое обслуживание. При использовании рекомендованного производителем масла двухтактный лодочный мотор работает на холостых оборотах сколь угодно долго. Поэтому если Вы приобретаете лодочный мотор для рыбалки троллингом, у четырёхтактника нет явных преимуществ."

    Ответить
  • -1
    Ваше имя
    #5  11 декабря 2011 в 21:23
    Михаил Сёмин
    Оказалось, Вы не совсем правы. Прозондировал интернет, большинство двигателей в продаже - двухтактные, причем есть все бренды, любой мощности, вплоть до 300 лошадок... Есть сравнительные статьи, там все плюсы и минусы описаны. Простому обывателю, за кровно заработанные, как раз подойдет двухтактный... Краткая выдержка, на которую наткнулся: "Отдельного упоминания заслуживает вопрос вибраций. В любом двигателе вибрация максимальна на частотах, кратных частоте вращения коленвала. Наибольший вклад в общую вибрацию вносят первая и вторая гармоники, именно с ними и ведут борьбу. Как правило, все маломощные четырехтактники выполняются по двухцилиндровой схеме. Чтобы обеспечить равномерность вспышек, поршни в них движутся синфазно, в отличие от двухтактника, где поршни движутся в противофазах. Не вдаваясь в теорию вибрации, скажем только, что такой мотор ничем не отличается от одноцилиндрового (!), самого вибронагруженного из всех моторов. Поэтому в конструкцию четырехтактника вводят дополнительные балансировочные валы, чтобы уменьшить первую виброгармонику. Как нетрудно догадаться, это еще более удорожает конструкцию и увеличивает стоимость и вес такого лодочного мотора. Поэтому двухцилиндровые четырехтактные лодочные моторы не имеют очевидных плюсов перед двухтактными. В основном производители вынуждены выпускать их из-за ужесточающихся с каждым годом в развитых странах экологических норм. Итак, вот те плюсы, которые мы получаем от использования четырехтактного мотора: более высокая экономичность (примерно на 20 процентов), более чистый выхлоп (особенно это заметно для водителя), нет необходимости смешивать бензин с маслом, больший моторесурс. А вот минусы: на 20-30 процентов больше вес и цена, необходимость транспортировки только на одном боку для предотвращения вытекания масла из картера, более дорогое обслуживание. При использовании рекомендованного производителем масла двухтактный лодочный мотор работает на холостых оборотах сколь угодно долго. Поэтому если Вы приобретаете лодочный мотор для рыбалки троллингом, у четырёхтактника нет явных преимуществ."

    Да ни надо ничего штудировать. Сходите в магазин ( приличный). Или посмотрите каталог. Лучше - Honda. А то такое впечатление , что вся информация из Рунета ( где болтаются одни и те же древние страшилки). Поштудируйте забугорный интернет. И не надо писать про первую виброгармонику. Может потом не так стыдно будет.

    Ответить
  • -3
    Михаил Сёмин офлайн
    #6  11 декабря 2011 в 21:46
    Ваше имя
    Да ни надо ничего штудировать. Сходите в магазин ( приличный). Или посмотрите каталог. Лучше - Honda. А то такое впечатление , что вся информация из Рунета ( где болтаются одни и те же древние страшилки). Поштудируйте забугорный интернет. И не надо писать про первую виброгармонику. Может потом не так стыдно будет.

    а за что должно быть мне стыдно??? Я почитал материалы, обрел свое мнение, и Ваша категоричность, я понял, не к месту...

    Ответить
  • -2
    Елена Дубина офлайн
    #7  22 января 2014 в 16:52

    спасибо за инфо, полезна однозначно.
    Могу сказать одно - главное нормальное обслуживание и первоначальная правильная обкатка. у нас с мужем лодочный мотора Hangkai 3,5 - китаец. вполне радует как ценой так и качеством.

    Ответить

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑