Прошедшее лето в Западной Сибири не радовало. Прогноз, предвещавший аномально жаркое лето и затяжную дождливую осень, сбылся с точностью наоборот. Откры­тие сезона состоялось 28 августа под проливными дождями.
С тех пор, как мои егерские услуги руковод­ством, охла­девшим к охоте, не востре­бованы, опять на откры­тие не езжу. Праздник должен быть тихим и без суеты.

Открытие в части трофеев было слабым. Никто не хвалился  результатом, и по всему выходило, что местной утки почти нет. В местах моих постоянных охот последних лет лишь один из вполне достойных охотников взял на открытии всего  семь уток, далеко опередив не менее достойных  спутников.  Таким был рекорд.
Тем не менее 4 сентября я туда отправился, надеясь на успокоившуюся утку. Я не совсем был доволен наличием утки в прош­лом году, но против года нынешнего было ее несравнимо больше.
Привычно многочисленной лысухи были самые крохи, совсем не было обычного и многочисленного красноголовика, да и все остальное было представлено слабо. Не было даже чомги.
Разочарованный открытием народ, очередные выходные пропускал, и нам никто не мешал. Вернее мне. Жена у палатки по обыкновению занималась изготовлением вкусностей и многими другими нужными делами. В итоге, расстреляв двадцать пять патронов 16-го калибра, все же взял двенадцать штук.
В последующих охотах переместился на малую родину. Давно там не охотился, но нашел свою старую проплывь, и с дичью было чуть повеселее. Знание мест, терпение и труд предопределили хоть какой-нибудь результат. Если подвести итоги, то на охоте был семь раз. Общее число взятой дичи – 61 шт. Патронов расстрелял штук 150 – 170. За выезд, а это обычно три зорьки  –  от 13 до 8 штук. Можно было цифру чуть поправить – за счет чомг. У меня среди них даже появились знакомые на укромных плесах, но я пока так низко не пал… И лишь последний раз уж совсем не повезло. Заключительный выезд по обыкновению на место первой охоты. Там я всегда ставлю точку по пролетной утке. На этот раз стрелял всего 10 раз, сшиб шесть, но взял лишь трех и то чирков.
Половину добытой дичи составили лысухи, а в остальном  –  «каждой твари по паре». Соксун, гоголь, хохлач, чирок и свиязь… Пролетная утка просочилась мелкими партиями. На более или менее крупную попасть удалось не многим, я в их число не попал. В этом году остался без гуся. Была одна вполне реальная возможность, но звезды, видимо, сошлись не в мою пользу. Гусь  в этом году шел с запозданием против обычного  недели на три. В ночь на 15-е октября ночевал на озере. После 23-х часов создалось впечатление, что над палаткой завис надоедливый табун, с целью мешать мне спать до утра, т.е. казара шла валом.
О впечатлениях. Прежде всего положительных. Осень была сухой и теплой. И удовольствие от поездки начинал получать едва вырвавшись  из суетного города. Сухая и порой незагруженная трасса, а  на последних восьмидесяти километрах едва ли попадется десяток-другой автомобилей. За окном все краски осени, в машине музыка под настроение.
Быть на природе одному не так уж плохо. Залиты лунным светом машина и палатка, а в первозданную тишину органично вписывается мелодия романса в исполнении Олега Погудина. Не раз кипятишь чай, и на душе  непередаваемо хорошо.
Добытой дичи мне вполне хватило даже для удовлетворения самолюбия. Слишком скромны по этому году результаты  большинства.
Тут и начинаются противоречия и печали. Ведь совсем недавно я заканчивал охоту на пятнадцатой дичине. Достигал этого результата, за редким исключением, легко. Печалюсь от оскудения природы. Не нахожу ответа.
Хотя кое-что для меня бесспорно. Как-то закрывали охоту в связи с птичьим гриппом, да и осеннюю открыли лишь семнадцатого сентября.  Закрыта она была и следующей весной. Зато осенью было такое раздолье. Иногда не знал, в какую же стрелять!  А в этом году утки весной пришло много, но с того озера, с которого я начал сезон,  два известных мне человека привезли  по 50 штук. Это весной! Думаю, что было это не пятьдесят селезней. Ранее весной ограничивали заплыв на водоем, в реалиях сегодняшнего дня весной палят  едва ли не чаще, чем осенью. А наглые и ненаказуемые стрелки с быстроходных моторных лодок? Больше всего страдают от них лысухи, чомги и лебеди.  Выплывал этой осенью и едва не получил сноп дроби навстречу. К счастью, лег чуть в стороне. Подловил в узкости и выдал все, что думал, а на душе  было мерзостно. От злости и бессилия. В прошлом, с удостоверением общественного егеря, я бы это однозначно пресек. Жаловались мне мои подчиненные, традиционно охотящиеся недалеко, километров за 15, на наличие у местных жителей болотохода, с которого, передвигаясь по камышам, бьют все взлетающее. А в этом году нашел следы этого чудища и на своем родном озере. Можно подумать, об этом не знает местный охотовед.  Так что от сезона  не только радости, но и печали.
С каждым годом радостей меньше, печали больше и, увы, это устойчивая тенденция…

Что еще почитать