Лишнее звено

Точка зрения

В одном из номеров «РОГ» было опубликовано сообщение начальника отдела организации охотнадзора Управления Россельхознадзора по г. Москве и Московской области С.В. Дунаева о полномочиях федеральных органов госохотнадзора по Московской области. На первый взгляд кажется, что эта организация проводит большую и нужную работу, направленную на благо охотничьего хозяйства. Однако на деле оказывается совсем другое. По моему глубокому убеждению, вред, нанесенный Россельхознадзором и его территориальными подразделениями, несоизмеримо больше вреда, наносимого российскими браконьерами.

Чтобы было понятно почему, вернемся немного в историю. В 2004 году для организации Россельхознадзора была уничтожена лучшая за все время система государственных органов управления и контроля за охотничьим хозяйством России, созданная Главохотой РСФСР. В результате этого в субъектах Российской Федерации были уничтожены региональные охотуправления, выполнявшие помимо надзорных функций большой объем работы по охране, воспроизводству и регулированию использования охотничьих животных. Численность этих охотуправлений в количестве 6500 штатных единиц пошла на формирование терорганов Россельхознадзора.
Последствия этого бездумного решения уже отбросили охотничье хозяйство России на много лет назад и будут сказываться в дальнейшем. Достаточно сказать, что с ликвидацией охотуправлений полностью разрушена десятилетиями создаваемая система государственного мониторинга и учета охотничьих животных. Без штатной численности, материально-технического и финансового обеспечения оказалось около 60 федеральных охотничьих заказников, проводивших большую работу по охране охотничьих животных. При передаче полномочий в субъекты Российской Федерации Россельхознадзор передал лишь около 1500 единиц штатной численности. Учитывая, что в Российской Федерации около 1800 административных районов, этой численности не хватает для обеспечения переданных полномочий в каждом районе. Таким образом, и без того малочисленная служба управления охотничьим хозяйством потеряла более 5 тысяч человек.
Следствием такого положения является неукомплектованность органов управления охотничьим хозяйством в большинстве субъектов Российской Федерации. То же касается и передачи в субъекты Российской Федерации материально-технических средств для обеспечения созданной в них службы управления охотничьим хозяйством.
Например, Московская область не получила для обеспечения переданных полномочий ни единого гвоздя, а переданной численности хватило только на 28 районов из 39. При этом деятельность 28 охотоведов ГУ «Мособлохотуправления» контролируют более 30 работников Московского Россельхознадзора. Это же абсурд.
Теперь о методах работы органов Россельхознадзора. В свое время был анекдот, что в милиционеры берут только тех претендентов, которые смогут придраться к фонарному столбу. Видимо, этот же принцип заложен в основу работы органов Россельхознадзора. В одном из выступлений Д.А. Медведев сказал, что не позволит контрольным органам «кошмарить» представителей малого бизнеса. Это выражение более всего подходит к стилю работы Россельхознадзора в области охотничьего хозяйства. Посудите сами. ГУ «Мособлохотуправление» юридически зарегистрировано как организация в марте 2008 года, а фактически приступило к выполнению своих обязанностей с 1 апреля прошлого года, когда была укомплектована численность учреждения. За 3 квартала 2008 года деятельность учреждения проверялась Россельхознадзором более 30 раз.
При этом ГУ «Мособлохотуправление» проверялось по результатам проведения зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Московской области, т.е. за тот период, когда учреждения не существовало ни де юро, ни де факто. Самое интересное, что выводы комиссии Россельхознадзора сводились к тому, что учреждение не обеспечило контроль за проведением зимнего маршрутного учета. В акте последней проверки Россельхознадзора, проведенной, кстати, с грубейшим нарушением законодательства, без издания соответствующего приказа, проверяющие предъявили претензии к выдаче разрешений на регулирование численности волка, лисицы и енотовидной собаки, мотивируя их тем, что Минсельхоз России не утвердил порядка проведения этих мероприятий. Но кто будет ждать этого порядка, если срок подготовки Минсельхозом России одного нормативного документа равен периоду беременности слона, т.е. 24 месяцам? При этом совершенно не принималось во внимание то, что учреждение лишь являлось исполнителем решения Правительства Московской области по профилактике и борьбе с бешенством, жертвами которого стали жители Московской области и домашние животные.
Предвзятость присутствовала в каждом пункте этого акта, в связи с чем ГУ «Мособлохотуправление» не согласилось с результатами проверки и было вынуждено обратиться в органы прокуратуры.
Как оказалось такая картина характерна не только для Московской области, а является нормой в работе органов Россельхознадзора. Так, по имеющейся информации, после проверки Россельхознадзора Архангельское охотуправление обратилось в суд и выиграло процесс. До суда дошло дело и в Республике Удмуртия. Трения между органами Россельхознадзора и органами управления охотничьим хозяйством имеются и в других регионах России.
При этом в роли нарушителя российского законодательства выступают должностные лица органов Россельхознадзора. Например, природоохранной прокуратурой Камчатской области установлено, что в нарушение Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которым государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, передан органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица управления Россельхознадзора по Камчатскому краю неправомерно пытаются осуществлять надзор за гражданами в части соблюдения правил охоты.
Такая же картина наблюдается и в других субъектах Российской Федерации, о чем говорят многочисленные публикации в «Российской Охотничьей Газете». Причем со стороны руководителей органов Россельхознадзора не наблюдается мер по пресечению нарушений законодательства в подведомственных им органах. К чему ведет такая политика наглядно характеризует публикация в третьем номере журнала «Охота» под заголовком «Место проживания – охотничье общество». Дело заключается в следующем.
В нарушение действующего законодательства начальник Бежецкого межрайонного отдела управления Россельхознадзора по Тверской области А.Д. Смирнов оштрафовал жителя Московской области А. Шепелева на 1000 руб. на том основании, что он охотился с членским охотничьим билетом Бежецкого общества охотников и тем самым якобы нарушил инструкцию Минсельхоза России «О порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации», которая предусматривает, что охотничий билет выдается по месту постоянного жительства, хотя данная инструкция действует только в отношении охотничьих билетов и не регулирует порядок выдачи членских охотничьих билетов. Суд, конечно, отменил это постановление, но кто ответит за произвол бежецких и не только бежецких чиновников Россельхознадзора, в результате безграмотных действий которых, произведенных, кстати, с нарушением закона, страдают невинные люди?
Можно привести еще много примеров вредоносной деятельности органов Россельхознадзора в охотничьем хозяйстве России, но для резюме данной публикации в этом нет необходимости.
Напрашивается вывод, а так ли уж нужен Россельхознадзор в системе государственной власти России, осуществляющей охрану, регулирование использования охотничьих животных и контроль за соблюдением законодательства в этой сфере?
По-моему, контроль за исполнением переданных полномочий в области охраны и использования охотничьих животных вполне можно осуществлять через природоохранную прокуратуру и соответствующие финансовые органы.
При этом появляется возможность усилить охотоведческие службы в субъектах Российской Федерации за счет тех 5000 работников, которые в данное время не знают чем им заняться в Россельхознадзоре.

ОТ РЕДАКЦИИ

Редакция «РОГ» напоминает нашим читателям, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Следует вспомнить, что в 2004 г. после ликвидации системы государственных органов управления и контроля за охотничьим хозяйством России, созданной еще Главохотой РСФСР, об охотничьем хозяйстве просто забыли. Потом, спохватившись, в срочном порядке передали эти функции Управлению фитосанитарного и ветеринарного надзора, входящего в систему Россельхознадзора. При этом многие профессиональные кадры охотоведов-управленцев были потеряны, но часть из них перешла в новый надзорный орган. Два года назад государство вновь создало территориальные органы управления охотничьим хозяйством, которые в разных субъектах именуются по разному – от облохотуправлений до охотничьих инспекций. Им были переданы многие функции по контролю и регулированию использования объектов животного мира, относящихся к объектам охоты. Часть охотоведов-специалистов перешла в эти новые госорганы из Россельхознадзора, часть осталась в прежней системе. Данное положение является «издержками» непродуманной до конца административной реформы. Представляется, что решение вопроса находится в компетенции правительства. Именно оно должно опредилить, насколько поднятые вопросы в материале А. Тихонова актуальны в настоящее непростое время.

Что еще почитать