Когда я писал «Дутые проблемы надувной лодки», мотора к ней у меня еще не было. Потом я его приобрел. Мощностью в целых 2,5 л.с.  В связи с этим невольно пришлось  узнать много нового.

Спешу поделиться с читателями «РОГ» – теперь уже с позиций выпускника учебных курсов судоводителей в ГИМС, которые пришлось окончить в связи с покупкой   подвесного мотора, официально переведших мой севилоровский «Fish Master FT 325» из простой надувнухи в гордый разряд мотолодок. Поскольку законодательное определение маломерного судна включает в себя и надувную лодку, то будет касаться прежде всего ее. Оговорюсь также, что я окончил курсы судоводителей в г. Москве. Однако жители регионов пусть не торопятся снисходительно ухмыльнуться: ГИМС набирает силу повсеместно, и для многих теперь обыденный выход на воду с целью охоты, рыбалки или простое переплытие на ближайший остров, может принести большие огорчения. Итак, друзья, вникайте.

ТЕХОСМОТР И КАК ЕГО ПРОЙТИ

Чтобы плавать по ВВП и ВП (внутренним водным путям и водным путям, соответственно) РФ на маломерных судах, к которым относятся в т.ч. надувные лодки грузоподъемностью свыше 225 кг нужно иметь при себе набор документов. Это: удостоверение судоводителя; судовой билет (или его нотариально заверенная копия), с вписанными сведениями о лодке и моторе; талон техосмотра лодки и мотора. Техосмотр осуществляется инспекторами ГИМС на ее базах до начала навигации. Предъявлять лодку с мотором инспектору при прохождении ТО обязательно. На обоих бортах лодки должны быть нанесены госномера, присваиваемые в ГИМС; оснащение лодки обязано строго соответствовать перечню в судовом билете (а это не мало), включая спасательный жилет – его тоже нужно предъявить. Если на одном борту не окажется номера, или инспектор посчитает его плохо видимым, или нанесенным «не такой краской», или не будет доставать чего-то из предписанной  для вашей лодки комплектации, вы ТО не пройдете, без вариантов. Вернее, варианты всегда есть, и большинство наших людей о них знает... Обучение на судоводителя.

 

КУРСЫ И ЭКЗАМЕНЫ

Сначала надо записаться на курсы. Желательно заблаговременно: набор ограничен, и не успев, придется ждать следующего. Смирно-безответный наш народ уже проникся тем, что ГИМС – уже не абстракция, и не хочет портить себе кровь, напоровшись на ее бравых инспекторов вод, особенно в водах регионов, где любой приезжий является потенциальной жертвой. Учебные группы по 50 человек. Количество групп ограничено.

Обучение длится около 1,5 месяцев, в зависимости от наличия/отсутствия праздников в то время. Занятий всего 12. Темы: «Теория устройства судна», «Лоция ВВП», «Навигационные огни и знаки», «Судовой такелаж», «Административное право», «Безопасность эксплуатации», «Теория судовождения», «Метеорология и радиосвязь», «Правила плавания». По окончании теоретического курса сдается зачет тем же преподавателям. Сдача экзамена происходит через день после зачета. А принимают экзамен совсем другие люди, тех, кто обучал, в этот день вообще не должно быть в ГИМС. Таков порядок. Принимают несколько экзаменаторов. В билете 12 вопросов, допустимы два неверных ответа. Сдача осуществляется либо на компьютере, либо по билету (типа гаишной перфокарты), но ответы следует написать на бумажке, и с нею подсаживаться к экзаменатору.

Насколько мне известно, из двух групп, сдававших 16 мая, не сдали экзамен более 10 человек.

Не сдавшие экзамен могут бесплатно пересдать его дважды, в любую среду. Затем – плати, дружок, за каждую пересдачу по 400 рублей, но об этом почему-то сообщают только на экзамене.

После успешной сдачи теории необходимо прибыть на водно-моторную базу ГИМС «Захарково» и проэкзаменоваться на практические навыки. Потом  весь набор документов с подтверждением своей успешности надо сдать для оформления удостоверения. Через 10 дней документ, действительный 10 лет, будет готов. Удостоверение профессиональное – любительских не бывает. Кажется, по организационной части вопроса все. Перейдем к частностям.

БИМСЫ, КАРЛИНГСЫ, ШИРСТРЕКИ

Объем учебного материала на курсах преподается внушительный, и записывать его, рисуя по ходу многочисленные схемы, успевают далеко не все. Имеет место обилие специальной терминологии, которую многие не в состоянии не только усвоить, но и попросту выговорить – и это не их вина. В связи с этим следует отметить, что вряд ли владельцу надувной лодки, которой правилами плавания больше запрещено, чем можно, со слабосильным моторчиком на транце, необходимо знать  значение судовых, береговых и плавучих навигационных огней,  сигнальных плесовых и перекатных мачт и ориентироваться в звуковых сигналах. По крайней мере, это можно преподавать для общего развития (что даже интересно), но включать в экзаменационные билеты совсем не обязательно. За несколько занятий  выучить это нереально. То же самое относится и к  теории устройства судна, судовой радиосвязи. Однако все это преподается и спрашивается на экзамене.

Я глубоко сомневаюсь, что любителям охоты, рыбалки, подводной охоты и прогулок по воде, использующим для этого надувную лодку, так уж необходимо знать, что такое бимсы, карлингсы, ширстреки, отличать ахтерштевень от топтимберса, и не перепутать пиллерс с мидельвейсом или планширью. Сомневаюсь также, что этой категории граждан обязательно ориентироваться в свальных и поворотных знаках, уметь определить глубину плеса по сочетанию формы и цвету фигур на мачте.

И совсем не сомневаюсь в том, что любителям доплыть к заветным камышам, чтоб затаиться в ожидании гусиного налета или  добраться к месту погружения с подводным ружьем, надлежит уметь определиться по сложной комбинации судовых огней-сигналов с типом судна в ночи и выяснить, занято ли оно буксировкой опасных грузов, ловом рыбы, или ведет дноуглубительные работы. Полагаю сам факт обучения нас на курсах, та «красивая мина», которая призвана придать благообразность и обоснованность очередному изъятию денег у населения, наряду с ОСАГО и прочим «счастьем».

НАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ

Вникнув в административное законодательство РФ, касающееся юрисдикции ГИМС, мне показалось, что оно имеет некоторые пробелы. Взять хотя бы отдельные документы, формы которых не утверждены в установленном порядке, являются фактически произвольными, но на основании которых  судоводители могут  подвергаться санкциям. Пример – бланк так называемого «Предупреждения». А ведь после трех таких предупреждений можно лишиться удостоверения судоводителя. Еще. Статья 11.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за управление судном в состоянии опьянения. Отсутствует количественный критерий содержания алкоголя в организме (на момент наркологического освидетельствования конечно). То есть, как нам было сообщено, достаточно только установления факта наличия алкоголя в организме судоводителя, и, как говорится, «ку-ку, Гриня!» Между тем факт приема алкоголя и алкогольное опьянение – вещи разные, и наличие алкоголя в организме еще не говорит об опьянении.

Не совсем понятен вопрос о превышении судоводителем установленной скорости (ст. 11.7, п.1 КРФ об АП). Да он на суше-то не отрегулирован должным образом. Каким образом измеряется скорость движущегося судна инспектором ГИМС, какими приборами это делается и как факт превышения скорости доказывается в суде, осталось невыясненным. Примеры можно продолжить.

ГИМС НЕОБХОДИМА!

Но я лично ничуть не против ГИМС. И полностью за ее существование. Порядок на водоемах необходим. Особенно, когда многие наши граждане являют собой пример сочетания отсутствия мозгов и широких финансовых возможностей для покупки мощнейшей гидротехники, вследствие чего потенциальная опасность использования ее для других людей чрезвычайно высока. Любой из нас может припомнить выходки всадников гидроциклов, катеров или лодок с могучими двигателями: кто-то же должен их возвращать в суровые реалии бытия, тем самым предотвращая травмы и смерти лиц, очутившихся в зоне неадекватно резвящихся соотечественников.

Кто-то должен упорядочивать движение в оживленных местах, пресекать пьяную езду, и много чего должен. Для этого ГИМС необходима. Только не стоит государству сходить с ума, облекая новые денежные поборы с граждан в идейные формы обеспечения порядка в маломерном флоте и дойдя до абсурда. Не нужно так цинично обходиться с мирными владельцами надувных лодок, маломощных моторов к ним (хотя бы до 5–8 л.с.). Кому, и какой мы можем причинить вред?

Теперь еще. «РОГ» – несомненно, уважаемая газета, и безусловный лидер по массовости среди охотничьих изданий. Следовательно, когда такая газета напрямую обращается с проблемными вопросами к конкретным правителям, полагаю, хоть какой-то ответ должен последовать. Хотя бы ради элементарного приличия. Но обе публикации, посвященные проблемам надувной лодки, остались без ответа. Не удостоили.

Однако тем временем ситуация с ГИМС развивается очень предсказуемо, и, конечно же, по аналогии с МРЭО-МОТОТРЭР ГАИ. Схожесть идеальная, поскольку и те, и другие экзаменуют и регистрируют... Пока я учился на курсах, несколько знакомых купили удостоверения судоводителей за те же 6–7 тыс. рублей в соседних с Москвой регионах. Приятель рассказал, как в московском магазине, торгующим надувными лодками, купил лодку, а с ней заодно и удостоверение судоводителя, и что такая услуга доступна там любому желающему... И вот уже появилась информация, что в одной из центральных областей несколько инспекторов ГИМС осуждены за выдачу фиктивных прав и  регистрационных документов. А что же дальше? А в Финляндии, как выяснилось, нет вообще регистрации маломерного флота. Ну так на то она и Финляндия – чяво с нее взять?

Что еще почитать