Во Владимирской области в период с 6 по 20 июня работала российско-французская экспедиция по изучению биологии размножения охотничьих птиц.

Целью исследований был ежегодный мониторинг численности и успешности гнездования вальдшнепа и другой пернатой дичи в центральной России. Работа проводилась на модельной территории, в качестве которой вот уже более 15 лет служат охотничьи угодья Петушинского района Владимирской области.

Особое внимание уделялось изучению леса, предпочтительности его возраста и типа с местами обитания выводков вальдшнепа. Для этого использовали специальные спутниковые карты, позволяющие достоверно определять высоту, возраст и состав древесных пород. Каждый вечер в разных лесных квадратах проводили учет вальдшнепа на тяге, а в дневное время с помощью легавых собак разыскивали самих вальдшнепов. Ввиду скрытного образа жизни и особенности поведения при приближении опасности нередко удавалось отмечать лишь следы пребывания вальдшнепов (свежий помет, потычки от клюва). Но и это служило доказательством пригодности данного биотопа для вальдшнепа. Приходилось наблюдать отвлекающие демонстрации самок, которые притворяясь ранеными, отводили собак от затаившихся птенцов. Самих пуховичков обнаружить не удалось, но летные выводки поднимали неоднократно. На карту наносились все встречи выводков, либо места обнаружения следов их пребывания.

ВАЛЬДШНЕП

В этом году у большинства вальдшнепов очень ранние выводки. Это и понятно: прилет первых вальдшнепов на территорию исследуемого района был отмечен 22 марта. Никогда за предыдущие годы наблюдений такого раннего начала тяги не было. Не исключено, что уже в самом начале апреля многие вальдшнепихи уже сели на гнезда. Насиживание у вальдшнепа продолжается 21–23 дня. Столько же требуется птенцам, чтобы подняться на крыло. Вот и получается, что к началу июня большинство молодых вальдшнепят оказалось уже давно на крыле! Судя по учетам на тяге, вальдшнепа в этом году в районе исследования было чуть больше обычного (в среднем 12, максимум – 34 птицы за 2 часа наблюдений на каждой точке учета). Однако очень жаркий май не способствовал хорошим кормовым условиям для выводков: в лесу было слишком сухо. Насколько успешно пройдет сезон размножения для вальдшнепа в целом можно будет сказать лишь в августе.

РЯБЧИК

А вот для рябчика майская жара оказалась благоприятной. Эта птица не любит холодной и дождливой весны. И, напротив, если май и начало июня  теплые и сухие, гнездование рябчика проходит удачно. За 2 недели наблюдений мы встретили 18 выводков и нашли одно гнездо. Только в двух выводках птенцы были суточными и еще не летали, в 5-ти они были маленькими «поршками», а в остальных – 2–3-недельными. И это в первой половине июня! То есть основная масса рябчика вывелась в этом году уже в двадцатых числах мая. Замечу, что птенцы у рябчика вылупляются из яиц уже с начинающими раскрываться трубочками маховых перьев крыла и их больших кроющих. На второй день жизни они раскрываются, и крыло образует несущую поверхность. А потому двухдневные птенцы рябчика уже способны вспархивать на деревья на высоту до 1 метра. У других куриных птенцы становятся «поршками» позже, например у глухаря – в 8 дней, у тетерева – в 10, у перепела – в 11. В целом, за все годы наблюдений, такого количества выводков на сравнительно небольшой территории исследований мы не наблюдали. Так что думается, этот год станет для охотников «годом рябчика», и если оставшийся летний период будет благоприятный, осенью нас ждет неплохая охота с пищиком.

ГЛУХАРЬ И ТЕТЕРЕВ

Аналогичные хорошие условия сложились для размножения тетерева и глухаря, но в ходе экспедиции были обнаружены только гнезда этих птиц, а потому делать какие-то выводы об успешности и сроках размножения еще рано.

БОЛОТНО-ЛУГОВАЯ ДИЧЬ

Болотно-луговая дичь оказалась в этом году в трудном положении. В поймах не было половодья, либо оно было очень слабым. Небольшой снежный покров, образовавшийся лишь со второй половины января и продержавшийся всего до середины марта, не способствовал накоплению почвенных и грунтовых вод. Сухие апрель и май привели к сокращению кормовой базы для куликов. Прибавьте к этому сильные весенние палы. Как показали учеты, уже с прилета бекасов и дупелей было меньше обычного, а на размножение их осталось и того меньше. Так что пока год явно не бекасиный и дупелиный. Зато в некоторых местах много коростеля. Удивительно, но впервые за годы наблюдений, экспедиция отметила огромное число дергачей, поселившихся на молодых вырубках. Возможно, это связано с более благоприятными защитными и кормовыми условиями, нежели на лугах, особенно в тех местах, где в этом году из-за недостатка влаги  плохо растет трава.
Мы назвали этот год «годом рябчика», но его смело можно было бы именовать и «перепелиным». Как известно, большое количество перепела бывает у нас не каждое лето. Но это выдалось перепелиным. Причина – жаркий и сухой май, особенно в период пролета перепела. В этом году перепел ушел на гнездование далеко на север, а в ближнем и дальнем Подмосковье его просто много. С одного места удается услышать 5–7 «бьющих» перепелов. На радость натасчикам легавых и охотникам, предстоящий сезон должен компенсировать  явный недостаток дупелей и бекасов обилием перепела.

Что еще почитать