В Комитете Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию прошли парламентские слушания на тему: «Правовое обеспечение государственного контроля и надзора в области использования объектов животного мира».

НАДО ВЕРНУТЬСЯ К СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
– Нормативная база должна складываться таким образом, чтобы по сути дела вернуться к старой системе, которая существовала у нас в нашем с вами Советском Союзе, – сказал заместитель председателя правления Нижегородского областного общества охотников и рыболовов Александр ЗЕЛЕНОВ. – Не подумайте, что я сторонник старой жизни, но ситуация в охране природы прямо указывает на это.
Государство возложило на нас обязанность охранять животный мир. При этом нам не предложили никакого механизма такой охраны. Мы можем только пригрозить браконьеру пальчиком и увещевать, взывая к его сознательности. Всем понятно, что это только для убогих. Необходимо предоставить работникам охотничьих хозяйств право фиксировать факт нарушения природоохранного законодательства, факт браконьерства.
С чем мы столкнулись у нас в области в результате принятия Лесного кодекса. Конкурсная комиссия по правопользованию животным миром, охотничьими животными выдает победившему претенденту долгосрочную лицензию. При этом ему говорят: ты еще должен в соответствии с Лесным кодексом сходить на аукцион и подтвердить свое право на пользование этими животными на участках лесного фонда. Естественно, законопослушный охотпользователь идет на этот аукцион, а там такие зубры пришли за древесиной, что любому охотпользователю (я уж не говорю про общественные организации, даже коммерсанту) с людьми, которые пришили за древесиной тягаться просто не по силам. Естественно, лесной фонд отдают по основному виду – лесопользование.

ОХОТУ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ЛЮДИ С ДЕНЬГАМИ
– Когда в 90-х годах в Мурманской области, которую я представляю в Госдуме, начинался туризм на базе лова семги, это был не бизнес, это было хобби, – сказал депутат Государственной Думы Валентин ЛУНЦЕВИЧ. – Сегодня это хороший бизнес, который дает хороший доход и рабочие места для людей. И не надо сегодня говорить здесь, особенно представителям общества охотников и рыболовов, о том, что общественные организации могут решать вопросы. Надо четко разделить, что общество – это клуб любителей, объединенных интересами по охоте, либо по рыбалке, либо по питью пива. И ведение охотничьего хозяйства, и все, что связано с выдачей билетов, – это деятельность. Поэтому надо четко разграничить и сказать о том, что если это деятельность, которая ведется в рамках общественных организаций – это деятельность. Если человек хочет выйти в угодья общественного пользования, он может взять фоторужье и походить, побродить там, не надо говорить – это социальное занятие. Охота требует затрат больших. Это могут позволить люди, которые имеют деньги. Поэтому не надо обманывать себя и людей.
Я очень надеюсь, что после этих слушаний у нас появится, как минимум, закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве», и мы все-таки придем к пониманию необходимости создания единого федерального органа в области надзора и контроля по использованию природных ресурсов. Сегодня, как минимум, семь-восемь ведомств занимаются этими проблемами, а у семи нянек, как известно, дитя без глаза.

НА МЕСТАХ БОЛЕЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В УСПЕХАХ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
Очень здорово то, что сделали государственные удостоверения на право охоты, отметил и.о. министра лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области Борис БОГАПОВ.
Это должно быть, потому что общество охотников – общественная организация, у них есть членский билет. Это не удостоверение на право охоты, членский билет означает, что человек является членом общества. Вопросы снимаются.
Когда я начал разбираться с обществом охотников и рыболовов, то выяснилось, что основные средства, которые были у них, они продали, просто продали. Значит, разваливали потихонечку. Уважаемые люди руководили этим. Мало того, что было еще самое интересное. Руководитель такой у нас есть, уважаемый Иван Михайлович Малинин, взял себе отдельные угодья – 8 тысяч гектаров. Человеку 78 лет. Я спрашиваю: «Иван Михайлович, зачем тебе эти угодья? У тебя (у общества. – В.К.) вон сколько гектаров, которые тебе предоставили распоряжением губернатора. Есть долгосрочная лицензия. В чем вопрос?» - «Бес попутал», – вот и весь ответ.
Общество охотников зарабатывает деньги на членских взносах и реализации путевок. Пошел к губернатору, говорю: «Так и так, Павел Леонидович, нужно искать выход». Нашли выход элементарный. Губернатор выделил 15 миллионов рублей. Мы создали государственное учреждение «Дирекция охотничьего хозяйства Саратовской области», назначили охотоведов в каждом районе – 38 муниципальных образований, 38 охотоведов, по три-четыре егеря. Выделили транспортные средства и сделали это угодьями общего пользования. То есть любые люди могут охотиться – и из общества охотников, пожалуйста, и все. У нас нет членских билетов. У нас государственные удостоверения, которые выдаются Россельхознадзором. У нас путевка стоит на пушного и на пернатых 100 рублей, льготникам – 50 рублей. Пожалуйста, езжайте в любой район и охотьтесь, никаких проблем с этим нет.
Не соглашусь с тем, что федеральные органы должны считать каждого кабана. Нет, конечно, это забота охотпользователя. Любой охотпользователь заинтересован в том, чтобы у него был зверь. Конечно, нужно где-то и притормозить охоту, где-то воспроизвести.
Я думаю, на местах мы более заинтересованы в охране и развитии охотничьих ресурсов.

НЕОБХОДИМО УСТРАНИТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЗАКОНАХ
Требуется урегулировать межзаконодательные отношения и внести изменения в Налоговый кодекс, КоАП, Бюджетный кодекс, в законы об охране окружающей природной среды и об особо охраняемых природных территориях, отметил первый заместитель директора Департамента биоресурсов Ямало-Ненецкого
автономного округа Юрий КЛИМОВ. Привести в соответствие или отменить нормативные акты Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, которые не соответствуют, а в отдельных случаях противоречат действующему законодательству.
Необходимо разработать и утвердить новые правила охоты, соответствующие действующему законодательству, предоставив субъектам РФ право устанавливать конкретные сроки, орудия добычи, дневные и сезонные нормы добычи, предельные размеры изъятия видов разрешенных к добыче, с учетом климатических и биотопических особенностей и численности объектов животного мира, обитающих на территории субъекта. Нужно ввести государственный единый охотничий билет, который позволил бы определить истинную численность охотников в Российской Федерации и усилил бы их ответственность перед законом. Вместе с тем, следует отметить, что важнейшим недостатком охотничьего законодательства до сих пор является отсутствие закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве».

НАШЕГО ЧИНОВНИКА НЕЛЬЗЯ ПРИВЛЕЧЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БЕЗДЕЙСТВИЕ
К сожалению, в нашем государстве сегодня нет ответственности чиновников за их бездействие, за их заведомо неправильные действия или за их нарушения федерального законодательства, посетовала председатель правления Приморского краевого общества охотников и рыболовов Татьяна АРАМИЛЕВА. У нас сегодня законодательством не урегулирован вопрос ответственности за нанесение ущерба охотпользователям как неправомерными действиями, так и бездействием представителей органов государственной власти.
Нигде в законах не сказано, кто вправе привлечь к ответственности за отсутствие необходимых нормативных документов на уровне региональном, за невыполнение обязанностей, возложенных на органы исполнительной власти субъектов, законов. За последние годы вся судебная практика свидетельствует о том, что даже если судебное решение выносится и доказывается, что субъект не выполняет свои действия, все равно никто конкретно в субъектах не понес за это ответственности. И также никто не несет ответственности за то, что игнорируются требования законодательства и Федерального закона «О животном мире». Закон есть, он должен исполняться. К сожалению, обязаны его исполнять только те, которые берут в пользование объекты животного мира.
Необходимо сегодня на федеральном уровне принять жесткие правила игры и по этим правилам обязать играть все хозяйствующие субъекты, как субъекты, принимающие свои нормативные документы в регионах, так и субъекты, осуществляющие пользование животным миром. Следует определить единый порядок проведения конкурсов или закрепления территорий для всей страны. Нужны Правила охоты. Я уверена, что они должны содержать исчерпывающую информацию по срокам, способам и орудиям охоты. Субъекты РФ не должны разрабатывать и принимать свои Правила охоты. Правила по учетам, по определению процента изъятия охотничьих животных должны быть едины. Требуется очень жестко на федеральном уровне регламентировать порядок определения лимита изъятия охотничьих животных и предоставить право регионам определять его самостоятельно в количественном выражении, но опять же по жестко установленным правилам.

Подготовил
Владимир КРИЧЕВСКИЙ

По материалам Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
Проведя обсуждение вопроса о правовом обеспечении государственного контроля и надзора в области использования объектов животного мира участники парламентских слушаний отмечают следующее.
В связи с передачей субъектам РФ большого объема полномочий в области охраны, воспроизводства и регулирования использования объектов животного мира, а также функций по контролю и надзору в области охраны и использования объектов животного мира в субъектах РФ должна быть сформирована региональная нормативно-правовая база в области регулирования указанных отношений. Однако активного формирования регионального законодательства о животном мире не наблюдается.
Медленно формируются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые должны осуществлять полномочия субъектов Российской Федерации и переданные им полномочия Российской Федерации в области регулирования использования, воспроизводства и охраны животного мира, а также органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за использованием и охраной объектов животного мира.
В последние годы наметилась негативная тенденция повышения уровня браконьерства.
Нормативная правовая база, обеспечивающая эффективный контроль и надзор в области использования и охраны объектов животного мира должна основываться на принципах: разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ; недопустимости совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля и надзора за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию и охране объектов животного мира; привлечения к участию в обеспечении контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира общественных организаций, саморегулируемых организаций, объединений коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также граждан; ужесточения ответственности за нарушение законодательства в области животного мира и некоторых других.
С учетом состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендуют Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ учесть замечания и предложения, высказанные на парламентских слушаниях о необходимости внесения изменений в КоАП РФ (в части ужесточения наказания за нарушение законодательства о животном мире; наделения штатных работников юридических лиц – пользователей объектами животного мира (в границах территорий, предоставленных им для пользования объектами животного мира) правом составления протоколов об административных правонарушениях в отношении лиц, осуществляющих пользование объектами животного мира с нарушением законодательства о животном мире, введения административных наказаний за неповиновение законному распоряжению или требованию указанных должностных лиц либо за воспрепятствование осуществлению ими служебных обязанностей) и в УК РФ (в части ужесточения наказания за нарушения законодательства о животном мире).
Кроме того, Правительству РФ рекомендуется принять меры, обеспечивающие разработку проекта Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве».

Что еще почитать