Надежду сохранить породы охотничьих собак именно как охотничьих вселяет статья В.Кирьякулова «Легавые и их дипломы». Если руководители Росохотрыболовсоюза, РФОС, крупнейших кинологических центров страны сделали на это установку, еще не все потеряно.
Понимание, что полевые испытания, состязания охотничьих собак необходимы не как «игрища», а для выявления генетических свойств наших помощников в охоте при ведении племенной работы, очень важно. Эти испытания должны опираться на апробированные, необходимые для этой цели правила. И мы такие правила имели многие годы. Они позволяли воспроизводить собак чутьистых, верных, азартных и стильных (рассуждаю как «легашатник»). Однако не могу согласиться с И.Канавцом, что Правила испытаний собак легавых пород 1981 г. нуждаются только в редакционной правке. В связи с появлением большого числа молодых экспертов, не обладающих достаточным опытом, знаниями, а подчас и неохотников, необходимо создание подробной методики, позволяющей правильно трактовать положения существующих правил. Хочу поддержать Е.Конькову, поднимающую в статье «Не поздновато ли спохватились?» проблему взаимоотношений охотников с РКФ.
В пылу перестройки мы кинулись и в собаководстве подражать Западу, пытаться делать «все как у них». А на самом деле у нас лучше! К примеру, наши легавые по породному стилю отличаются друг от друга. Глядя издали, вы не спутаете курцхаара с пойнтером, а английского сеттера с ирландским. На Западе все легавые скачут одинаково – некрасиво и неэффективно. Наша балльная система расценки при испытаниях позволяет определить генетические свойства собак, кроме того, она увязана с российскими условиями охоты. Эти баллы вносятся в родословные документы. А что нам предлагает РКФ? Родословные, не несущие никакой информации. Более того, чтобы получить эту родословную, вы должны иметь оценку экстерьера, данную лицензированным экспертом на выставке РКФ. Эти эксперты по большей части не имеют никакого отношения к охотничьим собакам. Кроме того, участие в таких выставках требует не только ненужных затрат времени, но и весьма не дешево. Почему-то родословные документы, выданные обществами ВОО, «Динамо», Центром кровного собаководства при МООиР, Ленинградским охотничьим обществом и т.п., то есть организациями, объединенными Российской Федерацией Охотничьего собаководства (частью РКФ), а также запись собаки в ВПКОС не являются основанием для автоматической выдачи родословной РКФ. Эта последняя организация ничего не дала охотникам, кроме выкачивания из них денег. Безусловно, участие в выставках РКФ – дело каждого владельца собаки, но это не должно быть обязательным. Сложившееся положение может привести к потере части владельцев, показывающих своих собак на полевых испытаниях и охотничьих выставках. Не желая тратить время и средства на пустые, немотивированные бумажные формальности, они будут только охотиться со своими питомцами. В результате уменьшится племенное поголовье охотничьих собак. В конце концов постепенно исчезнут лучшие представители пород, а затем и сами породы. Мы похороним труд многих поколений кинологов, разрушим то, чем Россия всегда гордилась.
Сегодня мы зависим от РКФ при оформлении документации, завтра, может статься, нам предпишут изменить стандарты! А это недопустимо, хотя бы потому, что и экстерьер собак тоже связан со спецификой нашей охоты. Если среди владельцев легавых, норных собак появляются любители «цац» и «цацибов», то владельцам самых распространенных в России пород  лаек и гончих – уж совсем все это непонятно и не нужно. И вообще, любое дело не терпит дилетантства: охотники должны заниматься своими охотничьими собаками, служебники – своими и т.п.
Решить проблемы с РКФ вполне под силу новому руководству Росохотрыболовсоюза, но делать это нужно сейчас, пока еще не все потеряно. И мы на это еще надеемся.

Что еще почитать